Евреи за Иисуса

Да, Мария была еврейкой

Да, Мария была еврейкой

Да, Мария была еврейкой

Ответ на споры вокруг очевидного факта.

Существует столько же различных изображений Марии, матери Иисуса, сколько рождественских вертепов или картин Мадонны с младенцем. Однако мир почему-то начинает страшно возмущаться, когда наиболее реалистичное её изображение — израильскую еврейку — выбирают на роль Марии в фильме. (Ладно, может быть, не весь мир, но некоторые уголки Интернета точно.)

Подобная полемика разгорелась вокруг вышедшего под прошлое Рождество фильма «Мария» от Netflix, который в русской локализации приобрёл гораздо более пространное название «Дева Мария: Мать Христа». Роль матери Иисуса в нём исполнила юная израильская актриса Ноа Коэн. Похоже, что режиссёры стремились к максимальной аутентичности образа своей главной героини, но их выбор вызвал гнев сторонников теории «Иисус был палестинцем».

Еврейское издание Aish ответило на этот протест следующим образом: «Святую Землю стали называть «Палестиной» более чем век спустя после жизни Иисуса, а ислам появился только шесть веков спустя. Таким образом, Иисус никак не мог быть «палестинцем»».1

Споры на тему «Иисуса-палестинца» уже традиционно обостряются каждый год под Рождество и Пасху с момента террористической атаки ХАМАСа на Израиль в октябре 2023 года. И вот что мы, последователи Мессии Иисуса, думаем на эту тему.

Что говорят люди

Некоторые люди пытаются изобразить Иисуса — и, соответственно, также его мать Марию — как палестинцев.

Данная «новомодная» теория подозрительно напоминает старые расистские утверждения о том, что Иисус и народ Израиля были не евреями, а арийцами. Это было не более чем антисемитской попыткой выдать желаемое за действительное со стороны людей, которые хотели присвоить себе Иисуса, оправдывая при этом ненависть к его народу.

В Новом Завете Иисус однозначно назван сыном Авраама.

Менее крайняя, но всё же ошибочная версия этих взглядов в западной культуре признаёт в Иисусе этнического еврея, но изображает его как персонажа, противостоявшего еврейской богословской и культурной традиции и преследуемого «иудеями» своего времени. При очень избирательном прочтении, игнорирующем множество доказательств противоположного, подобное толкование Нового Завета возможно, но такое прочтение является крайне избирательным.

При честном прочтении Нового Завета невозможно отрицать, что Иисус от начала и до конца представлен как избранный сын Давида и сын Авраама (Матфея 1:1; Откровение 22:16). А Новый Завет невозможно до конца понять, если его не читать как продолжение истории Танаха.

Этот старый этнический суперсессионизм (теология замещения) — когда Иисус изображается как нееврей, угнетаемый еврейским народом — снова всплыл в свете событий последних двух лет. Более «гуманистическая» версия этой идеи пытается утверждать, что вне зависимости от этнического происхождения Иисус является палестинцем в силу того, что он был угнетаем. Как будто история Иисуса — это некая общая история в стиле «плохие парни против хороших парней», которую вы вольны наложить на любую другую историю «они против нас».

Мирьям: дочь Авраама

Иисус и его мать являются историческими личностями. Мы не можем переписать истории их жизни или изменить их этническую принадлежность, как надоевший наряд, так же как мы не могли бы это сделать с любой другой исторической фигурой. Более того, еврейство Иисуса является неотъемлемой частью Нового Завета. Если убрать еврейство Иисуса из новозаветного повествования, последнее станет совершенно бессвязным.

Мария (или Мирьям, как её имя звучит на иврите) играет свою важную роль в этой истории, когда беременеет Мессией. Ведомая Божьим духом, она сочиняет псалом в честь Бога Израиля, в котором говорит о том, что Он сделал для Израиля и детей Авраама:

«Душа моя славит Господа,
и дух мой радуется о Боге, Спасителе моем

Он помог Своему слуге Израилю, помня о милости,
которую обещал нашим предкам — Аврааму и его семени вовеки»

(Луки 1:46-47, 54–55, НРП)

Она знала Божьи обетования отчасти потому, что жила в них. Истории, которые для нас являются прологом — например, победа Маккавеев на Хануку — для неё были живым фоном жизни. На земле обетованной, среди людей и обычаев древнего Израиля Мария была дома. Она соблюдала ритуальные законы чистоты, ходила в Храм и соблюдала шаббат.

На земле обетованной, среди людей и обычаев древнего Израиля Мария была дома.

Мария была плоть от плоти еврейкой из Израиля, которая любила свой народ и понимала, что приход Мессии — это благая весть для детей Авраама. Почему же кого-то оскорбляет то, что для её изображения в фильме выбрали девушку-еврейку?

Еврейство Иисуса — благо для всех

Да, история Марии и Иисуса — это история матери-еврейки и её ребёнка, но их этническая принадлежность не является фактором, отгораживающим представителей других народов от пришедшей через них благодати. Напротив, эта этническая принадлежность делает их частью истории семьи Авраама, которую Бог всегда намеревался сделать благословением для всех народов (Бытие 12:1–3).

Как сказал в молитве пожилой пророк по имени Симеон, когда Мария принесла младенца Иисуса в Храм, он будет «светом к просвещению язычников и славой народа Твоего Израиля» (Луки 2:32).2


Примечания:

  1. Раввин Шрага Симмонс. Протест против утверждения израильской еврейки на роль Марии в фильме Netflix.// Aish, 18 ноября 2024 г.
  2. Всю историю о Симеоне смотрите в Евангелии от Луки 2:25-35.

 

1 ответить
  1. Евгений Малиновский
    Евгений Малиновский говорит:

    Новый Завет невозможно до конца понять, если его читать как продолжение истории Танаха, а не его логическое [Ин 1: 1] завершение [Апок 22: 16].

    Ответить

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2025 Евреи за Иисуса