Еврейская сущность Нового Завета
Является ли Новый Завет еврейским?
Однажды раввин Исаак Лихтенштейн случайно обратил внимание на одного из учителей его школы, который читал какую-то книгу на немецком языке. Ребе стало любопытно, и он спросил, что тот читает. Молодой человек протянул ему книгу. Равви вскользь пролистал несколько страниц, пока его взгляд не упал на имя «Иисус Христос». Осознав, что эта маленькая книжка — Новый Завет, он сделал выговор учителю за то, что она у него вообще была. А затем в ярости швырнул книгу через всю комнату. Она завалилась за кучу других книг и почти 30 лет пролежала там, забытая всеми.
Много лет спустя в Венгрии, где жил Лихтенштейн, разразилась волна жестоких антиеврейских гонений, и его совсем не удивило, что нападения совершались под христианскими лозунгами. Однако в разгар погромов он с изумлением обнаружил в газетах немало статей, авторы которых защищали евреев и говорили о недопустимости использования имени Христа для оправдания антисемитских преступлений, прямо противоречащих Его учению. Среди этих авторов были такие видные библеисты как Франц Делич — профессор Лейпцигского университета. Лихтенштейн был заинтригован их утверждениями об учении Христа как о послании жизни и любви ко всем людям.
Могут ли евреи читать Новый Завет?
Как раз тогда и был найден тот маленький Новый Завет, много лет назад в гневе заброшенный им в пыльный угол. Для стареющего раввина это была запретная и ненавистная книга, которую он считал главным источником злобы, направленной против его народа. Действительно ли она была такой, какой он её себе представлял? Он открыл Новый Завет и начал читать.
Позже равви Лихтенштейн так описал свои переживания во время чтения Нового Завета в эссе «Два письма, или Чего я действительно хочу»:
«Я считал Новый Завет нечистым, источником гордыни, высокомерного эгоизма, ненависти и наихудших видов насилия, но, когда я открыл его, я почувствовал, что каким-то чудесным и необъяснимым образом я не могу оторваться. Внезапная ясность — будто свет вспыхнул в моей душе. Я искал шипы, а нашёл розы, вместо камней я обнаружил жемчуг, вместо ненависти — любовь, вместо мести — прощение, вместо рабства — свободу, вместо гордыни — смирение, вместо вражды — примирение, вместо смерти — жизнь, спасение, воскресение, небесное сокровище».
Что мешает евреям лично ознакомиться с Новым Заветом?
История раввина Лихтенштейна правдива. Она олицетворяет собой два диаметрально противоположных опыта в том, что касается Нового Завета. Для большинства евреев Новый Завет является запретной и незнакомой книгой, отождествляемой с тысячелетиями преследований еврейского народа во имя христианства. Поскольку большинство евреев считают, что Новый Завет пропагандирует антисемитизм, они думают, что в нём не может быть ничего общего с еврейским образом жизни и ценностями.
Таким образом, общепринятое еврейское мнение о Новом Завете сформировано предвзятыми представлениями о нём. Нередко опыт личного взаимодействия с некоторыми «христианами» подтверждает это мнение, и в большинстве случаев евреи не склонны перепроверять его правильность путём исследования самого Нового Завета.
Новый Завет написан евреями и о евреях
Тем не менее растет и число евреев, которые, подобно раввину Лихтенштейну, по той или иной причине почувствовали необходимость серьезно исследовать, что же на самом деле написано в Новом Завете. В том числе и автор данной статьи. И в результате тщательного исследования они приходят к выводу, что Новый Завет совершенно не таков, каким они представляли его себе раньше.
Прежде всего бросается в глаза, что он написан евреями и о евреях. События, описанные в первых книгах Нового Завета, происходят на земле Израиля, которая тогда, во времена Второго Храма, называлась Палестиной. И хотя в дальнейшем география повествования расширяется, события всё равно происходят в основном среди еврейских общин в рассеянии. Все авторы Нового Завета, за исключением, может быть, Луки, — евреи. Первые апостолы и последователи Иисуса тоже были евреями.
Исполнение еврейской надежды в Новом Завете
Основная тема Нового Завета является исключительно еврейской – исполнение мессианской надежды. Ожидание Мессии было одним из основных элементов веры народа Израиля. В одной из первых глав Евангелия от Матфея рассказывается о языческих мудрецах, прочитавших по звёздам, что обещанный избавитель должен стать «Царём Иудейским». На ранних этапах распространения благой вести о Мессии только евреи и те язычники, которые находились под влиянием иудаизма, были способны принять и понять весть о пришествии долгожданного Искупителя. Первоначально основными центрами проповеди евангельского послания являлись синагоги в еврейских общинах, живших в рассеянии.
Едва ли не на каждой странице Нового Завета — посредством прямого цитирования, вольного парафраза или аллюзий — присутствуют отсылки к главному литературному сокровищу, наделяемому высшим авторитетом: Еврейским Писания. Когда Иисус или проповедники Нового Завета снова и снова повторяют: «Написано» или «Так говорит Господь», — они опираются на еврейское Священное Писание как на истину в последней инстанции. Иисус бросает вызов религиозным лидерам: «Исследуйте Писания… они свидетельствуют о Мне» (Иоанна 5:39). Пётр возвещает толпам собравшихся на праздник иудеев: «И все пророки, от Самуила и после него, сколько их ни говорили, предвозвестили дни сии» (Деяния 3:24) ….
Все основополагающие постулаты Нового Завета пронизаны цитатами из книг Моисея и пророков, указывая тем самым, что происходящее является исполнением главной надежды еврейского народа.
Новый Завет продолжает темы еврейской Библии
Когда человек исследует общее содержание Нового Завета, будучи хоть немного знаком с еврейскими Писаниями, он не будет воспринимать его как нечто чуждое. Явления ангелов с посланиями от Бога подобны тем, которые переживали Авраам, Исаак, Иаков, Моисей, Иисус Навин и многие другие древние евреи. Сверхъестественные рождения напоминают рождение патриарха Исаака. Чудеса совершаются как подтверждение от Бога, когда Он являет Себя людям, как это было и во времена патриархов, Моисея, пророков и царей Израиля. Но они проявляются не как акты произвола капризного божка, как в языческой мифологии, а несут в себе глубокие моральные связи, через которые Бог обучает Свой народ путям веры. Также, как и в еврейских Писаниях, мы видим пророчества и вдохновенную проповедь, когда Дух Божий входит в людей и говорит через них Его послание. Ни одно из этих событий не является чуждым для духовной жизни и наследия Израиля.
Основные темы Нового Завета те же, что и в Еврейских Писаниях: Божья святость, праведность и милость; отдаление и отчуждение человека от Бога через непослушание; любовь Бога, стремящаяся к прощению и примирению. Рассматриваются также важные темы веры, жертвы, искупления, надежды, любви, мира, радости, окончательного торжества Божьего Царства, Его суда и награды. Любой может прочитать и сравнить. В первом нет ничего, что не было бы раскрыто во втором. Отличается только перспектива. В Старом Завете упор делается на обетование, а в Новом Завете — на его исполнение. Один акцентирует внимание на подготовке, а другой на осуществлении.
Страдающий Мессия из Еврейских Писаний
Здесь некоторые могут возразить, что ряд центральных тем Нового Завета отсутствуют в иудаизме. Многие утверждают, что идея страдающего, умирающего и воскресшего Мессии, который в то же время является Богом, чужда еврейской вере. Предположительно, она восходит к языческим египетским и греческим источникам. Кроме того, утверждается, что то, как в Новом Завете прослеживается рост и распространение мессианской веры, превращает её в явление языческое, вырванное из еврейского контекста.
Древние раввины ломали голову над свидетельствами в Танахе (Еврейских Писаниях) о том, что Мессия должен был пострадать и умереть, и в то же время править как победоносный и славный царь. В качестве решения этой проблемы они разработали теорию, что будет не один, а два мессии: Бен Иосиф, который будет страдать и умрёт, и Бен Давид, который восторжествует и воцарится. В Талмуде (Сукка 52 а и б) высказывается предположение, что данное объяснение основано на Захарии 12:10, в где говорится о «Том, которого пронзили».
Во время литургии Мусаф в День искупления произносится древняя молитва, в которой Машиах Цидкену (Мессия — наша праведность) упоминается как тот, кто «изранен за наши прегрешения». Концепция страдающего и умирающего Мессии не является чем-то чуждым для еврейской религиозной традиции.
Что же касается воскресения, то, хотя описанное в Новом Завете воскресение Мессии, кажется, застало всех врасплох, в Священном Писании есть отрывки, указывающие, что Мессия воскреснет. Псалом 15:10 провозглашает, что Бог не оставит Своего Святого в могиле. В Исаия 53:10,12 сказано, что Господь продлит дни Страдающего Раба и воля Господня будет исполняться рукою Его, потому что Он добровольно предал душу Свою на смерть.
Божественность Мессии в еврейской Библии
В писаниях пророков есть отрывки, свидетельствующие о том, что Мессия должен быть Богом. В Исаии 9:6 Мессианский Царь назван впечатляющими именами: Чудный Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. В Иеремии 23:6 Отрасль Праведная, которая должна быть восставлена Давиду, названа «Господь — оправдание наше». В книге Михея 5:2, где сообщается о месте рождения Мессии, говорится, что Он произошёл от начала, от дней вечных. В книге Даниила 7:13-14 Мессия появляется на облаках небесных и получает вечную власть над всеми народами. Раввины, развивавшие мистические учения, подобные тем, которые содержатся в «Зоаре», изучая эти и другие отрывки, предполагали, что Мессия должен быть Богом.
И хотя сам Иисус провозглашал, что «спасение от иудеев» (Иоанна 4:22), Он также обещал, что к стаду Мессианского Пастыря добавятся и другие овцы, не принадлежащие к иудейскому стаду (Иоанна 10:16). Это видение тоже не является чем-то необычным для евреев. Через Исаию Бог сказал за много столетий до этого (Исаия 49:6), что Мессия будет светом для язычников, и Его спасение распространится до концов земли. Исайя 60:1-3 провозглашает, что язычники придут к свету, который распространится от Израиля через Мессию.
Таким образом, видение Нового Завета не является языческой ересью. Скорее, это видение древних иудейских пророков, провозглашавших, что через Мессию Бог введёт язычников в благословение Израиля.
Во всех этих отношениях мы, евреи, которые в силу разных обстоятельств взялись исследовать Новый Завет, пришли к признанию его сугубо еврейского характера. Но мы также обнаружили кое-что ещё. Те отрывки, которые якобы настраивают христиан против евреев, при ближайшем рассмотрении оказываются вовсе не антиеврейскими.
Семейный спор: является ли Иисус еврейским Мессией?
В Новом Завете описан конфликт, вызванный утверждениями Иисуса, что он является Мессией. Но конфликт этот в основном происходил между евреями, которые принимали эти утверждения, и евреями, которые их не принимали. Другими словами, своего рода внутрисемейный спор.
Если присмотреться к тому, как употребляется термин «иудеи», особенно в Евангелии от Иоанна, а также в некоторых других писаниях Нового Завета, мы увидим, что он часто используется для обозначения коалиции еврейских лидеров того времени, поставившей своей целью противодействовать Иисусу. В тех местах, где рассматривается упомянутый конфликт, данный термин относится именно к этим противоборствующим лидерам. Новый Завет описывает, что Иисус был настолько популярен среди простого народа, что его противники должны были действовать тайно. Это ясно указывает на то, что термин «иудеи» не относился к еврейскому народу в целом.
Некоторые резкие высказывания Иисуса и проповедников Нового Завета являются не мстительными, а пророческими упрёками, в том же духе, что и слова Исаии, когда он называет Израиль «племенем злодеев, сынами погибельными» (Исаия 1:4). И хотя антисемиты, прикрываясь личиной христианства, использовали эти, казалось бы, резкие заявления в качестве предлога для преследования евреев, они делали это вопреки чётко сформулированному учению Иисуса и апостолов.
Иисус оплакивал Иерусалим и его грядущее разрушение от рук римлян (Матфея 23:37-39). Он учил Своих последователей любить тех, кто их ненавидел, и молиться за тех, кто их жестоко преследовал (Матфея 5:43-46). Послания Павла часто цитируют, пытаясь показать антисемитский характер Нового Завета. Но как это может быть правдой в свете того факта, что в Риме Павел учил уверовавших из язычников, что Бог продолжает любить еврейский народ ради их праотцов, хотя многие евреи и выступали против евангелия? (Римлянам 11:28) Верующие не должны хвалиться или превозноситься над природными ветвями (еврейским народом), но они должны пробуждать в них ревность по мессианским благословениям, проявляя сострадание и доброту (Римлянам 11:11-12, 17, 30-31). Иисус учил, что только милостивые получат милость, только прощающие могут рассчитывать на прощение и что любовь будет отличительной чертой Его истинных учеников.
Является ли Новый Завет антисемитским?
Мы не видим в Новом Завете ничего нееврейского или антиеврейского. Наоборот, он соткан из самых основ надежд и пророческих обетований еврейского народа. Если мы всерьёз верим откровениям Моисея и пророков, то в Новом Завете не должно быть ничего действительно чуждого. Настоящий вопрос, который возникает в связи с Новым Заветом, состоит не в еврейскости, а в вере. Вопрос не в том, «еврейский ли он?». Мы уверены, что тщательное объективное исследование подтвердит его еврейскую сущность. Вопрос в том, «Является ли он истинным?» А это, как мы уже говорили, на самом деле вопрос веры, и он бросает вызов всем людям — как евреям, так и неевреям.
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!