Стивен Катц

,

Дань уважения настоящему герою Пурима

Дань уважения настоящему герою Пурима

Дань уважения настоящему герою Пурима

Я стоял — весь такой «Супер-Мордехай» — в длинных красных шортах, щегольском плаще и с большой буквой «М» на термоводолазке. Уж не знаю, костюм сформировал мое понимание Пурима или наоборот, но большую часть своей жизни главным героем этой истории я считал именно Мордехая.

При ежегодном перечитывании Мегилат Эстер мы освистываем каждое упоминание имени Амана и, конечно же, слыша имя героического Мордехая, мы всякий раз аплодируем. Он выступил против злодея Амана, отказался от компромиссов в вопросе верности Богу и своему народу. Он рисковал жизнью, чтобы остаться верным. Он был стратегом, руководившим действиями своей юной кузины Эстер. Мордехай был умён, отважен и силён — что ещё нужно герою в понимании ребёнка? Для меня, мальчишки, естественно было отождествлять себя с героем истории-мужчиной. Я не хотел быть пассивным тюфяком, я хотел быть похожим на Мордехая!

Но спустя годы я осознал, что Мордехай не единственный герой в истории Пурима. И, возможно, даже не главный герой. В конце концов, праздник-то основан не на «Книге Мордехая». Поэтому давайте повнимательнее посмотрим на его двоюродную сестру и воспитанницу Эстер.

Подобно Мордехаю, Эстер была верной. Когда она сообщила царю, что на него готовится покушение, то не присвоила славу за раскрытие заговора себе — всю честь она должным образом отдала Мордехаю (2:22). Подобную же скромность и смирение мы видим и ранее в истории, когда, даже став царицей, «слово Мордехая Эстер выполняла и теперь так же, как тогда, когда была у него на воспитании» (2:20). И, может, на первый взгляд скромность не кажется нам особым героизмом, но, становясь с годами мудрее, мы всё больше восхищаемся и ценим тех, кто проявляет эту сложную и неуловимую черту характера.

Эстер проявила также и другую добродетель, которая чаще ассоциируется с героизмом в общественном сознании — храбрость. Мордехай бросил вызов Аману — дерзкий поступок; но Эстер рискнула своей жизнью, придя к царю, — поступок гораздо более опасный и из ряда вон выходящий! Она знала, что вход в его присутствие без приглашения грозит ей смертью. И всё же она проявила храбрость в истинном смысле этого понятия: поступила правильно, независимо от владевших ею чувств — страха, смятения, одиночества.

Мало того что Эстер смело сделала то, что ни одна женщина не делала прежде, — вошла в присутствие царя без приглашения, — так ещё и сделала это зная, что не так уж давно её предшественница, царица Вашти, при других обстоятельствах разгневала царя непослушанием. Можно предположить, что царь был не расположен терпеть агрессивное (в его понимании) поведение ещё одной женщины, угрожавшее его безраздельному господству в собственном доме (1:18-22). Эстер знала достаточно, чтобы испытывать страх, но она не позволила своему страху руководить ею. Она обуздала его и храбро пошла прямой дорогой праведности. Она сказала: «Я пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть — погибну» (4:16).

Мы снова видим её храбрость в следующем действии. Находясь в присутствии царя и столкнувшись лицом к лицу с Аманом, «врагом иудеев», она открывает свою принадлежность к еврейскому народу и прямо обвиняет Амана в замысле геноцида (7:3-6). Мордехай противостал Аману публично — безусловно смелый поступок, но Эстер осмелилась бросить вызов «тому, кого царь возвысил» в присутствии самого царя! На мой взгляд, храбрость Эстер превзошла храбрость Мордехая.

Свиток Эстер

Нет никаких сомнений, что храбрость Эстер исходила из её веры. Когда приёмный отец, Мордехай, потребовал, чтобы она заступилась перед царём за свой народ, Эстер ответила ему: «Пойди, собери всех иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не ешьте, и не пейте три дня, ни днем, ни ночью, и я со служанками моими буду также поститься» (4:16). Эстер — женщина, прославившаяся своей внешней красотой — в не меньшей степени обладала и красотой внутренней, а также имела твёрдую веру в Бога, который слышит и отвечает на молитву.

В завершении истории мы видим Эстер истинным лидером израильского народа — проницательной во взаимодействиях с людьми и твёрдой в использовании своей власти. Ее острый ум создал возможность завоевать расположение царя и поймать злобного Амана в его же ловушку (5:4-8). Она продемонстрировала блестящий интеллект и настойчивость, продвигая принятие законов, позволивших её народу защищаться (8:5; 9:13). И именно указ Эстер учредил практику празднования Пурима на все времена (9:32).

Я надеюсь, что каждая девочка, выбирающая костюм Эстер на Пурим, осознает, что царица Эстер — такой же герой, как и Мордехай (если не больший). Героизм Эстер увековечен в названиях улиц в центре Тель-Авива и Иерусалима. Крупнейшее женское сионистское объединение в мире также названо еврейским именем Эстер — «Хадасса». Эта организация была основана в Пурим 1912 года, и спасла жизни многих евреев, совершая бесчисленные дела милосердия.

Хотя в этой истории героями являются оба — и Эстер, и Мордехай, имя самого главного её Героя в тексте не упоминается. Это Сам Бог. Любопытно, что Мегилат Эстер — единственная книга Библии, где Бог не упоминается прямо. Одно из возможных объяснений этого явления, что большая часть текста книги могла быть взята из летописей персидских царей (10:2). А летописцы Персии не приветствовали упоминание Бога Израиля.

Но даже при том, что книга не говорит о Боге прямо, очевидность Божьего провидения наполняет каждую её страницу. Снова и снова мы видим, как движется перст Божий, чтобы избавить наш народ от уничтожения. Мордехай напоминает Эстер, что даже если она промолчит перед царём, «свобода и избавление придет для иудеев из другого места» (4:14). Это показывает нам, как и читателям любого поколения, что и Мордехай, и Эстер были людьми веры, и что все события Пурима направлялись Богом.

Истинное послание Мегилат Эстер — это не просто призыв подняться за наш народ, как Эстер и Мордехай, но призыв признать, что Бог, невидимый Герой этой истории, исполняет Свою волю через нас, если мы прилагаем усилия, чтобы ходить Его путями. Эта тема идет красной нитью через всю Библию. Это Бог, а не мы, в конечном счёте всё обращает ко благу. Да, мы сотрудничаем с Ним в тиккун олам — восстановлении мира — когда боремся против насилия, расизма, бедности, жестокого обращения с детьми, голода, загрязнения окружающей среды и другого зла, — и мы должны это делать. Но мы также должны всегда помнить то, что так ясно сформулировал апостол Павел: «Бог производит в вас и хотение, и действие по Своему благоволению» (Филиппийцам 2:13). Бог работает в нас и через нас, чтобы мы желали того, чего Он желает, и чтобы действовали так, как Он хочет, чтобы мы действовали в этом мире.

Мордехай и Эстер были умными, храбрыми и смиренными лидерами, но они ничего не смогли бы совершить без Бога. Это напоминает мне один из моих любимых стихов из Библии — Исаия 26:12. Пророк поёт песню хвалы Господу и провозглашает: «Все дела наши Ты устрояешь для нас!» Мы только начинаем понимать непостижимое слияние, которое так прекрасно описывает этот стих: мы можем и должны прилагать усилия, мы трудимся и даже видим результаты своих трудов, но настоящим Делателем является именно Бог. Давайте с новой силой осознаем истину слов Исаии и воздадим Богу славу за каждое хорошее дело, которое мы делаем. Примем для себя решение делать то, что правильно, и уповать, что Господь наилучшим образом устроит дела наши для нас. Настоящий Герой — всегда именно Он.

 

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Евреи за Иисуса