Что такое радость?
Сассон
Мне был двадцать один год. Я заняла своё место за длинным шаббатним столом в хабадской синагоге и ждала, когда молодой ребе начнёт. Его губы пришли в движение, и с них полились самые прекрасные звуки из тех, что мне доводилось слышать. Звенящая, меланхоличная, но при этом непостижимо полная радости мелодия. Она была древней и в то же время невероятно знакомой и такой уместной. В изумлении я открыла рот, моё сердце затрепетало, а в глазах стояли слезы. Вне всяких сомнений это было то, чего мне так не хватало. Меня переполняли чувства. Я поняла только, что обрела то, что когда-то потеряла, однако, даже не догадывалась об этом.
Цахала
Мне было двадцать три. Я кружилась в танце хора с толпой моих друзей, а в центре нашего хоровода крепкие парни качали на стульях новобрачную пару. Весёлая музыка нарастала, радостные восклицания знакомых голосов окружали меня со всех сторон, а зал вибрировал от нашего топота. Вспомнив Бейт Хабад, я закрыла глаза в надежде, что, что бы это ни было, оно поможет мне отвлечься от всего на свете. Так и случилось. Мои ноги автоматически продолжали танцевать. Мне уже было всё равно, рука кого из друзей была в моей, важен был лишь сам факт присутствия рядом живой души. Любая испытываемая мною боль больше не беспокоила меня; любое неудовлетворённое желание теперь было восполнено. Я ощущала лишь ветер на коже от скорости движений; единственное, что я видела, была темнота; всё, что я осознавала в тот момент, была любовь.
Ошер
Мне было тридцать два. Я прочла сообщение о террористической атаке возле поселения Офра в восьмой вечер Хануки1 и о том, что из-за ранения, полученного в результате обстрела, у молодой еврейской пары родился недоношенный малыш. Через четыре дня новорожденный Амиад Исраэль Ишран умер. Почти сразу же больничную палату, в которой находилась эта пара, заполнили их родственники и друзья. Они принесли гитару, барабаны и стали петь, для того чтобы поддержать и утешить юных родителей, потерявших своего малыша. На коротком видео в Facebook запечатлена их непостижимая в такой момент радость. Это видео растрогало меня до слёз и пробудило во мне необъяснимое желание. На протяжении двух последующих лет я пыталась отыскать эту песню, пока наконец не нашла и не научилась её играть — и каждый раз, когда я её слышу, я ощущаю то же, что и та молодая пара: моя душа воспаряет даже в самых невыносимых обстоятельствах.
Радость в понимании евреев
Каждый из этих случаев был соприкосновением с радостью. Хотя радость — это, несомненно, свидетельство нашей вечной природы, Бог позволил ей стать неотъемлемой частью и этого преходящего мира. Наши мудрецы верили, что даже при том, что радость является частью божественного, она доступна всем. В иврите есть целый ряд слов, означающих «радость». Симха это обобщённое обозначение состояния радости, включающее все её аспекты, но вот ещё несколько слов с более узкими значениями:
- хедва (радость быть с другими)
- дица (связанная с танцами)
- гила (сильное, непродолжительное удовольствие)
- ханаа (удовольствие от определенной вещи)
- нахас (гордость)
- ошер (страстное желание)
- ора (озарение)
- пицха (радость, от которой хочется петь)
- ранан (слезы/крики радости)
- рина (с пением и криками)
- сассон (неожиданная радость)
- труа (восклицание)
- цахала (радость, выраженная в танце). 2
Радость — это жажда
Ребе Цви Фриман пишет, что радость — это сокровенное, изменчивое и всё же горячее желание быть ближе к Богу. Так как на данный момент мы находимся в физическом мире и являемся смертными, то «не сможем вынести такой восторг», который охватил бы нас от подлинной, непосредственной близости к Богу. Однако, когда «время придёт, мы обретём тела способные вынести экстаз от осознанного единения» с Богом. 3
А пока, предполагает Фриман, чего-то наиболее похожего на такое состояние мы можем достичь, исполняя мицвот (поступая по воле Божьей), и что за это есть награда, превосходящая всё, что мы можем вообразить. По сути, он называет это возвращением к «началу мироздания». 4 И, хотя ребе Фриман не разделяет мессианские взгляды, его точка зрения весьма схожа с учением Иешуа (Иисуса). Иешуа учил, что если жить по духу Божьих заповедей, человек получит духовную награду, ожидающую его в грядущем мире (Матфея 5:6-10, 11).
Этот вид радости достигается только благодаря Божьему присутствию, и поэтому ощутить его можно как в счастье, так и в горе. Радость указывает нам на существование надежды на полное обновление и восстановление в грядущем мире. Радость появляется, когда что-то внутри нас пробуждается и мы вспоминаем, кто мы такие и Чьим подобием являемся, кто таков Бог и как сильно Он нам нужен. Эта потребность подстёгивает нас к осознанию того факта, что отношения с Богом открывают нам пути, которых мы себе даже не представляли. Как когда-то написал царь Давид: «Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек» (Псалом 15:11).
Примечания
- Умер младенец, родившийся у раненной вследствие теракта в Израиле беременной женщины // 112UA.TV, 12 декабря 2018 г. https://112ua.tv/obshchestvo/umer-mladenec-rodivshiysya-u-ranenoy-vsledstvie-terakta-v-izraile-beremennoy-zhenshhiny-473348.html.
- Радость в Талмуде №1. //Sefaria, дата доступа 9 декабря, 2021 г., https://www.sefaria.org/sheets/150240.3?lang=bi&with=all&lang2=en.
- Цви Фриман. Радость — быть там. // Хабад, дата доступа 9 декабря, 2021, https://www.chabad.org/library/article_cdo/aid/1420700/jewish/Happiness-Is-Being-There.htm.
- Там же.
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!