Еврейский ад?
Известного британского писателя и журналиста Г. К. Честертона однажды спросили, что он думает об аде. «Я, конечно, не могу судить из личного опыта, — ответил он, — но похоже, этого места следует избегать». Мало кто станет спорить на этот счёт с остроумием и мудростью Честертона, хотя многие предпочитают игнорировать тему ада или вовсе отрицают существование такого места. Тем не менее трудно отрицать, что в обиходной речи мы упоминаем ад достаточно часто — и как экспрессивное существительное («ад кромешный»), и как не менее эмоционально заряженное прилагательное («адская жара»). Кроме того образы ада являются предметом самых разных видов творческого самовыражения, от изобразительного искусства и театра до фильмов и видеоигр.
Онлайн-платформа The Jewish Daily Forward как-то опубликовала биографию Мойша Розена, и в комментариях под статьёй кто-то из читателей (естественно, еврейских) написал о Мойше: «Он должен гнить в аду», — на что другой комментатор ответил: «Хмм, а мы верим в ад?»
Это хороший вопрос. Многие современные евреи вполне уверенно ответят вам «нет» — и сильно удивятся, узнав, что традиционный еврейский взгляд на загробную жизнь многое может рассказать о существовании ада.
Еврейские Писания (как и имеющиеся у нас свидетельства других древних ближневосточных культур) недвусмысленно говорят о существовании ада, обычно называя его «Шеол» и «Аваддон». Однако этимология этих слов точно неизвестна, а контексты, в которых они упоминаются, объясняют, что же всё-таки представляет из себя ад, ничуть не более внятно, чем приведенное выше высказывание Честертона.
В более поздних еврейских источниках, таких как Новый Завет и Талмуд, чаще используется слово «геенна». Оно происходит от названия «Гей Бен Хинном», в переводе «долина сынов Енномовых». Эта долина — реальное место к югу от Иерусалима, и её история действительно полна ужасов. Одно время там приносили детей в жертву аммонитскому/ханаанскому богу Молоху, что сделало эту долину абсолютной мерзостью в глазах евреев. Нечестивое место со временем превратилось в мусорную свалку, где гнили кучи смрадных отбросов. Глядя на эту долину сегодня, невозможно догадаться о её истории, но во времена Второго Храма она очень даже соответствовала общепринятым представлениям о «месте, которого следует избегать».
В отличие от Танаха, Новый Завет и Талмуд вполне чётко описывают место, которое мы сейчас называем адом. Иисус назвал его местом, где «огонь не угасает» (Марка 9:43-44). Талмуд гораздо более подробно описывает огонь и тьму ада, даже давая описания его размеров, отделений и входных ворот. Так что да, в еврейской литературе много написано о существовании ада. Несмотря на это, для евреев, как и для большинства людей, ад остаётся скорее темой, которую следует избегать, чем местом, которого следует избегать. В нашем постмодернистском мире считается нелепым или даже постыдным верить в то, что туда действительно может отправиться кто-то, кроме разве что Адольфа Гитлера.
Я помню, как Ларри Кинг в своём телешоу «Larry King Live» с вызовом спросил меня, верю ли я, что Бог отправляет людей в ад только за то, что они не верят в Иисуса. Я ответил, что Бог не занимается отправкой людей в ад. Мы сами прекрасно туда приходим. Бог, скорее, занимается спасением людей от ада, и именно поэтому Он послал Мессию Иисуса. Две большие разницы, как говорят в Одессе.
Как сказал К. С. Льюис, ад — это место, где дверь заперта изнутри, другими словами, это пункт назначения, в который мы направляемся по нашему собственному выбору. В своей книге «Расторжение брака» он объясняет: «В конечном итоге есть только два типа людей: те, кто говорит Богу: «Да будет воля Твоя», и те, кому в конце концов уже Бог говорит: «Да будет воля твоя»».
Когда миссионеры и волонтёры «Евреев за Иисуса» выходят на улицы разных городов мира, проповедуя евангелие и раздавая брошюры, где среди прочего нередко говорится об аде, всегда находятся люди, которых цепляет именно это слово, и они начинают задавать нам едкие вопросы о нашей вере в ад, примерно такие же, какими когда-то пытался загнать меня в тупик Ларри Кинг.
Если люди задают нам такие вопросы с явной враждебностью, мы придерживаемся политики ответа вопросом не вопрос: «А вы сами верите в существование ада? Только честно!» Если этот враждебно настроенный собеседник скажет: «Нет», то мы отвечаем: «Тогда, я думаю, вам и беспокоиться-то не о чем, правда же?» Нет смысла давать прямой ответ тому, кто отрицает суть собственного вопроса. Иисус этого точно не делал.
С другой стороны, мы никогда не должны бояться или стыдиться говорить о том, что ад реален и предупреждать людей об ужасах и мучениях, царящих в нём. Но наше предостережение должно быть смягчено надеждой и обещанием Божьей благодати через Иисуса Христа. Мойш Розен сказал как-то, что мы никогда не должны проповедовать об аде без слёз на глазах — слёз обо всех тех, кто туда направляется. Именно так относится к нам Господь Иисус, который «долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Петра 3:9).
И многие пришли к покаянию именно потому, что они (справедливо) боялись оказаться в аду из-за своего образа жизни и неправильных решений. Поэтому мы не должны обходить молчанием эту важную часть библейского учения — как, к сожалению, поступают многие христиане. Некоторые объясняют это тем, что, поскольку евангелие — благая весть, нам нужно ставить во главу угла только Божью любовь и прощение. Но как мы можем ожидать, что кто-то поймёт, насколько важна эта благая весть, если он сначала не усвоил очень плохую весть о грехе и вечном отлучении от Бога? Более того, реальность ада и вечного отлучения от Господа становится правдоподобной и значимой только тогда, когда мы осознаём величие, славу и святость нашего Бога. Неадекватное понимание нашего собственного греха и святости Бога приводит к неправильному пониманию реальности ада и вечного отлучения от Бога. Если мы заботимся о спасении людей, мы должны быть готовы дать полное объяснение и того, и другого. Людям нужно знать реальность как рая, так и ада, поэтому мы должны говорить о них без стыда и оговорок.
Однажды мне пришло письмо от христианки, которая получала печатную информационную рассылку «Евреев за Иисуса», и в одну из таких рассылок был вложен евангелизационный трактат с названием «Ад кромешный?». Она была расстроена, что через прозрачный конверт её почтальон мог увидеть заголовок, и это лишило её возможности по-настоящему сильно засвидетельствовать ему о своей вере. Она не упомянула, как она свидетельствовала ему до этого или что планировала, но я ответил, что я, наоборот, верю, что эта брошюра может дать ей ещё лучшую возможность поделиться со своим почтальоном чудесной вестью о Божьем спасении. Я по-прежнему считаю, что, как бы люди ни старались избегать этой темы, она предоставляет прекрасные возможности начать содержательный разговор.
И хотя я тоже не могу судить из личного опыта, я точно знаю, что ад — это место, которого следует избегать. Ад так же реален, как и смерть. Но я также знаю, что Иисус одержал над ними победу — и когда умер, и когда воскрес. Поэтому только через веру в Него мы можем познать Божье прощение. И это послание одинаково необходимо и евреям, и язычникам. Потому что это послание любви и надежды. Иисус сказал: «Я тот, кто живой; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти» (Откровение 1:18) И мы все благодарим Его за это.
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!