Сьюзан Перлман

Еврейский народ и обращение в иудаизм

Еврейский народ и обращение в иудаизм

Еврейский народ и обращение в иудаизм

«Иудаизм в своей основе был миссионерской религией. Невозможно отрицать, что наш Танах и последующая раввинистическая литература подчеркивали насущную необходимость такой деятельности по обращению людей в иудаизм — вспомните хотя бы пророков, которые постоянно призывали Израиль выполнять порученную ему Богом миссию, — и что наше рвение проповедовать ослабло только тогда, когда враги наложили на нас суровые запреты, зачастую грозившие даже смертью. Но подобные запреты больше нас не сдерживают. Так почему бы нам тогда не вернуться к нашему традиционному призванию быть поборниками иудаизма»?1

Всем известно, что иудаизм не стремится обращать людей в свою веру. Напротив, неевреев обычно отговаривают от принятия иудаизма, пугая необходимостью соблюдать строгие правила жизни, не говоря уже о том, что они станут частью всеми презираемого народа:

«Это одна из причин, по которой мы отталкиваем от себя желающих обратиться в иудаизм. Мы старательно умножаем на их пути препятствия, чтобы они смогли почувствовать, что на самом деле значит быть евреем. Да так, чтобы с самого начала ни у кого из них не осталось иллюзий, что еврейская жизнь может быть лёгкой. Препятствия будут всегда. Единственная разница в том, что до обращения они приходят извне в лице упрямых раввинов, которые твердят вам: «Не связывайтесь с иудаизмом». А после обращения те же самые раввины встретят вас с распростертыми объятиями, но голос, говорящий вам не ввязываться во все это, никуда не исчезнет, просто это уже будет ваш внутренний голос. И если вы сможете преодолеть сопротивление со стороны раввинов, у вас есть шансы преодолеть и своё внутреннее сопротивление — бич каждого еврея».2

В некоторых случаях потенциальные новообращённые в процессе обращения получают отказ целых три раза, во избежание принятия решения в импульсивном порыве.3 Если же они не отступают в своем намерении, то сначала получают наставление в Торе, а затем проходят обряд омовения — микву. Обращение требует, чтобы они отказались от своей прежней религии, считали себя потомками Авраама, рассматривали свою родную семью как чужаков, а новообращённые мужчины должны совершить обрезание. Только тем, кто настойчив и упорен, позволяется стать частью еврейского народа.

Тем не менее в былые времена Израилю было дано чёткое поручение нести весть о Боге язычникам. Итак, что же это означает с точки зрения отношения иудаизма к неевреям?

Авраам и его потомки получили от Бога повеление говорить о Нём другим народам. 

Танах о миссионерском служении

В книге Бытие изложено Божье предназначение для Израиля — нести народам весть о единственном истинном Боге. В Своём завете с Авраамом и его потомками Господь сказал патриарху: «и благословятся в тебе все племена земные».4 Авраам и его потомки получили от Бога повеление рассказывать о Нём другим народам.

Р. Хуния в мидраше на Бытие 12: 5 дает следующий комментарий:

«Авраам обращал в свою веру мужчин, а Сарра женщин. Иаков тоже совершал обращения: «Иаков сказал своим домашним и всем, кто был с ним: «Бросьте богов чужих, находящихся у вас» … И отдали Иакову всех богов чужих»».5

Далее комментарий показывает, что Исаак также стремился привести других людей к Богу Израиля. Тема поиска людей из других народов, чтобы научить их следовать за Богом, прослеживается через все еврейские Писания:

«Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исход 19:5-6).

Быть «уделом Божьим» — отнюдь не пассивная роль. У Бога есть миссия для Своего избранного народа. Он поручает евреям быть ходатаями за народы, выполняя роль посредников между ними и Собой.

Чтобы нести это служение, Израиль должен быть святым народом. А быть святым означает быть отделённым и посвящённым служению Богу. Книга Второзаконие обещает, что Бог поставит Свой народ святым народом, если они будут соблюдать заповеди Божьи и ходить Его путями (28:9). Писания пророков расширяют это повеление обращать народы к Богу: Бог обещает Исаие, что сделает Израиль «светом народов».6 Эта же тема прослеживается и в книгах Иоиля, Михея, Иеремии и Псалтири.

Иона является примером противления Божьему повелению призывать народы к покаянию. 

Но всегда ли мы стремились выполнить поставленную перед нами Богом задачу? Нежелание Ионы проповедовать весть о покаянии жителям Ниневии, которые, кстати говоря, сразу же приняли её и уверовали, является ярким примером противления евреев Божьему повелению призывать народы к покаянию — искать тех, кто совершит тшуву и обратится к Богу в раскаянии.

Известные историки и ученые прослеживают деятельность евреев по обращению язычников на протяжении всего периода Второго Храма и позднее, что подтверждается также латинскими и греческими письменными источниками. Идумейцы, моавитяне и итурийцы были обращены в иудаизм в 140 г. до н. э., то есть ближе к концу периода Второго Храма. А Иосиф Флавий в своих трудах упоминает о множестве новообращенных иудеев в Антиохии.

Традиция иудаизма стремится к обращению язычников

Прозелитизм (обращение в веру) был не просто изредка встречавшимся явлением в истории еврейского народа — это было стандартное отношение евреев к нееврейскому сообществу:

«Когда центр еврейского духовного образования, как и само население, переместился в Вавилонию, источники свидетельствуют об усилении процессов прозелитизма. Гаоны (духовные лидеры еврейского народа) фактически устанавливали квоты на новообращённых. Раввины Иуда и Иосиф… и рав Аши… упрекали соотечественников за то, что они не обращали в истинную веру достаточное количество людей».7

С христианизацией Римской империи евреи не перестали рассказывать народам о Боге Израиля. В отдельных очагах язычества, сохранившихся в окружении христианских или исламских народов, вообще имел место процесс беспрепятственного обращения в иудаизм. Среди обращённых в то время язычников были хазары на Кавказе (в VIII веке) и население Аксумской империи в Эфиопии, откуда произошли фалаша (эфиопские евреи).

Прозелитизм не прекращался даже во времена крестовых походов и позднее, почти до Реформации:

«На протяжении шести столетий после обращения в христианство императора Константина имели место драматические примеры распространения иудаизма… [включая] массовое обращение в иудаизм арабов на юге Аравии во времена правления царя Зу Нуваса… а с христианской стороны… попытки запретить контакты между евреями и христианами, окончательно сформулированные состоявшимся в 1215 году Четвертым Латеранским собором, и постоянная озабоченность церкви прогрессирующей иудаизацией указывают на этот же факт».8

Есть и другие документальные свидетельства о том, что обращения в еврейскую веру не прекращались и в средние века. Комментарий немецких тосафистов (толкователей Торы), написанный в двенадцатом и тринадцатом веках, включает упоминание о примерно двадцати обращённых в иудаизм людях.9

Почему евреи перестали обращать людей в свою веру?

Евреи, проповедовавшие обращение в иудаизм, встречали множество препятствий своей деятельности, включая внешнее давление. В лучшем случае ситуация складывалась следующим образом: еврейские общины жили в нееврейских сообществах, с тревогой наблюдая за событиями в господствующей культуре, готовые бежать в любой момент, как только испарится её и без того шаткая толерантность к ним.

Может показаться, что сначала Римская империя отдавала предпочтение еврейскому народу перед другими завоеванными ею народами. Однако эта терпимость всегда была ненадёжной. Со временем римские правители осознали, что верность еврейского народа своей национальной идентичности была намного сильнее, чем любая верность Риму. Они также поняли, что, обращаясь в иудаизм, человек заявлял не просто об изменении своих религиозных взглядов:

«Римляне знали, что обращение в иудаизм означало приверженность не только религии, но и политическому государству. Следовательно, после аннексии Иудеи обращение в иудаизм имело опасный политический подтекст, который римляне едва ли могли допустить».10

Нетерпимость римлян проявлялась в изгнании евреев из определенных провинций, что выливалось для Рима в потерю тех экономических преимуществ, которые приносили евреи. Поэтому, вместо того чтобы изгонять евреев, римляне начали запрещать им обращать людей в свою веру.

Первый прямой запрет на распространение иудаизма был наложен императором Септимием Севером в 198 или 199 году н.э. Север не назвал причин издания данного указа, и запрет не возымел необходимого действия. Но когда Рим принял христианство в качестве официальной государственной религии, попытки обращения в иудаизм стали запрещаться целенаправленно. В 329 году н.э. был принят закон, согласно которому христиане, обратившиеся в иудаизм, должны были нести такое же наказание, как и те, кто их обратил. Избрание меры наказания оставлялось на личное усмотрение судей.

Император Констанций II ввёл более единообразный подход к назначению наказаний. В 339 году н.э. мужчинам-евреям запретили жениться на нееврейках. В 353 г. Констанций постановил, что у христиан, обратившихся в иудаизм, должно быть конфисковано всё их имущество. Тридцать лет спустя Грациан запретил завещать что-либо в пользу человека, принявшего иудаизм. В 388 году женитьба мужчины-христианина на женщине-еврейке стала преступлением, наказуемым смертью.

Кроме того, некоторые отцы ранней церкви тоже были полны решимости предотвратить распространение иудаизма. И хотя они не могли принимать какие-либо законы, их антиеврейская пропаганда использовалась для оправдания жестокого обращения с евреями и новообращенными иудеями. Антиеврейские обличительные речи некоторых отцов ранней церкви вполне могли быть реакцией на успехи иудаизма в обращении бывших христиан.

В седьмом веке н.э. возникновение ислама добавило новые препятствия миссионерским усилиям еврейского народа. В 624 году Мухаммед начал преследование арабских евреев. К 628 г. евреев, принявших к себе обращенного в иудаизм мусульманина, приговаривали к смертной казни. У мусульман, по собственной воле обратившихся в иудаизм, конфисковывали имущество.

Еврейская религия не сразу отреагировала на все эти меры. Однако столетия страданий и преследований взяли свое. Обращение в иудаизм представителей других народов стало считаться опасным. Еврей, который хотел просто выжить, вряд ли рискнул бы кого-то обращать. А еврейскому народу приходилось именно выживать.

Осознав, насколько высока цена прозелитизма, евреи перестали его практиковать.

Сегодня же мы наблюдаем, как запреты, которые когда-то исходили извне, теперь исходят изнутри:

«То, что евреи когда-то давно активно обращали другие народы в свою веру, ещё не означает, что так правильно делать и сейчас. Сегодня явно другие времена, и — хочется надеется — религиозный «этикет» тоже другой».11

Неужели дело действительно просто в соблюдении религиозного этикета? Можно предположить, что основной ход их мыслей выглядит так: если мы не будем обращать язычников, то и они не будут обращать нас. Обратной стороной данного предположения является мысль: если мы будем убеждать неевреев стать евреями, мы вызовем гнев и сильнейший всплеск антисемитизма — или наоборот, спровоцируем их ответный миссионерский энтузиазм, вступив в игру, в которой они имеют очевидное численное преимущество.

Равви Шиндлер утверждает, что после столетий крайне слабой миссионерской деятельности и убеждения себя в том, что стремиться к обращению гоев это не по-еврейски, нам нужно снова сосредоточиться на том, чтобы идти к людям. Тем не менее существует немалое количество тех, кто не хочет инвестировать в подобную просветительскую работу. Создаётся впечатление, что еврейский народ просто свёл религию до уровня человеческих предпочтений, приняв мировоззрение «каждому своё» за аксиому.

Миссия пророков

Однако давайте вспомним, кем были первопроходцы еврейской миссионерской деятельности, — пророками, которые знали, что на этот труд их послал Бог. Независимо от того, подвергались ли они человеческим преследованиям за своё послание, молчать они не могли. Они были сосредоточены в первую очередь на том, чего хотел Бог и для них самих, и для всех остальных. Пророки намного сильнее боялись промолчать, когда нужно было говорить.

А вот Иона, возможно, предпочёл бы современную духовную изоляцию от внешнего мира. Его крайне мало волновало, во что верили жители Ниневии и что они знали о Боге. Но это волновало Бога! И если бы Иону немного больше заботило мнение Господа в этом вопросе, он был бы движим Его заботой о Ниневии. Поэтому Ионе, взбунтовавшемуся пророку, нужен был «пинок», чтобы вернуться на правильный путь.

У Илии, одного из величайших пророков, тоже были моменты неуверенности, когда ему казалось, будто всё, что он получал за свои труды и старания, — это гонения.

Поэтому мы, еврейский народ, должны задать себе вопрос: возможно, мы потеряли связь с Богом и нам нужно заново с Ним познакомиться? 

Если мы знаем, что Бога действительно волнует судьба всего человечества и что для примирения мира с Собой Он имеет абсолютно конкретный план, в котором мы, как его народ, играем ключевую роль, тогда как мы можем цепляться за постулат, будто всё, что касается духовности, — это личное дело каждого человека? Разве не было бы логичнее хотеть поделиться с другими тем, что мы знаем о Боге?

Сегодняшняя миссия еврейского народа

Мы живём в обществе, где политкорректным считается придерживаться представления о том, что к истине, включая истину о Боге, существует множество верных путей. Неполиткорректно верить в уникальность лишь одного пути по сравнению с другими, поскольку это считается не только неуважительным, но и вредящим единству, к которому мы все так упорно стремимся. Любое утверждение о том, что существует лишь одно право, одно благо, одна истина или один путь, оскорбляет чувства общества, поэтому любое стремление к обращению других в свою веру считается неприемлемым.

Однако те, кто говорят, что Иисус есть единственный путь, единственная истина и единственная жизнь, утверждают, что эта вера исходит не от них, а от Бога, являющегося Богом еврейского народа. Их вероисповедание является чётко определённой верой в Бога, открывшегося нам в Священном Писании, и эта вера повелевает последователям еврейского Мессии делиться евангелием. 

Если библейское повеление быть Божьим уделом, царством священников и святым народом не соответствует истине, тогда у еврейского народа нет никаких особых причин сохранять свою идентичность. Зачем тогда нам нужно государство Израиль? Почему мы боимся межрелигиозных браков и ассимиляции? Зачем мы подставляемся под жесточайшие вековые преследования, настаивая на сохранении своего еврейства?

Если мы народ, отделённый для того, чтобы быть светом для других народов, как смеем мы дистанцироваться от них?

Если наше жизненное предназначение состоит в том, чтобы быть народом святым, отделённым для Божьих целей, царственным священством и светом для других народов, как смеем мы дистанцироваться от них? Если мы были созданы, чтобы быть свечой в руке Святого, то наша судьба — пронзать тьму сиянием Его вечного света. Отвернуться от такой судьбы — не просто вопрос неповиновения; это отрицание того, кто мы есть.

Мы, евреи, можем быть самыми целеустремленными людьми в мире. Можем упорнее всех бороться за права человека, вгрызаться в камни в попытках покончить с мировым голодом, переживать о чрезмерной эксплуатации окружающей среды и неистово трудиться во имя мира во всём мире. Но пока мы не осознаем, что существует Бог, который беспокоится об этих вещах ещё сильнее, чем мы, у нас едва ли получится предложить миру что-то большее, чем просто наши добрые намерения и старания, которых никогда не будет достаточно.

Только когда мы осознаём, что Божий план примирения всей нашей планеты начинается с нашего личного примирения с Ним, мы понимаем, что мы здесь не просто так. Только прилепляясь к Нему, служа Ему, мы имеем реальную надежду на выполнение этой величайшей миссии.


Ссылки:

  1. Шиндлер Александр. Раввин Шиндлер защищает свой план обращения в иудаизм // Еврейский бюллетень Северной Калифорнии, 5 ноября 1993 г.
  2. https://www.chabad.org/library/article_cdo/aid/248165/jewish/Why-Do-Rabbis-Discourage-Conversions.htm
  3. https://www.washingtonpost.com/national/religion/the-splainer-how-do-jewish-conversions-work/2015/07/30/5c6bb4a0-36f7-11e5-ab7b-6416d97c73c2_story.html
  4. Бытие 12:1-3
  5. Мидраш Рабба, Бытие, гл. XXXIV, 4. с.771.
  6. Исаия 42:6 (СРП)
  7. Перельмутер Хаим Горен. Миссионерская традиция иудаизма // Шма, январь 1994 г., стр. 6.
  8. Там же.
  9. Фельдман Луи Х, Евреи и язычники в древнем мире: отношения и взаимодействие от Александра до Юстиниана. Принстон: Издательство Принстонского университета, 1993. С. 413.
  10. Там же, с. 385.
  11. Редакционная колонка. Baltimore Jewish Times, 29 октября 1993 г.

 

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *