Стефани Хамман

Был ли Иисус раввином?

Евреи за Иисуса

Евреи за Иисуса

Иудаизм I века

Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно рассматривать личность Йешуа (Иисуса) в контексте иудаизма I века. Если Вы считаете сложным современный иудаизм, то во времена Второго Храма он принимал настолько разнообразные формы, что, с культурной и любой другой точки зрения, они несопоставимы с сегодняшними его направлениями. Некоторые из течений иудаизма I века упоминаются в Новом Завете и других исторических источниках: это ессеи, зелоты, саддукеи и фарисеи. Согласно Новому Завету течением, с представителями которого Иисус общался особенно много, были фарисеи.

 

Фарисеи

Фарисеи были ревнителями устного закона и традиций Израиля. В целом они выглядели как крайнее крыло иудаизма, которое настаивало на доскональном, тщательном и беспрекословном соблюдении и исполнении всех религиозных предписаний. Но  многие из фарисеев имели более умеренные взгляды, пытаясь создать посильный путь, которому мог бы следовать весь Израиль. У Иисуса было множество бесед с фарисеями (например, Матфея 19:3-9, Марка 12:28-34, Луки 19:39), в которых Он нередко задавал вопросы, бросавшие вызов их мировоззрению. Сами фарисеи признают Его как равного, считая Его раввином (Луки 19:39), а Его голос – достойным их внимания. Талмуд полон описаний дискуссий, которые велись между раввинами и которые подобны тем, что вел Йешуа в Новом Завете. В I веке раввинами назывались только учителя  фарисейского направления (хотя известное нам посвящение в раввины на тот момент еще не проводилось). Статус Иисуса среди фарисеев наиболее показательно представлен в Иоанна 3:2, где влиятельный фарисей (Никодим) называет Его раввином:

«Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! Мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» (Иоанна 3:1-2).

 

Иисус как раввин

Итак, Иисуса считали раввином единственного в то время течения, использовавшего этот термин. Но каким именно Он был раввином? С чем Он соглашался и в чем расходился в религиозных взглядах с другими раввинами?

 

Свободная воля

Даже и сегодня продолжает обсуждаться вопрос о том, как сочетается суверенная Божья воля и свободная воля человека. На этот счет фарисеи придерживались золотой середины. Рабби Акива, один из самых авторитетных религиозных лидеров ІІ века н.э., сказал: «Все предусмотрено, но дана свобода выбора» (Авот 3:16).

Йешуа тоже придерживался этого мнения, о чем говорит Его заявление: «Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается» (Луки 22:22).

Фраза «по предназначению», относящаяся к смерти Йешуа, указывает на то, что Бог предопределил это с самого начала. В то же время мы видим: горе человеку (Иуде Искариоту), который предает Мессию. Фарисеи не пытались решить проблему, казалось бы, взаимоисключающих друг друга свободной воли человека и Божьих предначертаний. Вместо этого они ставят их бок о бок в качестве факторов, которые следует учитывать во многих жизненных ситуациях. Иисус делал то же самое.

 

Воскресение мертвых

Йешуа и фарисеи были в согласии и по поводу воскресения. Саддукеи обвиняли фарисеев в изобретении этой доктрины, утверждая, что она не имеет  доказательств  в Торе. Фарисеи считали, что воскресение мертвых возможно. Рабби Иаков сказал: «Этот мир подобен прихожей грядущего мира: приготовьте себя в прихожей, чтобы войти в банкетный зал» (Авот 4:16).

Йешуа говорил о воскресении и с саддукеями. Они пытались запутать Его гипотетическим вопросом об овдовевшей женщине, которая вышла замуж за брата своего покойного мужа. Когда они спросили Иисуса, какой из мужей будет ее мужем в грядущем мире, Он ответил:

«Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах. А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Итак, вы весьма заблуждаетесь» (Марка 12: 25-27).

 

Суть Торы

В отношении основных учений Торы Иисус и фарисеи  также были в согласии. В Талмуде упоминаются слова Гиллеля, ведущего учителя в иудаизме в І веке до н.э.: «То, что ненавистно тебе, товарищу своему не делай. Это вся Тора, все остальное – пояснения к ней» (Шаббат 31а). Или, как сказал Йешуа: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Матфея 7:12).

В Новом Завете есть примечательный разговор между книжником (книжники относились к фарисейскому учению), который произошел сразу после того, как Иисус и саддукеи обсуждали учение о воскресении.

«Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей? Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, – вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет. Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! Истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв. Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия» (Марка 12:28-34). Иисус стоял на тех же позициях, что и величайшие предписания Торы.

 

Материальное благосостояние

Ни главенствующие фарисеи, ни Иисус не стремились к накоплению материальных благ. Гиллель, возглавлявший синедрион в 30 г. до н.э. – 10 г. н.э., однажды сказал: «Чем больше плоть, тем больше червей; чем больше вещей, тем больше забот» (Авот 2:7). Фарисеи учили бескорыстию: «Принадлежащее мне – твое, и принадлежащее тебе – твое» (Авот 5:10). Так говорил и Йешуа: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Матфея 6:24). Иисус говорил, что истинная духовность – в служении другим. Он учил Своих учеников жить просто и заботиться о бедных.

 

Баланс в жизни

Фарисеи могли наслаждаться едой и весельем, но, когда следовало, они приступали к посту и сосредотачивались на своем  внутреннем состоянии. Гиллель подытожил этот баланс между отношением к себе и отношением к другим: «Если не я для себя, кто за меня? Но если я только для себя – что я?» (Авот 1:14).

Примерно такое же сочетание поддерживал Йешуа. Он охотно откликался на приглашения фарисеев есть и пить в их доме (Луки 7:36-50), но Он также учил жертвовать собой: «И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Марка 8:34-35).

Женщины

Гиллель, известный своими умеренными взглядами по многим вопросам, однажды сказал: «Умножающий жен – умножает чародейство» (Авот 2:7). В книге Иисуса, сына Сирахова, написано: «От жены начало греха, и чрез нее все мы умираем. Не давай воде выхода, ни злой жене — власти; если она не ходит под рукою твоею, то отсеки ее от плоти твоей». 

Йешуа занимал совершенно другую позицию. Евангелие от Луки, в частности, свидетельствует о Его уважительном отношении к женщинам, так как Он проводил значительное время в их присутствии. Иисус подчеркивал значимость женщин. Он спас жизнь женщине, пойманной на прелюбодеянии, и, обратившись к  ее обвинителям, сказал бросать в нее камни только в том случае, если сами обвинители не имеют греха (Иоанна 8:7). Женщины  были и среди учеников Иисуса (Марка 15:40,41, Луки 8:1-3, 10:38-42, Иоанна 4:7-27).  

 

Простые люди

Между «ам-хаарец» (буквально: «люди земли», простые люди) и фарисеями существовало сильное разделение. Вот одно из утверждений фарисеев: «Фарисей не может есть с ам-хаарец» (Брахот 43b).

 Йешуа оспаривал эту позицию. Однажды мытарь Левий (Матфей) стал последователем Йешуа и устроил званый обед. Он пригласил своих бывших «коллег» – сборщиков налогов, которые считались самыми низами общества. Йешуа пришел, потому что это были люди, наиболее в Нем нуждавшиеся. Его сострадание к ним вызвало у некоторых религиозных лидеров осуждающую реплику: «Зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками?» (Луки 5:30).

 

Главный камень преткновения

«Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих» (Матфея 23:1-5).

Не всё фарисейское учение было обременительным, и в Своем собственном образе жизни Йешуа соблюдал некоторые внебиблейские традиции. Но, заявляя, что фарисеи «дела свои делают с тем, чтобы видели их люди», Иисус говорил, что вместо того, чтобы соблюдать Тору и традиции ради служения Богу, они делали это для того, чтобы служить себе и своему эго.

Иисус критиковал фарисеев за то, что они не были для людей истинными пастырями. Йешуа говорил людям исполнять повеления фарисеев, но по делам их не поступать, потому что некоторые из них возлагают на людей ношу обязанностей, которую не хотят нести сами. Йешуа говорил, что в своей озабоченности человеческими традициями фарисеи потеряли саму суть Торы. Ирония заключается в том, что и по сей день эти традиции и все более строгие запреты создаются для того, чтобы оградить Тору от нарушения евреем, либо еврея от возможности нарушить Тору.

 

Что случилось с фарисеями?

Когда Иерусалим был разрушен в 70 году н.э., некоторые лидеры фарисеев обратились к своим завоевателям и попросили разрешения жить на севере Израиля. Там они систематизировали устное предание, сведя его в единый кодекс правил и постановлений, что и послужило возникновению талмудического иудаизма. Духовные потомки фарисеев – это нынешние ортодоксальный и консервативный иудаизм (реформистский иудаизм возник как альтернатива традиционному).

 

Ученики Йешуа назвали Его раввином

Некоторые из учеников Иоанна Крестителя, еврейского пророка, который пришел, «чтобы Он [Мессия] явлен был Израилю» (Иоанна 1:31), стали учениками Иисуса: «На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, – что значит: учитель, – где живешь? Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа» (Иоанна 1: 35-39).

В Новом Завете записаны и другие случаи, когда ученики Иисуса называли Его раввином, например: «Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! Ешь» (Иоанна 4:31).

 

Простые люди называли Его раввином

Когда Иисус выходил из Иерихона, слепой бедняк по имени Вартимей начал кричать и звать Его. «Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! [т.е. раввин] Чтобы мне прозреть» (Марка 10:51).

Или вот другой случай: множество людей пересекли Галилейское море и приплыли в Капернаум, чтобы найти Иисуса. Новый Завет говорит: «И, найдя Его на той стороне моря, сказали Ему: Равви! Когда Ты сюда пришел?» (Иоанна 6:25).

 

Больше, чем раввин

Да, Иисус-Йешуа был раввином, учителем иудаизма в І веке н.э. На основании Его жизнеописания, если бы Иисус пришел на землю сегодня, где бы Его можно было найти? Конечно, в Иерусалиме, обсуждающего Тору с другими раввинами, выслушивающего людей любого статуса и сословия, у Стены Плача, на улицах и в синагогах.

Но не был ли Он больше,  чем раввином?

После смерти и воскресения Иисуса Петр и несколько других Его последователей предстали перед синедрионом (главным религиозным судом), потому что они не подчинились требованию не говорить евреям об Иисусе. Когда Петр ответил: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5:29), синедрион был готов приговорить их к смертной казни. Однако вмешался фарисей Гамалиил. Вот что он сказал:

«Мужи Израильские! Подумайте сами с собою о людях сих, что вам с ними делать. Ибо незадолго перед сим явился Февда, выдавая себя за кого-то великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли. После него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались. И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело – от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками» (Деяния 5:35-39).

Синедрион прислушался к совету Гамалиила и отпустил их.

Теперь, спустя 2000 лет, учение Иисуса распространилось не только на все языческие народы, но также всегда была определенная часть евреев, верующих в Него как в Мессию Израиля. В наши дни все больше и больше евреев открыты для того, чтобы воспринимать Иисуса не только как историческую личность, но и как раввина. И даже больше, чем раввина!

Если бы Иисус пришел на землю сегодня, где бы Его можно было найти? Вероятно, в разговорах с евреями – с религиозными и соблюдающими лишь традиции, с атеистами и агностиками, с молодыми и со старшим поколением – на улицах, в синагогах, общинных центрах, Хеседах, в интернете… Он бы учил людей, Он бы выслушивал их, и Он бы задавал им тот же самый вопрос, который когда-то задавал Своим ученикам: «А вы за кого почитаете Меня?» (Матфея 16:15)

Что бы лично Вы ответили Ему на этот вопрос?

 

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Евреи за Иисуса