Арнольд Фрухтенбаум

Это моя земля

Это моя земля
Это моя земля

Art of Israel / Yehudit Garinkol Pikiwiki Israel / CC-BY-2.5

Евреи практически всегда обосновывали притязания на Палестину как на историческую родину своего народа правами нации, сложившимися в ходе ее исторического развития. Все изменилось, когда премьер-министром Израиля стал Менахем Бегин. Национально-исторические обоснования не были отвергнуты, но отошли на второй план по сравнению с библейскими обоснованиями, которые стали теперь играть главенствующую роль. Бегин обильно цитировал Божьи обетования, данные Аврааму, Моисею и пророкам. Западный берег реки Иордан стали именовать его историческим названием – Иудея и Самария. Секуляризированные евреи испытывали немалую неловкость от такого обоснования прав своего народа на эту землю, но ортодоксы были от него просто в восторге. Некоторые дошли до того, что объявили данное в Библии право Израиля на землю единственным по-настоящему веским основанием его теперешних притязаний.

Действительно ли правомерно выдвигать Писание в качестве источника и основания современных притязаний евреев на эту землю? Ответ – однозначное «да». По сути, это единственное обоснование, которое делает притязания евреев уникальными. Национально-исторические обоснования важны, но опираясь на них, арабы тоже уверены, что они вправе считать спорную землю своей. В этом случае все сводится к тому, чьи национально-исторические притязания кто-то посчитает более весомыми. Но в плане библейского обоснования своих прав на эту землю, у арабов нет ни единого довода, в то время как у евреев их предостаточно. Поэтому, заявляя о своих правах на эту землю, арабы никогда не ссылаются – да и не могли бы при всем желании – на авторитет Библии. Их литература старается игнорировать этот факт. Или же, если и упоминает о нем, то только в контраргументах отдельных представителей духовенства, которые пытаются доказывать, что Писание не следует понимать буквально. Однако библейские основания притязаний евреев неоспоримы.

Право Авраама

Каковы эти основания? В основе притязаний евреев на их землю лежит в первую очередь Авраамов завет. Об этом завете говорится в нескольких местах книги Бытие, и каждое из этих мест опирается на предыдущее. Самым первым таким местом является Бытие 12:1-3:

«И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.»

Что нас больше всего интересует в данном отрывке в контексте нашей темы, это обещание Бога указать Аврааму землю. Пока не более того.

James Tissot (French, 1836-1902). God’s Promises to Abram, 1896-1902. The Jewish Museum, NY

Когда Авраам прибыл в землю, которая была ему указана, Бог отрыл ему больше:

«И явился Господь Авраму и сказал: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал он там жертвенник Господу, Который явился ему.» (Бытие 12:7)

Здесь уже обещано, что потомство Авраама однажды станет владеть землей, которая была ему указана. Тот факт, что потомки Авраама будут владеть этой землей, подтверждается в Бытии 13:14-17; но тут помимо этого Бог обещает, что и сам Авраам будет владеть этой землей.

«И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу; ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки, и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет; встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее.»

Авраам теперь получает повеление, по сути, совершить первое в истории путешествие по Святой земле Израиля, потому что вся земля, которую он видит в долготу и в широту будет принадлежать ему.

Однако точные границы этой земли указываются, только когда мы доходим до Бытия 15:12-18:

«При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий. И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут с большим имуществом, а ты отойдешь к отцам твоим в мире и будешь погребен в старости доброй; в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась.

Когда зашло солнце и наступила тьма, вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными. В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата…»

В момент подписания и скрепления Авраамова завета Бог изложил предстоящую историю семени Авраама до того, как они впервые войдут в обещанную землю. Затем Бог говорит, что северная и южная границы этой земли будут: от Евфрата на севере до реки Египетской на юге. Под последней имеется ввиду крайний восточный рукав дельты Нила, который в настоящее время проходит вдоль линии современного Суэцкого канала.

Подтверждение завета

Этот завет был позже подтвержден сначала Исааку в Бытии 26:2-5, а затем Иакову в Бытии 28:13-15. В обоих этих отрывках Бог обещает Исааку и Иакову, что они сами и их потомки будут владеть этой землей

Обещание, данное Богом в Авраамовом завете, было подробно раскрыто и истолковано Моисеем и пророками. В Левит 26:40-45 Моисей говорит о том, что после всемирного рассеяния еврейский народ снова соберется на своей земле. Основанием их требования о возвращении им этой земли будет Авраамов завет (стих 42).

Тему возвращения Израиля в свою землю после всемирного рассеяния мы встречаем также и у пророков. Общим элементом этих пророчеств, который повторяется в них снова и снова, является то, что возвращение со всех концов мира и вступление во владение своей землей имеет основание в Божьем обетовании Аврааму, Исааку и Иакову. Особенно показательным является утверждение, которое мы находим в Исайя 27:12:

«Но будет в тот день: Господь потрясет все от великой реки до потока Египетского, и вы, сыны Израиля, будете собраны один к другому»

Исайя еще раз подтверждает не только возвращение и владение землей, но и те же самые границы земли, которые были обещаны Аврааму, указывая ее северный и южный пределы.

Итак, согласно Писанию, Бог дал три обещания касательно земли: во-первых, Аврааму, Исааку и Иакову было обещано владение землей; во-вторых, всем потомкам Авраама, Исаака и Иакова было обещано владение землей; и в-третьих, границы обещанной земли простираются от реки Евфрат на севере до реки Египетской на юге.

Обетование будущего

Однако в свете вышеприведенных мест Писания и обещаний, данных Богом, который не может лгать, следует отметить еще два момента: во-первых, и Авраам, и Исаак и Иаков умерли, и максимум, чем они владели из всей обетованной земли при жизни, это одна погребальная пещера и несколько колодцев, а во-вторых, потомки Авраама, Исаака и Иакова хоть и владели частью обещанной им земли, но никогда не владели ею целиком, в тех границах, которые указаны в Писании. В истории еврейского народа никогда не было такого момента, чтобы евреи владели всей территорией от Евфрата на севере до Египетской реки на юге.

А поскольку Бог не может лгать, это все еще должно произойти. Тем или иным способом, но Авраам, Исаак и Иаков должны получить во владение всю обетованную землю, и их потомки должны поселиться на всей ее территории.

Глупость или исполнение?

Как будет исполнено Божье обещание? В эпоху второго храма иудаизм разделился на несколько течений, наиболее влиятельными из которых были два – фарисеи и саддукеи. Эти два течения расходились во взглядах по нескольким богословским вопросам. Одним из таких вопросов была вера в физическое воскресение из мертвых. Фарисеи верили в воскресение, а саддукеи его отрицали. Саддукеи любили задавать фарисеям каверзные вопросы на тему их веры в воскресение, стремясь выставить последних глупцами. Один из таких вопросов касался одного из положений Моисеева закона и возможности его примирения с концепцией физического воскресения из мертвых. Согласно закону Моисея, если мужчина умирает, оставив жену, но не оставив детей, брат умершего обязан жениться на его вдове и восстановить семя умершего брата. Каверзный вопрос звучал примерно так:

В семье было семь братьев, один из которых женился на некой женщине и умер, не оставив детей. Согласно Моисееву закону, его брат женился на вдове, но тоже умер бездетным. Затем то же самое произошло с третьим братом и так далее, пока все семеро не побывали мужьями одной и той же женщины, и ни один из них так и не оставил ей ребенка. В конце концов она тоже умерла. Если существует физическое воскресение из мертвых, чьей женой она будет после воскресения, если все семеро были на ней женаты?

Саддукеи очень любили задавать этот вопрос, потому что фарисеи не могли объяснить, как этот конкретный закон Моисея будет исполнен в грядущем мире. Но однажды саддукеи попытались подловить этим вопросом Иисуса и получили ответ, который никак не ожидали услышать. Он записан в Евангелии от Луки 20:34-40:

«Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения. А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова. Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы. На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал. И уже не смели спрашивать Его ни о чем.»

Свидетельства в пользу воскресения

Перво-наперво Иисус ответил, что саддукеи плохо знают Писание и не понимают силу Божью и природу тела, которое мы будем иметь после воскресения. Цель земного брака – продолжение рода, поскольку человечество поддерживает свое существование за счет естественного воспроизведения потомства. Но на небесах люди не будут производить потомство, поэтому не будет необходимости и в браке. В телах, которые мы будем иметь после воскресения, не просто восстановится физическая жизнь. Само тело будет преображено. И это преображенное тело уже невозможно будет воспроизвести.

James Tissot (French, 1836-1902). The Pharisees and the Saduccees Come to Tempt Jesus, 1886-1894. Brooklyn Museum

Но затем Иисус обращается за свидетельством о воскресении к Писанию и цитирует Исход 3:6, где Бог говорит Моисею: «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова». Это выражение из Ветхого Завета стало формулой Авраамова завета. Этот завет, как было показано выше, провозглашал, что не только Авраам, Исаак и Иаков, но и их потомки будут владеть обещанной землей. Тем не менее, все патриархи умерли, так и не получив во владение эту землю, а их потомки никогда не владели всей территорией обещанной земли. Так как же Бог исполнит Свои обещания, данные в Авраамовом завете? Это возможно, только если Он сделает две вещи: во-первых, должно состояться воскресение Авраама, Исаака и Иакова, и этот факт уже является свидетельством в пользу физического воскресения. Именно эту мысль Иисус объяснил Саддукеям: чтобы Бог мог исполнить Свое обещание и доказать, что Он не солгал, необходимо физическое воскресение. А во-вторых, должно состояться восстановление земли, в которой будут жить Авраам, Исаак и Иаков, и образоваться еврейское государство, где будут обитать они и их потомки.

Восстановление земли – когда? Настанет время, когда еврейский народ будет владеть всей обещанной ему землей, но Библия совершенно четко говорит, что это произойдет только в мессианскую эпоху, то есть после того как Мессия вернется и установит Свое царство.

Однако воскресение и наслаждение благами своей земли в Царстве Мессии не будет автоматически дано каждому еврею, только потому что он рожден евреем. Необходим элемент веры, как сказал Мессия Иисус в Иоанна 5:25-29:

«Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения.»

И затем в Иоанна 6:38-40:

«Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день. Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день.»

Мы приглашаем вас получить обещанное Богом через Его Сына, Иисуса.

Ссылки на места Писания:

Исайя 30:23-26; 35:1-2; 65:21-24; Иеремия 31:1-6, 11-14 Иезекиль 20:42-44; 28:25-26; 34:25-31; 36:8-15, 28-38; Иоиль 2:18-27; 3:18; Амос 9:13

 

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Евреи за Иисуса