Евреи – кто же мы такие?
История евреев
Сам факт существования евреев – уже чудо. С точки зрения естественных исторических тенденций и эволюции, еврейского народа не должно было бы быть. Ни один другой народ не смог бы выжить после двухтысячелетнего изгнания из собственной земли, не имея общего разговорного языка, находясь под постоянным давлением и притеснением. Сегодня не существует таких народов как хеттеи, иевусеи, спартанцы или древние месопотамцы, однако евреев насчитывается около 13 миллионов. Из них 11 миллионов проживает в США и Израиле, 490 тысяч во Франции, а оставшиеся – в Аргентине, Канаде, Австралии, Англии, Венгрии и других странах мира.
Где-то в 1650 г. король Франции Луи XIV велел французскому математику Блезу Паскалю представить ему доказательства существования чего-то сверхъестественного. Паскаль ответил: «Евреи, Ваше Величество, евреи». («Мысли», параграф 620). И математик был прав.
Британский журналист Вилльям Норман Эвер произнес известную фразу: «Как странно, что Бог выбрал евреев…». Исторически евреи (или иудеи, от названия одного из израильских колен – колена Иудина, произошедшего от Иуды) являются потомками Авраама («еврея», как он назван в Бытии 14:13), Исаака и Иакова (впоследствии получившего другое имя – «Израиль»). Сегодня используются все три слова “израильтяне”, “иудеи” и “евреи”. Потомки колена Левиина (Левий – третий сын Иакова) получили имя ‘левиты’, а часть левитов, родственников Аарона, брата Моисея, стала священниками. Ранний период израильской истории начался около 2 000 года до н. э. Моисей жил около 1 400 года до н. э.
Во что верят евреи?
На этот вопрос сложно дать определенный и четкий ответ, так как в иудаизме нет единого и общепризнанного института или лица, имеющего авторитет источника права, учительства или власти, и диспуты в нем имеют очень важное значение.
Принято считать, что существуют определенные стандартные учения, которые включают в себя: существование и верховную власть Единого Бога и план Всемогущего о всеобщем восстановлении мира. Поэтому каждый еврей несет ответственность за то, чтобы исправлять и совершенствовать этот мир («тикун олам»). Все 13 принципов веры, сформулированные известным еврейским Раввином Маймонидом (Рабби Моше бен Маймон или Рамбам) вытекают отсюда.
Тора (Пятикнижие – первые пять книг Библии) пользуется высочайшим авторитетом. В Торе приводятся не только Десять Заповедей, но и еще 613 предписаний, которые «ограждают» Закон. Их назначение – предотвратить нарушение Закона, установив границы вокруг заповедей. Например, слово “Бог” в современных публикациях и просто письмах религиозных иудеев пишется как Б-г, чтобы не употреблять имя Господа всуе, напрасно (ведь если вы вообще не употребляете имя Господа, то вы и не можете употребить его всуе).
Такие темы, как Израиль, Холокост и слияние со светским обществом широко обсуждаются в еврейских общинах, разбросанных по всему миру, чьи взгляды нередко диаметрально противоположны.
Что же касается Евангелия Иисуса, большинство евреев даже не знают имени «Йешуа» и не понимают, что имеют в виду христиане, когда говорят о «рождении свыше». Иисус определенно был евреем, но для большинства самих евреев, Он находится как бы «вне культуры», так же, как Будда или пророк Мохаммед для многих христиан.
Очень странно выходит, когда те, кто принял еврейского Бога, не принимают евреев.
Иудаизм и христианство – одно ли это и то же?
Вовсе нет. Хотя история христианства началась в Израиле, за сто последующих лет эти две религии разделились и порой чрезвычайно враждебно относились друг к другу.
По сути своей иудаизм – это религия праведных дел. Хотя верующие в иудаизм являются избранными, они должны заслужить постоянную связь со Всемогущим. Это выражается в соблюдении заповедей и старании быть хорошими людьми. А христианство – это религия благодати Божьей, дарованной нам. В христианстве самое важное – не то, что сделал я, а то, что сделал Бог во Христе.
Должны ли христиане свидетельствовать евреям?
Бог хочет, чтобы все люди лично узнали Его. Это несет вечную жизнь (Ин. 17:2). Бог хочет, чтобы мы, люди, которые любят Его, делились нашей верой с теми, кого встречаем в повседневной жизни. Ни один человек не должен быть упущен или проигнорирован.
Некоторые христиане не верят в то, что еврейский народ нуждается в Евангелии. Они думают, что раз евреи являются избранным народом (Втор. 7:7), то они автоматически получают спасение. Но это неверно. Библия говорит, что на земле нет ни одного праведного человека (Еккл. 7:20, Рим. 3:10), включая евреев, «потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть;… потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:20, 23). Евреям тоже нужен Спаситель. Более того, Он и пришел-то в первую очередь для Своих, т.е. для евреев, и только потом открылся всему остальному миру – через тех же самых евреев!
Другие христиане не считают евреев каким-то особенным народом, которому свидетельствовать нужно как-то по-особенному. Им уже давали шанс во времена Иисуса. Однако апостол Павел говорит, что ради спасения евреев он сам готов лишиться своего спасения (Рим. 9:1-5), а также: «В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов». (Рим. 11:28). Для второго типа христиан приводим продолжение известной фразы Вилльяма Нормана Эвера (в дословном переводе):
Очень странно выходит, когда те, кто принял еврейского Бога, не принимают евреев.
Говоря о необходимости еврейского народа услышать Евангелие, Павел подводит итог: «Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!» (Рим. 10:14-15)
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!