Что Иисус говорил о наших приоритетах?
Бывает ли у вас ощущение, что за главенство в вашей жизни борются десятки или даже сотни приоритетов? Иногда просто кажется, что это наши приоритеты выбирают нас, а не мы выбираем свои приоритеты. Некоторые люди называют это «тиранией срочности». Однако то, что стоит для нас на первом месте, оказывает огромное влияние на нашу жизнь, поэтому имеет смысл подходить к этому вопросу осознанно. Важность выбора главного приоритета не есть что-то новое — Библия немало говорит на эту тему, в частности в Новом Завете приводится один очень знаковый диалог Иисуса.
Не все приоритеты одинаковы
Некий книжник (учитель Закона) спросил Иисуса: «Какая из заповедей самая важная?» (Марка 12:28; НРП). Согласно традиции, Тора содержит 613 заповедей, и этому человеку было интересно, какую из них Иисус выберет как наиглавнейшую. Хотя на первый взгляд он задал чисто религиозный вопрос, на самом деле книжник хотел узнать, что Иисус считал самым важным в жизни. Это был (и остаётся) важнейший вопрос для любого человека — вне зависимости от того, считаем мы себя верующими или нет.
Некоторые приоритеты носят временный характер. Они требуют от нас времени и усилий всего на один день или какой-то период. Но наши основные приоритеты глубже и выше всех остальных. Можно даже сказать, что это наивысшие приоритеты, потому что они отражают и даже формируют то, кем мы являемся.
Итак, как же Иисус отвечает на вопрос о главном или наивысшем приоритете?
«Иисус ответил:
— Самая важная заповедь — это: «Слушай, Израиль! Господь, наш Бог, — единый Господь. Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем своим, всей душой своей, всем разумом своим и всеми силами своими». Вторая заповедь: «Люби ближнего твоего, как самого себя».[78] Нет заповедей важнее этих двух… Весь Закон и учение пророков основаны на этих двух заповедях».
(Марка 12:28-31; Матфея 22:40)
В ответ Иисус цитирует Шма прямиком из Второзакония 6:4 как самую важную заповедь из всех и бонусом к ней цитирует Левит 19:18 как вторую по важности. Так что, если вы, будучи евреем, чувствуете, что вас тянет к Иисусу, но беспокоитесь, что следование за ним каким-то образом дискредитирует ваше еврейство, это хорошая отправная точка, чтобы развеять такие опасения.
Однако помимо того, что ответ Иешуа (Иисуса) был самым что ни есть правоверно-еврейским, — что вы думаете об этих его словах? Если вдуматься в то, что он говорит, возникают весьма смешанные чувства.
Наивысшие приоритеты основаны на любви
Наши приоритеты всегда будут зависеть от того, что или кого мы любим больше всего. Ну кому же не нравится идея любви как движущей силы наших приоритетов?
Однако большинство из нас обычно спотыкается на следующем. В словах из Торы, которые цитирует Иисус, не просто говорится: «Любите». В них говорится, кого мы должны любить (Бога и ближних) и насколько сильно (любить Бога всем своим существом и всем, что мы имеем, и любить ближних так же сильно, как себя).
Но кто на самом деле способен это сделать? Где нам взять такую всепоглощающую любовь? Не очень-то нам свойственно любить Бога всем сердцем, душой, разумом и силой — поэтому, если мы не будем сознательно контролировать, что мы любим больше всего, то это никогда не будет Бог. При этом мы не можем заставить себя любить Бога простым усилием воли или следуя списку «можно/нельзя». А даже если бы и могли, захотели бы мы этого?
Множество людей даже не уверены в том, что Бог существует, другие же верят в некий смутный далёкий образ Бога. И в том и в другом случае любить Его превыше всего будет казаться глупо, странно и безосновательно. Другие могут, наоборот, горячо желать и, возможно, изо всех сил стараться любить Бога — и при этом всё больше и больше разочаровываться в результативности своих усилий. Даже для тех из нас, кто верит и хочет любить Бога, это удивительно трудно сделать!
Хорошая новость заключается в том, что
Бог хочет, чтобы мы преуспели в любви
к Нему, и Он может сделать это возможным!
Нам гораздо проще любить кого-то или что-то другое. Мы любим своих жён/мужей, своих детей и родителей, свои материальные ценности, свою репутацию, свои достижения, своих домашних животных… да что угодно. Любить конкретных людей или видимые вещи/достижения всегда легче, чем любить невидимого, неосязаемого Бога, который нас создал. Да, но мы можем видеть наших ближних. И это порой делает задачу любить их даже ещё более сложной! Наши ближние могут действовать нам на нервы или совершать невообразимые глупости. Они могут быть эгоистами. Как и мы.
Итак, подводя итог, оба высших приоритета Иисуса обескураживают. Фактически, чем глубже мы вникаем в то, что они подразумевают, тем более невозможными для выполнения они кажутся.
Хорошая новость заключается в том, что Бог хочет, чтобы мы преуспели в любви к Нему, и Он может сделать это возможным!
Высшая ценность любви к Богу
Есть слово, обозначающее любовь к чему-то или кому-то всем сердцем, душой, разумом и силой: поклонение. Наша личность, как и наш потенциал, неразрывно связаны с тем, чему мы поклоняемся, а мы все поклоняемся чему-то или кому-то. Если вы хотите узнать, чему вы поклоняетесь, спросите себя, что вы больше всего боитесь потерять и на что вы тратите больше всего времени и сил. То, что мы готовы защищать до последнего, то, что занимает большую часть нашего внимания, показывает нам, что представляет для нас высшую ценность (является объектом поклонения). То, чему мы поклоняемся, и есть наш высший приоритет, и он определяет, как мы расставляем приоритеты во всём остальном. То, чему мы поклоняемся, не только говорит о том, кто мы есть, но и продолжает формировать то, кем мы становимся.
Поклоняясь, мы имеем дело не только с нашей собственной личностью, но и с личностью Бога. Вот почему Иисус не просто процитировал заповедь любить Бога, он процитировал повеление услышать, кто такой Бог: «Слушай, Израиль! Господь, наш Бог, — единый Господь». Господь — это не просто какое-то смутное или далёкое существо; Господь — наш Бог. Иисус ещё раз подчеркнул, что поклонение чему-либо, кроме Бога, отрицает личность Бога как Того, Кто заслуживает нашей высшей любви. Если мы отрицаем то, кем является Бог, мы отрицаем и то, кем должны быть мы — людьми, созданными по образу и подобию Божьему, чтобы быть в любящих отношениях с Ним.
Человеческой природе свойственна тенденция брать что-то хорошее или кого-то хорошего и ценить это больше, чем Бога. Но когда мы так делаем, эта хорошая вещь или этот хороший человек всегда разочаровывают нас. Мы не можем ожидать, что кто-то или что-то будет таким, каким для нас хочет быть Бог, или будет делать для нас то, что может сделать только Бог.
Мы можем любить Бога всем своим существом, только если действительно осознаём Его красоту и доброту и понимаем, что ничто и никто — каким бы замечательным это ни было — не может быть более достойным нашей любви. А когда мы этого не понимаем, Бог, по Своей великой любви, терпеливо разберётся с нашими сомнениями, если мы действительно хотим познать Его.
Замечательно то, что, когда мы начинаем любить Бога так, как нам было предназначено, мы на этом не останавливаемся. Становясь похожими на Него, мы учимся любить то, что любит Бог, включая справедливость, милосердие — и тех, к кому они проявляются, то есть других людей. Любовь к Богу — это ключ к любви к ближнему.
Сам факт того, что Бог хочет, чтобы на первое место мы ставили любовь — сначала любовь к Нему, а потом любовь к другим людям — говорит многое о том, кто Он есть. Бог ценит нашу любовь, потому что Он ценит нас. И любящие отношения, которые Он хочет иметь с нами, возвышают каждый аспект нашей жизни. Всё, что Бог хочет, чтобы мы делали (или от чего воздерживались), основано на любви к Нему и другим людям.
Куда же двигаться дальше?
Если вы чувствуете, что находитесь не в ладах с заповедью любить Бога всем сердцем, душой, разумом и силой, и/или вам кажется невозможным любить ближнего, как самого себя, вы не одиноки! А может быть, вас тяготит бремя неудачных попыток по-настоящему полюбить Бога?
Чем больше мы вчитываемся в слова Иисуса и видим, как он относился к людям, тем яснее становится, что на самом деле он больше всего тянется к тем из нас, кто осознаёт, что мы подвели Бога и своих ближних. И он предлагает нам надежду на изменения, которые выходят далеко за рамки того, что мы можем сделать самостоятельно.
Вопросы для размышления:
- Вы когда-нибудь задумывались о том, что вы действительно любите больше всего на свете?
- Если нет, то видите ли вы смысл в том, чтобы сделать это сейчас?
- Если вы сомневаетесь, достоин ли Бог вашей высшей любви и поклонения, хотели бы вы исследовать этот вопрос, если будет такая возможность?
Любовь к Богу это исполнение Его заповедей, ибо кто говорит: я люблю Бога, а заповедей Его не исполняет, то он обманывает самого себя. И потому мы должны быть очень внимательны к слышанному, при размышлении над словом, то есть к мыслям, которые происходят от духа, помышляя о духовном значении слова, чтобы нам соответствовать учению Господа и не заблудиться в своих помыслах, проверяя мысли и действия словом Божьим. Чтобы нам найти Бога, то есть истину. Ибо Сам Бог сказал: Я — твоя заповедь. И таким образом обновиться духом нашего, чтобы нам мыслить как Бог, а не как князь мира сего, к которому мы привыкли с детства, ибо нас с детства приучили мыслить как этот мир. И чем более вы будете познавать Бога, тем более будете Его любить и будете послушны до полной полноты во Христе Иисусе, достигая наконец вечной жизни в Господе, что и является целью нашей жизни на земле. И так у нас в жизни один приоритет, это Господь Бог, единственный имеющий бессмертие. Остальное суетное, от лукавого. Да благословит вас Господь!