Еврейский Мессия: 4 поразительных факта для размышления
Что за странная ситуация с Мессией? Для многих евреев образ Мессии представляется чем-то вроде древнееврейской версии Супермена — такой себе герой нашего детства, в которого большинство из нас давно перестали верить, как современные дети, вырастая, перестают верить в Деда Мороза. Однако, согласно Талмуду и Еврейским Писаниям, Мессия не только реален, но и давно уже должен был прийти.
Возможно, сам по себе Мессия, которого, сколько ни жди, не дождёшься, не так уж и важен, но вот Бог, Который нарушает Свои обещания, — это крайне важно. Подробное описание в 9 главе книги Даниила того, как и когда должен прийти Машиах, позволяет нам найти ответы на эти вопросы. В ней мы можем не только открыть для себя много нового о самой личности Помазанника, но и узнать, когда Его точно ожидать!
Факт первый: Мессия должен прийти в определённый отрезок времени.
О сроках прихода Мессии подробно написано в книге Даниила. Этот пророк жил во времена нашего изгнания в Вавилон, где получил откровение, что Мессия придёт через 483 года после повеления восстановить Иерусалим и отстроить Храм:
«С того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ, и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена» (Даниил 9:25).
Отсчет этих 69 «седмин» (семилетий) начался с того момента, когда Артаксеркс издал указ, повелевающий Неемии заново отстроить Храм и восстановить Иерусалим (Неем. 2:1-8). Среди многих других вышедших в то время указов этот был единственным, который касался и Храма, и Иерусалима. Согласно историческим документам, это произошло в месяце Нисане (март/апрель) 444 г. до н.э. А значит, Машиах должен был прийти до 33 года н.э. В исторических данных этого периода не упоминается больше никого, кроме Иешуа (Иисуса), кто бы жил в это время и утверждал, что является Мессией.
Факт второй: Мессия должен прийти до разрушения Второго Храма.
Даниил предсказал, что после прихода Мессии «… город и святилище разрушены будут народом вождя» (Даниил 9:26). Мы знаем, что так и произошло, когда римские легионы Тита двинулись на Иерусалим в 70 г. н.э., разрушив и город, и Храм. Талмуд учит, что в те времена люди верили, будто время Мессии уже пришло, но из-за грехов народа установление Его царства было отложено, поэтому и не произошло в то время, в которое должно было произойти.
Согласно учению школы Элияху: «Шесть тысяч лет — время существования мира. Две тысячи из шести тысяч лет был хаос, следующие две тысячи лет, от эпохи патриархов до конца периода Мишны, описывает Тора; и еще две тысячи лет — период прихода Мессии. Именно так должна была пойти история, но из-за наших грехов этот срок увеличился. Мессия не пришел по прошествии первых четырех тысяч лет, более того, уже истек тот срок, который должен был стать мессианской эрой» (Санхедрин 97a и b [выделено автором])
Другие места писания тоже подтверждают пророчество о том, что Мессия придёт, пока Храм ещё стоит. Приведенный ниже псалом является одним из псалмов, входящих в Халлель, в котором Бог восхваляется за избавление Израиля и за вождя Израиля, царя. Израиль был отвергнут своими врагами, как и его царь.
«О, Господи, спаси же! О, Господи, споспешествуй же! Благословен грядущий во имя Господне! Благословляем вас из дома Господня». [выделено автором] (Псалом 117: 25,26)
Для того, чтобы они могли благословить Мессию из дома Господня, Храм должен был ещё существовать! Интересно, что этими самыми словами еврейский народ приветствовал Иешуа, когда Он въезжал в Иерусалим за неделю до Песаха (Матфея 21:9-12).
Пророк Аггей, находившийся в Иерусалиме во время строительства Второго Храма, произнес мессианское пророчество, что «слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего» (Аггей 2:9).1 Малахия утверждал то же самое: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете» (Малахия 3:1). Еврейский учёный двенадцатого века раввин Давид Кимхи (также известный как Радак), отождествлял Ангела завета, упомянутого Малахией, с Мессией.2
Согласно книге пророка Даниила, Храм не только будет стоять во время прихода Мессии, но и вскоре после этого будет разрушен. Именно в этом Храме, восстановленном Ездрой и позднее перестроенном Иродом, Иешуа чаще всего учил народ и провозгласил, что является Мессией. В Новом Завете записаны Его горькие слова в ответ тем, кто восхищался, как прекрасен был Храм после его обновления при Ироде: «Придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; всё будет разрушено».3 Здесь Иешуа указал на исполнение пророчества Даниила. Как всем известно, менее чем через 40 лет Храм был разрушен настолько, что никто по сей день не знает его точного месторасположения.
Факт третий: проследить родословие Мессии можно было, только пока существовал Храм.
Пришествие Мессии имело и другое временное ограничение: оно было связано с его происхождением из колена Иуды.
«Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресел его, доколе не придёт Шило (Примиритель), [выделено автором] и Ему покорность народов». (Бытие 49:10)
Это широко известное мессианское пророчество указывало на то, что род Иуды должен был сохранить свою идентичность до прихода Шило (одно из имен Мессии, встречающееся в раввинистической литературе).
По поводу Мессии Гемара спрашивает: «Как его имя?» Школа рабби Шеила отвечает: «Шило его имя, как сказано: «Доколе не придет Шило»». (Санхедрин 98b)
Согласно книге Ездры (1:5-8), колено Иуды сохраняло своё царственное положение на протяжении всех 70 лет вавилонского пленения. Не изменилось оно и после возвращения в Землю Израильскую вплоть до того момента, когда римляне сделали Иудейское царство провинцией Рима. И хотя римляне какое-то время сохраняли здесь марионеточное местное правительство, примерно через 50 лет (в 70 г. н.э.) подобная практика прекратилась.
Мало того, Мессия должен был быть не просто из колена Иудина, но ещё и из дома Давида: «Я поставил завет с избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему: навек утвержу семя твое, в род и род устрою престол твой» (Псалом 88:4-5). Это мессианское пророчество явно относится к потомку царя Давида. А доказательства такого происхождения были уничтожены, когда был разрушен Храм.
И хотя на сегодняшний день мы не располагаем храмовыми летописями, у нас есть записи генеалогического древа Иешуа, изложенные в повествованиях о его жизни у евангелистов Луки и Матфея. Они оба свидетельствуют, что Он был из дома царя Давида. Никого другого, кроме Иешуа, кто жил бы в то время и утверждал, что является Мессией, да ещё и происходил из колена Иудина и дома Давида, мы не знаем.
Факт четвертый: Мессия будет предан смерти.
В пророчестве Даниила (9:26) говорится, что «по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос», но не за себя. Фраза, переведённая здесь как «предан смерти», означает быть убитым или уничтоженным, но также часто используется в Танахе для описания ритуального заклания жертвенного животного (Бытие 15:18; Иеремия 34:18).
Откровение о том, что Мессии предстоит умереть, не было чем-то новым для иудаизма. Например, Исайя писал о Том, кто пострадает и умрёт за грехи людей: «… ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь».4 Псалом 21 даёт яркое образное описание смерти через распятие — способа казни, который не мог быть известен автору, писавшему эти строки за тысячу лет до распятия Иешуа.
Могло ли всё произойти именно так, как предсказал Даниил? Если сосчитать 483 года после указа Артаксеркса, мы получаем 33 год н.э. Храм был разрушен в 70 году н.э. Значит, остается окно в 37 лет, в течение которых мог прийти Мессия родом из колена Иудина и дома Давидова. Более того, Он должен был умереть насильственной смертью в этот же промежуток времени.
Так что, Мессия уже пришёл?
Бог пообещал нашему народу Мессию и дал способ рассчитать время Его прихода. Подумайте сами: если пророчество Даниила о приходе Мессии до разрушения Второго Храма было истинным, значит, мы должны признать, что Мессия уже пришёл. Так? А если Он уже пришёл, тогда кто Он?
Подытожим: Он должен был прийти до 33 г. н.э., пока Храм ещё стоял, должен был быть доказанным потомком Давида и должен был быть убит до того, как Храм разрушили. Объединение этих фактов в целостную картину само по себе представляет одно из сильнейших доказательств того, что Он действительно уже пришел. И единственная известная нам личность, которая подходит под это описание, — это Иешуа из Назарета.
Да, для любого еврея всерьёз задуматься о том, что Иисус может быть Мессией, кажется радикальным поступком. Но каждый из нас, евреев, уверовавших в пришедшего Мессию, уже прошел в своей жизни этот переломный момент. Как говорится: знаем — плавали! И все мы в результате пришли к пониманию, что Иисус был именно тем, кем себя называл.
Если же вы ещё сомневаетесь, то почему бы не спросить у самого Бога? Тот же самый Бог, который сообщил нам, когда придёт и кем будет Мессия, хочет открыть вам истину. Для этого требуется только одно — открытое сердце. Он говорит: «Воззови ко Мне — и Я отвечу тебе, покажу тебе великое и недоступное, чего ты не знаешь» (Иеремия 33:3). Найдите в себе смелость воззвать к Нему!
Примечания:
- Аггея 2:6 толкуется как относящееся к Мессии в Дварим Раба 1 (ред. Warsh. стр. 4b, строка 15 сверху) согласно Эдершейм Альфред «Список отрывков Ветхого Завета, толкуемых как относящиеся Мессии в раввинистических писаниях» (Гранд-Рапидс: Eerdmans, 1976), стр. 735.
- https://www.sefaria.org/Radak_on_Malachi.3.1.4?lang=bi&with=all&lang2=en
- Луки 21:6
- Исайя 53:8
Спасибо большое!
Это на самом деле очень серьёзные доказательства!