Что за праздник Шмини Ацерет?
Цель Шмини Ацерет
Шмини Ацерет, восьмой день, следующий после семи дней Суккота, обычно считается частью Праздника Кущей, но это самостоятельный праздник, в который уже не требуется соблюдать ритуалы, предписанные для Суккота. В наши дни Шмини Ацерет в значительной степени затмевается возникшим уже в Средневековье праздником Симхат Тора, который в Израиле совпадает со Шмини Ацерет. В диаспоре Симхат Тора празднуется на следующий день после Шмини Ацерет. Однако цель этого праздника не изложена чётко в Писании, и его значение со временем изменялось, как мы увидим дальше.
Происхождение Шмини Ацерет
Дав предписания для семидневного праздника Суккот, Господь сказал Моисею:
«В восьмой день созывайте священное собрание и не занимайтесь ничем из обычных дел» (Числа 29:35; также Левит 23:36)
Этот восьмой день «священного собрания» и стал называться Шмини Ацерет. Расплывчатость заповеди и вопрос о природе этого «священного собрания» заставляли раввинов постоянно возвращаться к проблеме, как же нам следует его праздновать. Вопрос о значении Шмини Ацерет был особо актуален в свете разрушения Второго Храма. Поскольку жертвоприношения, установленные Богом для этого восьмого дня священного собрания, стали невозможны, Шмини Ацерет перестал отличаться от обычных дней чем-либо, кроме как дополнительной молитвой о дожде и запретом выполнять повседневную работу. Похоже, что в периоды изгнания точных и ясных предписаний для Шмини Ацерет не было.
Является ли Шмини Ацерет отдельным праздником или же это просто завершающий день Суккота? Обязательно ли жить в сукке и в этот день? Произносить ли те же благословения на сукку и благословения дня? Все эти вопросы подробно рассматриваются в Талмуде. Трактат «Сукка» (Талмуд) говорит нам: «Все соглашаются с тем, что нужно жить [в сукке в восьмой день]; расхождения есть только в вопросе благословений» (Сукка 46б-47а). Однако дальше мы читаем: «Некоторые говорят, что с правилом о необходимости чтения благословения [на сукку] согласны и те, и другие, и что они расходятся во мнении только о том, должен ли человек оставаться [в сукке]» (Сукка 47а). Обсуждение Шмини Ацерет завершается следующим утверждением:
«Согласно учению Р. Нахмана, Восьмой день — это отдельный праздник… то есть, в отношении жребия — это отдельный праздник, в отношении благословения дня — это отдельный праздник, в отношении значения — это отдельный праздник, в отношении жертвоприношений — это отдельный праздник, в отношении пения псалмов — это отдельный праздник, и в отношении благословений — это отдельный праздник» (Сукка 47б-48а).
Традиция, согласно которой Шмини Ацерет является по сути отдельным праздником, стала общепринятой. Однако со времени рабби Нахмана и по сей день различные еврейские комментаторы предлагают свои интерпретации праздника. Автором одной из наиболее известных является средневековый ашкеназский раввин Раши, который объясняет происхождение Шмини Ацерет в своём комментарии к Лев. 23:26:
«[Бог говорит Израилю:] «Я задержал вас [чтобы вы ещё побыли] со Мной». Это подобно тому, как царь собрал сыновей на пир на определённое количество дней. Когда пришло время расставаться, он сказал: «Дети мои! Прошу вас, задержитесь у меня ещё на один день. Мне трудно с вами расстаться«.»
Установление Шмини Ацерет
Левит 23:36; Числа 29:35; Неемия 8:18; 2 Паралипоменон 7:9.
Как соблюдается Шмини Ацерет
В Шмини Ацерет к молитве Амида добавляется дополнительная молитва о дожде, поскольку этот праздник приходится на начало сезона дождей в Израиле. Помимо этого, для Шмини Ацерет не предусмотрено особых ритуалов, кроме прекращения работы.
Специальные чтения в синагоге в Шмини Ацерет
В Израиле Шмини Ацерет и Симхат Тора приходятся на один день и считаются более или менее одним и тем же, поэтому читаются одни и те же отрывки Писания, предписанные в Талмуде:
Вечер:
- Недельная глава Торы: Второзаконие 33-34:12 (конец Торы)
Утро:
- Недельная глава Торы: Бытие 1-6:8 (называется Берешит, или начало)
- Мафтир: Числа 29:35-30:1
- Гафтара: Иисуса Навина 1:1-18 (у ашкеназских евреев) или Иисуса Навина 1:1-9 (у сефардов).
На Шмини Ацерет часто читается вся книга Екклезиаст (в зависимости от того, в какой день Суккота выпадает Шаббат; иногда её могут читать раньше). Послание, которое несёт в себе книга Екклезиаст, актуально для осенних праздников, таких как Суккот, учитывая множество метафор о сеянии и жатве, содержащихся в этой книге. Во время сбора урожая уместно напоминание о том, что все мы подвержены влиянию времени и разложения, как и семена, которые мы сеем.
Обычаи и традиции Шмини Ацерет
В Шмини Ацерет наконец разбирается сукка. Некоторые семьи сохраняют лулав или суккотний букет, чтобы сжечь его в печи на Песах для приготовления мацы.
Духовное значение Шмини Ацерет
Как и в случае многих других еврейских праздников, главное значение Шмини Ацерет исчезло с разрушением Второго Храма и прекращением жертвоприношений. Как верующие в Иисуса евреи мы вспоминаем в это время о необходимости искупительной жертвы, которую принёс Мессия Божий Иешуа. Молитва о дожде также напоминает о том, что в последний день Суккота Иешуа сказал:
«Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Иоанна 7:37-38).
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!