Лора Костеа

,

Чем мессианский Песах отличается от традиционного?

Чем мессианский Песах отличается от традиционного?

Чем мессианский Песах отличается от традиционного?

В обширном календаре еврейских праздников Песах сияет яркой звездой и объединяет нас сильнее любого другого события. Возможно, причина кроется в том, что он каждый раз словно переносит нас сквозь тысячелетия в тот день, когда Бог вывел Свой народ из Египта. Избавление от общего врага объединило еврейский народ, как никогда раньше. Кроме того, ничто так не помогает ближе узнать друг друга, как совместный поход длиной в 40 лет!

В Исходе говорится, что Бог дал нашим предкам традицию праздновать Песах, чтобы мы всегда помнили о том, как совершилось наше избавление (Исход 12:14). В эти дни мы вспоминаем, что именно Он вывел нас из Египта; именно Он обеспечивал нас всем необходимым в пустыне; и именно Он продолжал хранить нас на протяжении всей нашей истории, даже если мы сами не всегда помнили Его любовь и доверяли Ему.

Мне кажется просто невероятным, что спустя столько столетий и даже тысячелетий мы до сих пор преданно соблюдаем этот праздник. Какие бы изменения и проблемы ни претерпел иудаизм, Песах по-прежнему объединяет нас общей традицией и воспоминаниями.

В моей семье рассказывают истории о том, как праздновался Песах задолго до моего рождения. Мои бабушка и дедушка приезжали со всеми своими детьми в дом прабабушки Ребекки, и проголодавшаяся детвора ждала, как им казалось, часами, пока прадедушка Моррис вернётся домой из синагоги (пешком, а не на машине), чтобы наконец-то сесть за праздничный стол.

Сегодня в нашем доме Песах празднуется более непринуждённо, но мы по-прежнему сохраняем некоторые традиции, которые стоят того, чтобы ждать этой праздничной трапезы с нетерпением. Признайтесь, у вас ведь тоже слюнки текут при мысли о торте из мацы — с шоколадом и вбитыми сливками!

Однако некоторые другие евреи часто задают нам вопрос, почему мы вообще продолжаем праздновать Песах, ведь я и моя семья являемся последователями Иисуса. Похоже, они приравнивают веру в Иисуса к отказу от еврейской веры и наследия нашего народа. Так не следует ли нам отказаться от Песаха и вместо этого праздновать христианскую Пасху?

Самым очевидным ответом на этот вопрос будет то, что Иисус был раввином первого века, который праздновал Песах со своими учениками. И если Он Мессия Израиля, было бы довольно странно, если бы Его последователи-евреи перестали отмечать самый важный еврейский праздник.

Приглашая Иисуса за свой стол на Песах,
мы начинаем глубже понимать некоторые
из элементов традиционного седера.

Но на более личном уровне ответ заключается в том, что для меня знание, кто такой Мессия, придаёт празднованию Песаха более глубокий смысл. В частности, приглашая Иисуса за свой пасхальный стол, мы начинаем глубже понимать некоторые из элементов традиционного седера, присутствовавшие в нём веками.

Если вам интересно, как это выглядит на практике, или если вы пришли к Иисусу недавно и, возможно, впервые видите концепцию «Песах + Иисус», предлагаю вам краткий обзор тех моментов, которые отличаются (а в основном не так уж и отличаются) от традиционных в праздновании нашего праздника на мессианский лад.

Горькие травы (марор)

Сегодня в их качестве многие используют петрушку или хрен. Этот элемент символизирует горечь рабства, в котором находились наши предки в Египте. На личном уровне каждый из нас находился в рабстве греха, пока Иисус не вывел нас оттуда ценой своей смерти. Бог знает, что мы склонны быстро забывать, и Он хочет, чтобы мы помнили, какой была жизнь до того, как Он призвал нас к Себе.

Косточка голени жаренного ягнёнка (зроа)

Сегодня во многих домах вместо косточки ягнёнка кладут жареное куриное бедро, голень или крылышко, но в ночь первого Песаха и в каждый последующий год нашим предкам было велено приносить в жертву ягнёнка, который так и назывался — «песах». Кость, которую мы кладём на тарелку, является символическим воспоминанием об этой жертве.

Агнец, которого приносили в жертву, должен был быть без пятна и порока. Интересно, что именно так описал Иисуса прокуратор Пилат во время суда над ним: «Ничего не найдено в Нём достойного смерти» (Луки 23:15).

Иногда молчание говорит громче слов, и отсутствие ягнёнка на наших тарелках сегодня — это повод задуматься. Последователям Мессии оно говорит о том, что подлинным Пасхальным Агнцем стал Иисус.

Харосет

Этот элемент символизирует строительную глину, которая использовалась для изготовления кирпичей по приказу фараона, и представляет собой сладкую смесь из измельчённых свежих или сушёных фруктов, орехов и мёда. Мы знаем, что Бог увидел тяжёлое бремя Своего народа и снял его с них. Позже Он сказал об исходе из Египта: «В бедствии ты призвал Меня, и Я избавил тебя» (Псалом 80:8).

Большинство из нас не знает, каково это лепить кирпичи из глины и соломы, но зато каждый из нас хорошо знает, каково это нести тяжёлое бремя. И Бог слышит наш крик, будьте уверены.

Зелень/овощ (карпас)

Обычно используется всевозможная огородная зелень, иногда луковица или варёная картофелина — в качестве символа того, как еврейский народ изначально процветал в Земле Обетованной. Мы можем благодарить Бога за то, что живём в эпоху, когда наш народ возвращается домой в землю Израиля, как Он и обещал.

Запечённое яйцо (бейца)

Яйцо символизирует праздничное жертвоприношение, которое было принято приносить в Иерусалимском Храме в праздники, и одновременно скорбь по разрушенному Храму, уничтожение которого сделало дальнейшие жертвоприношения невозможными. Нам же этот элемент напоминает о том, что Иисус предсказал разрушение Храма, а также сказал, что наступает время, когда мы будем поклоняться не на горе, и не в Иерусалиме, но «истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине» (Иоанна 4:23).

Пресный хлеб (маца)

Пресный хлеб служит напоминанием, что, когда Бог открыл народу путь из Египта, им пришлось уходить в спешке. Им было сказано приготовить эту трапезу так поспешно, что не было даже времени дать тесту подняться!

Сегодня маца выпекается определённым способом, в результате которого на ней получаются полосы и проколы, напоминающие нам о другом мессианском пророчестве, исполнившемся в Иисусе: «Но Он изъязвлен был… наказание мира нашего было на Нём, и ранами Его мы исцелились» (Исаия 53:5).

С мацой связана традиция, превосходящая по важности все другие — даже мамин нереально вкусный торт из мацы, — это прятание афикомена. Три листа мацы складываются вместе и средний из них ломается пополам и заворачивается в ткань. Этот преломленный и обёрнутый тканью кусок мацы затем прячут, чтобы все присутствующие дети позже отправились на его поиски.

Иисус бы преломлен, обернут
в саван и сокрыт в гробнице
на три дня, а потом воскрес!

Верующие в Иисуса видят в этом совершенно очевидный прообраз: Иисус бы преломлен, обёрнут в саван и сокрыт в гробнице на три дня, а затем воскрес! Мы также помним, что Он называл себя «хлебом жизни» (Иоанна 6:35).

Плод виноградной лозы

Во время трапезы так же выпиваются четыре чаши вина или виноградного сока, каждая из которых имеет своё значение. Во время пасхальной вечери Иисус разделил одну из чаш со своими учениками: «Также и чашу после вечери, говоря: «Сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается«» (Луки 22:20). Он взял традицию, существовавшую веками, и вложил в неё новый смысл.

Хвала (халель)

А закончить вечерю вы можете, воздав славу Богу вместе со всеми, кто разделил с вами трапезу: спеть гимн, или прочесть вслух из книги Псалмов, или и то и другое. Чаще всего используются Псалмы со 112 и по 117.

Завершение древнего повествования

Идея о том, что первенец должен быть отдан Богу, восходит к нашим первым патриархам: Аврааму и Исааку. Те, кто знаком с этой историей, помнят, что Бог велел Аврааму принести в жертву своего сына, и Авраам добровольно пошёл с сыном к тому месту, которое указал Господь, — но жизнь Исаака была сохранена. Когда Авраам опустил нож, он снова смог свободно вздохнуть. Бог предусмотрел жертву.

Сегодня мы можем дышать с тем же миром в сердце, какой был у Авраама. Наше слово «шалом», обозначающее мир, также имеет значение «полнота/завершённость».1 Возможно, Бог всегда знал, что именно Он завершит то, что Авраам начал тогда на горе, отдав Своего Сына?

Наша вера в Иешуа — того, кто умер и воскрес — не просто не противоречит нашим ежегодным пасхальным традициям, она придаёт им полноту и завершённость.

Ключевой элемент

Точно так же, как Иисус завершил Свой пасхальный труд спасения, мы можем придать полноту нашей пасхальной трапезе, добавив в неё один элемент, который можем привнести только мы. Это тот самый элемент, который наши предки познали в пустыне, и который Авраам принёс с собой на гору: безоговорочное доверие Богу, который избрал нас.

Приглашая Иешуа к нашему пасхальному столу, я и моя семья верим, что Он придёт и разделит эту трапезу с нами (Откровение 3:20). Иногда мы даже оставляем для Него за столом дополнительное место (как исторически это делалось для пророка Илии).

И всё же Бог, должно быть, знал, что доверять далеко не так просто, как принести зелень и запечь яйца. Существуют вполне реальные страхи, которые атакуют нашу веру изо дня в день с момента, как мы ступаем за порог своего дома. Именно поэтому Он сказал Иисусу Навину и израильтянам, когда они наконец были готовы войти в Землю Обетованную: «Не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь» (Иисус Навин 1:9).

В этот Песах, когда мы будем накрывать праздничные столы, добавляя каждый из элементов седера и вспоминая их значение, пусть Бог поможет нам с основным элементом — доверием. Это доверие и есть ключ к истинному шалому, шалому, который останется с нами и после того, как пасхальный ужин будет съеден.


Примечания

1. Вайн У. Э. и др. Полный толковый словарь Вайна к Ветхому и Новому Завету. Нэшвилл: Томас Нельсон, 1996.

 

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *