Рут Розен

,

Был ли Иисус политически наивен?

Был ли Иисус политически наивен?

Был ли Иисус политически наивен?

Некоторые люди видят в Иисусе хорошего парня — социального реформатора — но при этом человека наивного в отношении политической ситуации своего времени и потому ставшего жертвой системы. Оправдана ли такая точка зрения в отношении Иисуса?

Хорошим показателем политической проницательности является способность отвечать на так называемые «неудобные вопросы». Давайте посмотрим, как с этим было у Иисуса. Познакомьтесь с политическим климатом, в котором жил Иисус, и составьте своё мнение о том, как он отвечал на неудобные, порой откровенно провокационные вопросы — и о том, что его ответы могут означать для нас сегодня.

Кипящий политический котёл

Когда Иисус вышел на служение, атмосфера в Израиле была переполнена политическими искрами. Еврейский народ с трудом балансировал между верностью своему религиозному культурному наследию и подчинением римским оккупантам.

Некоторые евреи считали необходимым идти на компромиссы с Римом, чтобы сохранить автономию, дозволенную кесарем (при условии уплаты налогов и сохранения мира). Другие выбрали, так сказать, пассивное сопротивление посредством сохранения строгой религиозной чистоты. А третьи бежали в пустыню, чтобы собирать там силы для насильственного свержения оккупации. Политическая атмосфера была напряжённой как извне (страх перед Римом), так и изнутри (конкурирующие политические группировки). А обычные люди, как всегда, оказались заложниками ситуации.

Поэтому, когда за Иисусом стали следовать огромные толпы людей, члены религиозно-политического истеблишмента моментально включили режим повышенной настороженности. Не станут ли эти толпы неуправляемыми и не вызовут ли они гнев Рима? Чью власть Иисус поддержит, а против чьей выступит?

Эти опасения заставляли некоторых иудейских лидеров постоянно испытывать Иисуса, «прощупывая почву» провокационными вопросами. Некоторые из них были явно направлены на то, чтобы запутать или подловить его. Другие были искренними.

Классическое яблоко раздора

Один из популярнейших приёмов современных политиков — использовать вопросы-ловушки на тему какого-нибудь текущего «яблока раздора», чтобы «подловить» собеседника; и этот приём далеко не нов. Идея состоит в том, чтобы заставить вашего оппонента стать на ту или иную сторону в каком-то спорном и крайне болезненном для общества вопросе. Вот классический пример этой стратегии.

Вопрос:

«Позволительно ли давать подать кесарю или нет? Давать ли нам или не давать?» (Марка 12:14)

Кто задаёт?

«Некоторые из фарисеев и иродиан» (Марка 12:13). Фарисеи были крайне религиозными иудеями, отстаивавшими необходимость скрупулёзного соблюдения как письменной Торы, так и устных традиций. Иродиане были сторонниками царя Ирода, выступавшими за то, чтобы Рим назначал править Иудеей «царя Ирода Великого». Эти две группировки, хотя и состояли обе из евреев, как правило, были политическими противниками.

Почему задаёт?

Эта сомнительная делегация соперничающих группировок откровенно намеревалась «уловить его в слове» (Марка 12:13), проще говоря, поймать на слове.

В чём заключается ловушка?

В первой части вопроса они спросили, позволяет ли Тора платить налоги, требуемые кесарем, т.е. императором Рима, государства-оккупанта. Другими словами, хочет ли Бог, чтобы мы финансировали этого языческого императора и его нечестивые практики? Если бы Иисус ответил «да», толпа могла бы ополчиться против него как против сторонника римлян. Но если бы он сказал «нет», его могли бы арестовать римляне за разжигание мятежа.

Что отвечает Иисус?

Он попросил показать ему римскую монету.1 «Тогда говорит им: «Чье это изображение и надпись (имя)2?» Они сказали Ему: «Кесаревы». Иисус сказал им в ответ: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу»» (Марка 12:16-17).

Мгновенно увидев их ловушку, Иисус парирует, переадресовывая вопрос обратно тем, кто пытается его уловить. Но он не уклоняется от ответа, как это делают многие современные политики. Он вовлекает их в поучительное рассуждение. По сути, он отвечает очень прямо — но его ответ не склоняется ни на одну из противоборствующих сторон.

Иисус говорит, что уплата налогов никак не связана с верностью человека Богу или еврейскому народу. Его ответ соответствует Божьим наставлениям, данным нашему народу, когда мы были уведены в вавилонский плен (Иеремия 29:7). Даже будучи пленниками, мы должны были являть окружающим характер Бога, чтобы это делало честь нашей вере.

Иисус мог бы ограничиться фразой «Отдавайте кесарю кесарево», но, добавив: «А Божие Богу», он призывает слушателей (и тогда, и сейчас) сосредоточиться на том, что мы должны Богу.

Согласно книге Бытия 1:27, Бог создал человека «по образу и подобию Своему». Таким образом, ответ Иисуса подразумевает трудный для многих вопрос: если мы должны отдавать деньги, на которых изображён кесарь, кесарю, то не должны ли мы также отдавать всех себя Богу, поскольку являемся носителями Его образа?

Вариация на тему соломенного чучела

«Соломенное чучело» — это демагогический приём подмены тезиса, когда участник спора искажает точку зрения своего оппонента, подменяя её похожей, но более слабой и легко опровержимой, а затем опровергает этот искажённый тезис. Это еще один излюбленный приём современных политиков, но, опять же, в нём нет ничего нового, Иисус тоже с ним сталкивался.

Вопрос:

Если женщина была замужем шесть раз и шесть раз овдовела, кто из мужчин станет её мужем в воскресении? (Марка 12:20–23)

Кто задаёт?

«Саддукеи, которые говорят, что нет воскресения» (Марка 12:18).

Саддукеи утверждали, что признают авторитет Торы, но не устных традиций и толкований, которые возникли вокруг неё. Они по большей части осуществляли храмовое служение и церемонии в Иерусалиме и предпочитали сотрудничать с Римом, чтобы сохранить свою власть.

Почему задаёт?

Зачем вообще задавать глупый вопрос о том, во что они даже не верили? Это всё равно что спрашивать, кошерно ли мясо единорогов! Вероятно, они надеялись, что Иисус выставит себя дураком, пытаясь ответить. Это дискредитировало бы и самого Иисуса, и учение о воскресении — двух зайцев одним выстрелом.

Как отвечает Иисус?

Иисус разоблачает подмену тезиса, отправляя саддукеев в первый класс.

«Не потому ли вы заблуждаетесь, что не знаете ни Писаний, ни силы Божией? Ибо когда воскреснут мертвые, не будут ни жениться, ни выходить замуж … А о том, что мертвые воскресают, разве не читали вы в книге Моисея о горящем кусте, как сказал тогда Бог Моисею: «Я — Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова?» Он — не мертвых Бог, а живых. Вы сильно заблуждаетесь».
(Марка 12:24–27)

Отмахнувшись от надуманной дилеммы, Иисус открывает своим слушателям нечто удивительное: сила Бога и Его любви превыше смерти. Упоминая давно умерших патриархов, Бог говорит Моисею: «Я есмь [а не был] Бог Авраама, Исаака и Иакова».

Познание Бога — это личные отношения (как отношения с другом, супругом или родителем), которые не заканчиваются со смертью. Именно поэтому Бог говорит о Своих отношениях с конкретными людьми, которые умерли (но не мертвы для Него). Божьи обетования и планы для нас не заканчиваются со смертью наших физических тел. Однажды они достигнут кульминации в воскресении.3

Действительно стоящий вопрос

Наряду со множеством политических вопросов-ловушек, Иисусу задавали и немало искренних вопросов, желая действительно услышать его учение на ту или иную тему. Ниже приводится, пожалуй, лучший из них:

Вопрос:

«Какая первая из всех заповедей?» (Марка 12:29)

Кто задаёт?

«Один из книжников» (Марка 12:28). Книжники были знатоками и часто учителями Закона. Этот книжник услышал рассмотренный нами выше разговор Иисуса с саддукеями.

Почему задаёт?

Его впечатлило, как Иисус справился с саддукеями, и он захотел узнать самую основу учения Иисуса. Что может быть лучше, чем спросить у него, что должно быть нашим главным приоритетом?

Как отвечает Иисус?

Он цитирует Шма:

«Первая из всех заповедей: «Слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею».

Вторая подобная ей: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Иной большей сих заповеди нет»
(Марка 12:29–31; смотрите также стихи 32–34)

Это самый что ни есть фундамент того, что Бог хочет от нас, и этот ответ развивает высказанный ранее принцип Иисуса «отдавайте Богу то, что принадлежит Богу».

Книжник соглашается с ответом Иисуса и добавляет:

«Любить Его всем сердцем, и всем умом, и всею душою, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв» (Марка 12:33).

Иисус подтверждает слова книжника, а затем, как бы между прочим, говорит ему: «Недалеко ты от Царствия Божия» (Марка 12:34).

После этого, как рассказывает Марк, никто больше не смел задавать Иисусу вопросы.

Подлинный революционер

Хотя Иисусу задавали провокационные вопросы с явным политическим подтекстом, он не давал политически окрашенных ответов. И только когда ему задали искренний вопрос о том, какой жизни ожидает от нас Бог, он упоминает царство, отличное от Римской империи.

Иисус не был ни наивным, ни безучастным — он был настоящим революционером — только не таким, какого ожидали люди. Его арест и казнь не были трагическим результатом неумения «учитывать реалии».

Совершенно очевидно, что Иисус всегда знал, о чём думают люди, и все его слова и действия были осознанными и целенаправленными. Он не только ожидал, но и предсказывал свою смерть — и своё воскресение.

А Царство Божье, на которое он здесь намекает? Оно не такое, как все представляли, и Иисус немало о нём говорил в Евангелиях.

Что вы об этом думаете?

Если бы вы могли спросить Иисуса о чём-нибудь, какие бы вопросы вы задали?

Что ваши вопросы могут рассказать о том, кто вы и чего хотите?


Примечания:

  1. Если точнее, динарий — римская монета, которой платили налоги.
  2. Скорее всего, монета была отчеканена в правление императора Тиберия, и надпись на ней должна была гласить: «Тиберий Цезарь Август, сын Божественного Августа». Считалось, что Цезарь Август передал Тиберию свой «божественный» статус.
  3. Воскресение, хотя оно и остаётся для нас тайной, перечислено наряду с другими ключевыми постулатами еврейской веры в «Тринадцати принципах еврейской веры» Маймонида.

 

1 ответить
  1. Самвел Аванян
    Самвел Аванян говорит:

    Здравствуйте, дорогие друзья! Сколько смотрю разные интернет площадки, никогда не натыкался на вас, и даже ваше «Евреи за Иисуса» где-то кем-то используется, либо что-то похоже, но доносят до общества иную информацию! Поэтому я Благодарен единому Богу, через нашего Спасителя Иисуса Христа, что есть такие как вы, которые не учат чему-то новому, а которые делятся тем, что передал единственный Сын Бога, Иисус Христос и Его Апостолы а Бог верен Своему Слову и это Слово сохранил до наших дней в виде Писания! Но многие к сожалению понимают его не на основании общего смысла а на основании отдельного слова или предложения! Будьте здравы и да поможет вам, наш Создатель а любовь Его Сына, нашего Господа Иисуса Христа, да наполнит нас всех!

    Ответить

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2025 Евреи за Иисуса