Что Иисус говорил об антисемитизме?
Иисус подтвердил слова Бога о любви и обетованиях Израилю.
Существование антисемитизма в называющих себя христианскими культурах Европы является одним из самых печальных явлений всей двухтысячелетней истории христианства. Первыми последователями Иисуса были евреи, но, поскольку в последующие века среди язычников вера распространялась гораздо быстрее, постепенно уверовавшие в Иисуса язычники начали привносить в церковь антииудаизм, издавна присущий многим языческим культурам — и он прижился. Что привело ко множеству несправедливостей и злодеяний в последующие столетия и вплоть до настоящего времени.
К сожалению, сегодня уровень антисемитизма в западной культуре снова стремительно растёт. Даже до нынешнего обострения палестино-израильского конфликта, исследование, проведённое Центром Пью (США) в 2020 году показало, что уже на тот момент три четверти американских евреев считали, что «сегодня в США уровень антисемитизма выше, чем пять лет назад».1 И всё же, когда мы открываем еврейские Писания, становится ясно, что Бог любит Израиль. Как сказано у пророков, Израиль — зеница ока Божия (Захария 2:8).
Бог не только назвал Израиль «зеницей ока Своего», Он пообещал, что никогда не исторгнет и не выбросит нас вон, несмотря ни на что.
«Так говорит Господь, Который дал солнце для освещения днем, уставы луне и звездам для освещения ночью, Который возмущает море, так что волны его ревут; Господь Саваоф — имя Ему. Если сии уставы перестанут действовать предо Мною, говорит Господь, то и племя Израилево перестанет быть народом предо Мною навсегда» (Иеремия 31:35-36).
Но подтвердил ли Иисус обетования Бога Израилю? Или он избрал другое направление?
Напрямую Иисус ничего не говорил об антисемитизме в буквальном смысле. В его времена главной бедой еврейского народа была оккупация нашей страны Римской империей. Но, с другой стороны, слова Иисуса явно говорят против антисемитизма. Иисус — воплощённая противоположность антисемитизму, потому что всю свою земную жизнь он был глубоко предан собственному народу и множество раз подтверждал это словами и делами.
1. Иисус подтвердил, что Бог есть Авину Малкейну, «Наш Отец, наш Царь».2
В текстах Евангелий Иисус называет Бога Отцом более 165 раз: иногда он называет Его Отцом Израиля, иногда своим собственным Отцом, а иногда и тем и другим. Если его Отец — это наш Отец, следовательно, Иисус отождествляет себя не только с Богом, но и с еврейским народом.
Без сомнения, Иисус подтвердил то, что еврейский народ всегда знал, но часто забывал: «Не Он [Бог] ли Отец твой, Который усвоил тебя, создал тебя и устроил тебя?» (Второзаконие 32:6).
На протяжении веков Тора, Псалмы и Пророки говорили, что между Израилем и Богом существуют особые, нерушимые отношения. Осия сформулировал это так: «Когда Израиль был юн, Я возлюбил его» (11:1). Бог издавна поставил перед Собой задачу активно по-отцовски «растить» Своих детей — исцелять нас и учить, как жить в близких отношениях с Ним. Любой хороший отец стремится не только обеспечить и защитить своих детей, но и сблизиться с ними, помочь сформировать их внутренний характер.3
Иисус полностью соответствует этой многовековой миссии Бога — заботиться о Своих детях. Матфей, еврей-последователь Иисуса первого века писал, что Иисус прошёл по всем еврейским городам и селениям, уча, исцеляя и провозглашая спасение. Он жалел народ, потому что они были «как овцы без пастыря» (Матфея 9:36).
Иисус, подобно нашему пророку Осии,
напомнил нам, кем мы являемся.
Также было много случаев, когда Иисус критиковал некоторых еврейских религиозных лидеров. Одним из примеров является Матфея 15:7, где он назвал их «лицемерами». Но это тоже соответствует тому, что делал Бог через наших древних пророков — когда Израиль отходил от Него, Он использовал пророков, чтобы обличить нас и вернуть обратно.
В этом смысле слова Иисуса не только напоминают нам, что мы дети Божьи, но и побуждают нас действовать соответственно. Хотя он и видел наши слабости, он, подобно нашему пророку Осии, напоминал нам, кем мы являемся.
«Но будет число сынов Израилевых как песок морской, которого нельзя ни измерить, ни исчислить; и там, где говорили им: «Вы не Мой народ», будут говорить им: «Вы сыны Бога живого»» (Осия 1:10).
2. Иисус призывает Свой народ вернуться к Богу.
В одной из знаменитых притч Иисуса молодой человек делает то, чего хороший еврейский мальчик никогда бы не сделал: он требует наследства (хотя его отец жив и здоров), а затем сбегает к язычникам и проматывает там все свои средства к существованию. Он становится настолько бедным, что для него за счастье поесть помоев, которыми фермеры кормят свиней.
По словам Иисуса, молодой человек «приходит в себя» и решает пойти домой. Он понимает, что уже недостоин называться сыном, но надеется упросить отца нанять его батраком.
Однако, подходя к родному городу, он видит, что отец его бежит — бежит, а не идёт — навстречу ему. Затем он чувствует руки отца на своей шее и слышит слова: «Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Луки 15:24). Какой же праздник они закатили!
Бог никогда не отрекается от нас —
это мы можем оставить Его.
Сын или дочь всегда останется сыном или дочерью. Иисус рассказал эту историю, чтобы показать нам, что Бог никогда не отрекается от нас — это мы можем оставить Его по своей воле. Но даже тогда Он не сводит глаз с дороги, готовый снова с радостью принять нас.
При этом суть рассказанной Иисусом истории о «возвращении блудного сына» не была чем-то новым. Он использовал образы, которые были понятны его слушателям; то есть, он как бы нажал кнопку «обновить», чтобы освежить в памяти соотечественников то, что Бог уже неоднократно говорил раньше. Возьмём, к примеру, следующий отрывок из пророка Осии:
«Когда Израиль был юн, я любил его… Народ Мой закоснел в отпадении от Меня… Как поступлю с тобою, Ефрем? как предам тебя, Израиль?.. Повернулось во Мне сердце Мое, возгорелась вся жалость Моя!» (Осия 11:1,7-8)
Раввинистические источники тоже согласуются с притчей Иисуса. В средневековом сборнике мидрашей «Песикта Раббати» приводится такое повествование:
«У одного царя был сын, который сбился с дороги и оказался в ста днях пути от отца. Друзья говорили ему: «Вернись к отцу твоему». Он сказал: «Я не могу». Тогда отец его послал ему такую весть: «Иди навстречу мне настолько, насколько сможешь, а я пройду остаток пути навстречу тебе». Так же и Бог говорит: «Вернитесь ко Мне, и Я вернусь к вам»».4
В отношениях Бога с Его народом возвращающийся сын всегда обнаруживал бегущего ему навстречу Отца.
3. Иисус призвал народы заботиться о своих соотечественниках.
Как и принято в нашем народе, Иисус учил посредством притч, многие из которых носили предостерегающий характер. Одна из таких историй, притча об овцах и козлах, начинается с прихода Мессии во славе, чтобы судить народы. Он отделяет «овец» (праведные народы) от «козлов» (неправедных) — одну группу по правую руку от себя, а другую — по левую.
Мессия говорит овцам:
«Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Матфея 25:34-36).
Когда овцы спрашивают его: «Когда такое было?» Он отвечает им: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (ст. 40, выделено автором).
К сожалению, козлы отправляются на суд. Когда они спрашивают Мессию, почему, он даёт им противоположный ответ: «Истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (ст. 45).
Некоторые богословы толкуют эту притчу как означающую, что народы будут судимы по тому, как они относились к Израилю. Слово «братья», которое использовал Иисус в стихе 40, в оригинале означает «брат или близкий кровный родственник»5, и в других местах Библии, где оно используется, оно чаще всего относится к семейным связям. В этот момент слушатели Иисуса — особенно те, кто искренне верил, что он был Мессией Израиля — должны были понять, что Иисус ясно называет Израиль своими братьями.6
Если это так, то Иисус подтверждает исторический факт, что многие народы были судимы за то, как они относились к Израилю. Создаётся впечатление, что Иисус рассказывает притчу об овцах и козлах, чтобы сказать: «Не трогайте зеницу ока Божьего».
4. Иисус плакал об Иерусалиме.
В последнюю неделю своего служения Иисус каждое утро ходил в Храм и учил в нём. В один из таких дней он воскликнул:
«Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Матфея 23:37).
Этот трогательный момент, который звучит почти как молитва, раскрывает любовь Иисуса к этому городу и его жителям.
Аналогия, которую использовал здесь Иисус, звучит так, как будто она взята прямиком из одного из известнейших псалмов наших еврейских Писаний: «Перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен» (Псалом 90:4). Многие псалмы отражают наши долгие и сложные отношения с Богом — Он много раз хотел собрать нас, но мы не всегда Ему доверяли. Точно так же Иисус сказал: «Сколько раз хотел Я собрать [вас]».
Любовь Иисуса к Иерусалиму, как и любовь Отца, была долготерпеливой и многострадальной.
5. Иисус умер еврейским мучеником.
Ирод, языческий правитель Иерусалима, из зависти передал Иисуса на расправу римлянам. Пилат, один из самых кровавых прокураторов за всё время римской оккупации Израиля, приказал казнить Иисуса самым жестоким способом. А перед этим Иисус был допрошен римским прокуратором, публично выпорот кнутом и осмеян римскими солдатами.
И всё же Иисус добровольно принял это наказание, исполнив то, что предсказал Исаия в своём знаменитом мессианском пророчестве: «Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (53:7).
Во всех четырёх Евангелиях (исторических повествованиях о жизни Иисуса) говорится, что он знал, что это произойдёт. Марк пишет, что по дороге в Иерусалим, когда Иисус был наедине со своими учениками, он сказал им следующее:
«Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий7 предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет» (Марка 10:33-34).
Большинство людей бежали бы от перспективы таких унижений и мучений. Однако, несмотря на то что Иисус знал, что с ним произойдёт, он продолжал идти в Иерусалим, а не прочь от него. Он полностью осуществил то, во что верил, пройдя через мученичество и приняв смерть.
Хотя многие не думают об Иисусе в таких категориях, он был мучеником, потому что умер во имя цели — цели искупления своего народа и мира. Известный еврейский художник Марк Шагал осознал это и создал серию картин, изображающих Иисуса как символ еврейского мученичества, пронизывающий время и пространство.
Иисус жил и умер как один из нас.
Смерть Иисуса была не только символической — он умер, чтобы буквально войти в наши страдания, как сказал об этом Исайя:
«Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нём, и ранами Его мы исцелились» (53:5).
Иисус жил и умер как один из нас. Он родился у родителей-евреев и на восьмой день был принесён в Храм для бриса (обрезания). Он жил среди еврейского народа, учил как еврейский раввин и умер с табличкой над головой, на которой было написано: «Царь иудейский». Когда он воскрес, он много раз являлся своим последователям-евреям.
Он сказал нам следующие слова: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоанна 15:13). Сначала он показал себя воплощённой противоположностью антисемитизму, живя среди нас и называя нас «друзьями» — а затем ещё и умерев за нас.
В ночь, когда его предали, Иисус омыл ноги своим ученикам (евреям). Один из этих учеников записал это так: «Он, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их» (Иоанна 13:1).
Иисус является воплощением неизменной любви и непоколебимой преданности Бога Израилю, что должно быть утешением не только для самого Израиля, но и для всех людей, которые уверовали в него и через его жертву тоже стали детьми Бога.
Примечания:
- Американские евреи в 2020 году. Исследовательский центр Пью, 11 мая 2021 г., https://www.pewresearch.org/religion/2021/05/11/anti-semitism-and-jewish-views-on-discrimination/.
- «Авину Малкейну» — это фраза, используемая в литургии в Высокие праздники. В случае с Иисусом акцент, как правило, делался больше на «Отце», чем на «Царе».
- Был ли Бог благим во время Холокоста? Можно ли вообще верить в существование Бога после всего этого? Некоторые говорят «нет». Но предлагаем вам несколько статей, излагающих другую точку зрения: «Вера после Холокоста», «Холокост и теология смерти Бога» и «Из первых уст: свидетельство мессианских евреев, переживших Холокост».
- Левин Эми-Джилл. Истории Иисуса: загадочные притчи противоречивого раввина. Нью-Йорк: HarperCollins, 2015. Kindle, 58.
- Вайн У. Э. Полный толковый словарь Вайна. Нэшвилл: Томас Нельсон, 1996. Статья «brethren».
- Иисус также верил, что язычники могут войти в число Израиля через веру в Бога Израиля (см. примеры Руфи и Раав в Танахе). Точно так же он понимал, что отдельные представители народа Израиля могут быть отвергнуты Богом (это очень часто встречается в Танахе). Но неизменная преданность Бога Израилю занимает центральное место в понимании Иисусом себя и своей миссии.
- «Сын Человеческий» — это титул Мессии, данный пророком Даниилом, который Иисус много раз использовал, говоря о себе.
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!