Еврейство Нового Завета
Изумление рабби Исаака Лихтенштейна было безграничным: один из учителей его раввинской школы читал книгу на немецком языке! — Что это? — строго спросил рабби, протягивая руку к незнакомой книге. — Покажите! Бегло перелистав несколько страниц, Исаак остановил свой взгляд на имени «Иисус Христос». Сомнений не оставалось: перед ним был Новый Завет. Резко отчитав учителя за крамольное чтение, разгневанный реббе зашвырнул ненавистную книгу в дальний угол комнаты. Там, среди множества других томов, пылящихся на полке, она пролежала без малого тридцать лет.
И, возможно, пролежала бы еще столько же, если бы мощная волна антисемитизма не прокатилась по всей Венгрии — родине старого рабби. Исаака Лихтенштейна ничуть не удивляло, что погромы организовывались людьми, именующими себя христианами и чинились под знаменем Христа. Удивление и изумление вызывало то, что из среды тех же христиан доносились мужественные голоса людей, во имя Иисуса обличавших изуверов-погромщиков и защищавших евреев. Среди них были и такие выдающиеся личности, как знаток Библии профессор Лейпцигского университета Франц Делиц. Читая статьи и воззвания христианских авторов, рабби Лихтенштейн проявлял все больший интерес к их вере в миссию Иисуса как в проповедь любви и вечной жизни, даруемой всем людям.
Это и заставило его вновь взять в руки небольшую по размерам книгу, заброшенную некогда в пыльный угол — Новый Завет. Для почтенного раввина это была абсолютно чуждая книга, не вызывающая иных чувств, кроме ненависти, Рабби Лихтенштейн всегда рассматривал ее лишь как источник зла, нацеленный против его многострадального народа. Но было ли это действительно так? Желая развеять закравшиеся сомнения, реббе Исаак открыл первую страницу и начал читать.
Позднее в своем трактате «Два письма, или То, чего я действительно желаю», повествуя об извлеченном из Нового Завета опыте, он напишет:
«Я представлял себе Новый Завет мутным источником гордыни, высокомерного самолюбия и ненависти — наихудшей возможностью осквернить себя. Однако, открыв эту книгу, я ощутил вдруг неизъяснимое желание читать ее дальше, страницу за страницей. Истинная радость сияющим нимбом осветила мою душу. Пробравшись сквозь тернии, я собрал розы; нашел жемчуг среди гальки; любовь— вместо ненависти; прощение — вместо мстительности; свободу — вместо рабства; кротость—вместо гордыни; примирение — вместо вражды; вместо смерти — жизнь, спасение, воскресение, сокровища на небесах».
Запретная книга
История, произошедшая с рабби Лихтенштейном, правдива от начала до конца. Она отражает в себе две стороны опыта еврейского народа, приобретенного им со времен написания Нового Завета. Для большинства евреев Новый Завет уже много столетий является запретной и даже враждебной книгой, напоминающей о бесконечных преследованиях, чинимых под знаменем христианства. Неудивительно поэтому, что Новый Завет неотделим в сознании евреев от проявлений антисемитизма; многие из них полагают, что его изучение и даже просто чтение абсолютно неприемлемо для человека, придерживающегося еврейского образа жизни, ориентирующегося на еврейские духовные ценности.
Мы же убеждены в обратном: общность еврейской духовной культуры как неотъемлемой части Нового Завета и самого духа этой книги имеют право быть выдвинуты в качестве непременного условия для предварительного знакомства с ней. Опыт еврейского народа во всем его многообразии является живительным источником этой книги. Но несмотря на это, большинство евреев сегодня по-прежнему не испытывает потребности в изучении Нового Завета.
Мессианство как еврейское понятие
В то же время и сегодня находятся люди — и число их неуклонно растет — которые подобно реббе Исааку Лихтенштейну осознали необходимость серьезного исследования Нового Завета. Они приняли эту великую книгу в свой духовный мир. Внимательно изучая Новый Завет, мы постепенно осознаем: эта книга является вовсе не тем, чем поначалу нам представлялось.
Прежде всего обнаруживается, что стиль Нового Завета и культурная среда, в которой он создавался, являются чисто еврейскими. А события, описываемые уже в его начальных главах происходят в земле Израильской, именовавшейся тогда, во времена второго Храма, Палестиной. Эта земля является центром всех новозаветных событий, в большинстве своем происходивших в еврейских общинах диаспоры. Все авторы Нового Завета, за исключением, может быть, Луки, были евреями. Также как евреями были апостолы и последователи Иисуса.
Исполнение еврейских упований
Одна из важнейших тем Нового Завета заключается в исключительности еврейского народа и исполнении его мессианских упований. А упования эти всегда были свойственны израильтянам. В первых главах Евангелия от Матфея его автор говорит о мудрецах с востока, неевреях-язычниках, убежденных в том, что истинное освобождение может даровать лишь Тот, Кто будет провозглашен «еврейским Царем». Там же, где речь заходит о пришествии Мессии, мы видим, что готовыми воспринять эту благую весть оказались прежде других евреи и язычники, находившиеся под духовным влиянием иудаизма. Поэтому вовсе не случайно, что именно синагоги в общинах диаспоры становились местом первых проповедей о скором пришествии Мессии.
Весь Новый Завет, каждая его страница, содержащая ссылки на прообразы из Ветхого Завета или просто упоминающая о нем, есть бесценное духовное и литературное сокровище, освященное божественным авторитетом еврейских Священных Писаний. Когда Иисус или апостолы Нового Завета проповедуют перед народом, они словно моделируют своими голосами интонации Святого Письма: «Как написано…», «Так говорит Господь…». Вновь и вновь прибегая к Священным Писаниям евреев, Иисус считает его абсолютным критерием истины; отсюда не случаен Его призыв к религиозным авторитетам евреев: «Исследуйте Писания…, они свидетельствуют о Мне». (Ин. 5:39). Так же и Петр обращается к своим соплеменникам со словами: «И все пророки от Самуила и после него, сколько их ни говорили… предвозвестили дни сии». (Деян. 3:24). Автор первых глав Нового Завета апеллирует к Пятикнижию Моисееву и Книгам пророков, предвозвещавших пришествие Мессии во исполнение упований евреев.
Когда исследователи анализируют содержание текстов Нового Завета или когда они занимаются исследованием еврейских Священных Писаний — они делают одно и то же дело. Действительно, общение главных действующих лиц Нового Завета с ангелами является не чем иным, как напоминанием о временах Авраама, Исаака, Иакова, Моисея, Иисуса Навина, других духовных вождей еврейского народа. Божественная сущность Иисуса, Его происхождение воскрешают в памяти историю рождения патриарха Исаака. Чудеса, которые явил Господь, дабы отождествить Иисуса в сознании маловерных с обещанным Им Мессией, возвращают нас к тем дням, когда Иегова являл Себя патриархам, Моисею, пророкам и царям Израилевым. Все эти Божественные откровения отнюдь не выглядят причудами деспотичного и прихотливого властителя, господствовавшего в языческой мифологии. Они становились воплощением духовной связи, посредством которой Господь наставлял народ Свой на путях истины. И в Новом Завете, как и во всех еврейских Священных Писаниях, повествуется о служении пророков, водимых Духом Божьим, вдохновляющих людей и учащих их праведности. Все это еще и еще раз убеждает: весь Новый Завет — от первой до последней строки — не является чуждым для духовной жизни и духовного наследия Израиля.
Великие темы Нового Завета — те же, что и великие темы всех еврейских Священных Писаний: поклонение Богу истинному, праведность и милосердие, неизбежность человеческого отчуждения от Бога и охлаждения к Нему как следствие собственной гордыни и непослушания; любовь Божья, Его прощение и милосердие, изливающееся на каждого человека. Это также и великие темы веры, жертвенности, искупления, надежды, любви, мира, радости, торжества Царства Божьего, Его возмездие за грех и награда за праведность. Каждому дана возможность прочесть Священные Писания Ветхого и Нового Заветов и беспристрастно сравнить их. Между ними вы не найдете различий ни по духу написания, ни по форме изложения. Различны лишь перспективы, открывающиеся в этих двух частях одной Книги: если в Ветхом Завете особое значение придается обетованиям Божьим и пророчествам о грядущем Мессии, то Новый Завет акцентирует наше внимание на их исполнении.
Страдающий Мессия
Если рассматривать Новый Завет с точки зрения, вынесенной в название этой главы, можно обнаружить в нем темы, не являющиеся еврейскими. Многие утверждают, что сама идея страданий, смерти и воскресения Мессии, весьма далека от еврейских верований, что она якобы позаимствована у язычников — египтян и греков. Иные полагают, что эта идея зародилась в мессианских общинах и представляет собой языческий феномен, который следует рассматривать вне еврейских представлений о Боге.
Древние раввины отвергали утверждения о том, что Мессия родится для страданий и смерти. По их мнению в Танахе (Еврейские Писания) содержатся указания о том, что Он утвердится на престоле как победоносный и венценосный Царь. Исследуя эту идею, они пришли к выводу, что народу израильскому должны явиться два Мессии — Бен Иосиф, которому должно пострадать и умереть, и Бен Давид, которому суждено торжествовать и царствовать. В Талмуде (сукка 52, А и Б) содержится предположение, что подобное умозаключение является своеобразной трактовкой места из книги Пророка Захарии (12:10).
Молитвенное служение Мусаф, приуроченное к Судному Дню, содержит древнюю мольбу к Мошиах Цидкену (Господь наша праведность), к Тому, Кто «пострадал за наши прегрешения».
Стало быть, мысль о страданиях и смерти Мессии вовсе не является чуждой для верующих евреев.
Факт воскресения Мессии, засвидетельствованный в Новом Завете, вполне может быть воспринят, как нечто из ряда вон выходящее, а между тем Священное Писание содержит строки, предсказывающие воскресение Мессии. Так, в Псалмах (15:10) мы находим утверждение, что Господь не оставит души Его в аде и не даст Святому Своему увидеть тление. Устами пророка Исайи (53:10,12) Бог возвещает, что Мессия, понесший на Себе грехи многих, и сделавшийся ходатаем за преступников, будучи принесен в жертву умилостивления, узрит потомство долговечное.
Эти фрагменты из Писаний явственно указывают на Божественную сущность Мессии. А в книге пророка Исайи (9:6) грядущий Царь называется такими благословенными именами: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Иеремия (23:6) в свою очередь дает нам основание утверждать, что еще со времен царя Давида евреи обращались к Богу, называя Его «Господь — оправдание наше». В книге пророка Михея (5:2) мы находим указание на место рождения грядущего Мессии. Пророк говорит о Его пришествии из вечности. В книге пророка Даниила (7:13-14) Мессия изображен нисходящим с облаков от Бога и принимающим вечную власть и владычество над всеми народами. Раввины, являющиеся толкователями мистических учений, подобных тем, что содержатся в книге Зохар, комментируют это и иные подобные места, размышляя над тем, имеет ли Мессия Божественную сущность.
Иисус собственными устами провозгласил, что «…спасение от Иудеев» (Ин. 4:22). Но Он добавлял, что и прочим овцам, следующим за стадом, хотя и не принадлежащим к еврейской пастве, также дано быть причисленными к стадам Мессии (Ин. 10:16). Эти слова вовсе не вызывают протеста, если рассматривать их в контексте еврейских упований. Господь устами Своего пророка (Ис. 49:6) провозгласил, что Мессия станет светом для язычников и спасение от Него будет простираться до концов земли. Тот же пророк Исайя (60:1 -3) говорит, что язычники придут к свету, исходящему от Израиля чрез Мессию.
Все это убеждает нас, что Новый Завет вовсе не является творением язычников-неевреев. Напротив, он завершает ряд книг древних еврейских пророков, предвозвещавших, что Господь будет приводить язычников к благословению Израиля через Мессию.
Следуя этими путями, мы, евреи, осознавшие потребность в исследовании Нового Завета, несомненно придем к открытию, что характер писаний этой великой Книги является воплощением фундаментальных черт нашего национального еврейского характера. Однако нас ждет еще одно, не менее важное открытие. Строки, способные вызвать антиеврейские настроения, антисемитизм, при более глубоком и внимательном прочтении не обнаруживают ни малейших признаков антисемитизма.
Семейный спор
Существует два полярных взгляда на мессианское предназначение Иисуса. Их носителями являются те евреи, которые принимают Его как Мессию, с одной стороны, и те, кто не желает делать этого — с другой. Фактически этот спор можно считать чисто семейным, поскольку участники многовековой дискуссии являются представителями одного народа, одной нации. Внимательный исследователь Нового Завета, в особенности Евангелия от Иоанна, не может не отметить, что употребляющееся там понятие «Иудеи» используется при определении лидеров религиозных группировок, оппонировавших учению Иисуса. В тех главах, где конфликт между Иисусом и еврейскими книжниками и фарисеями достигает особого накала, этим определением («Иудеи») характеризуются именно противники Иисуса. Знакомясь с Новым Заветом, мы узнаем, что любовь к Иисусу простолюдинов зачастую вынуждала его врагов строить свои планы и действовать втайне. Это лишний раз свидетельствует о том, что еврейские религиозные лидеры, те, кого Новый Завет называет «Иудеями», не пользовались особым расположением у простого народа.
Несомненно, что нравственные и моральные принципы, проповедуемые Иисусом и Его последователями, отнюдь не являлись призывами к насилию. Они лишь содержали пророческие предостережения, что естественным образом сближает их с речами пророка Исайи, называвшего народ Израиля «племенем злодеев, сынами погибельными» (Ис. 1:4). И хотя антисемиты, именовавшие себя христианами, нередко обращались к обличительным речам библейских пророков для оправдания преследования евреев, их действия всегда вступали в кричащее противоречие с учением Иисуса и проповедями Святых Апостолов.
Иисус оплакивал Иерусалим и сокрушался о его разрушении римлянами, пророчески предсказанном Им (Матф. 23:37-39). Он поучал Своих последователей любить тех, кем они будут гонимы и молиться за тех, кто будет предавать их мучениям (Матф. 5:43-46). К Посланиям Апостола Павла часто прибегают те, кто в Новом Завете ищет источники антисемитизма. Однако не кто иной как Павел обращается к уверовавшим язычникам в Риме со словами: «В отношении к благовестию, они [евреи] враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божий ради отцов» (Рим. 11:28). Признавшие в Иисусе Мессию отнюдь не страдали ни бахвальством, ни высокомерием по отношению к своим единокровным братьям из среды еврейского народа. Но так же чужда им была и присущая иудеям кичливость относительно своего особого мессианского предназначения. Последовавшие за Иисусом всегда и во всем демонстрировали фарисействующим евреям образцы милосердия и благожелательности (Рим. 11:11-12, 17, 30-31). Иисус учил, что лишь милосердных ожидает спасение, лишь прощающие могут рассчитывать на прощение и лишь любовь является тем решительным признаком, по которому будут узнаваемы Его истинные последователи.
Это — истина?
Хочется верить, что все вышесказанное убедило вас: в Новом Завете нет ничего, что может быть названо нееврейским по духу или антисемитским по сути. И то и другое противоречило бы самой основе и содержанию еврейских упований, предсказаниям пророков. Поэтому если кто-то с готовностью воспринимает откровения Моисея и других пророков во всей их полноте, тот не найдет ничего противоречащего им и в Новом Завете. Однако главная ценность этой Книги, как мы могли в этом убедиться, все же не в ее еврействе, а в ее вере. Не существует вопроса: «Еврейское ли это?». Мы убеждены, что непредвзятое исследование может лишь подтвердить еврейскую сущность Нового Завета. Вопрос вопросов формулируется иначе: «Истина ли это?» Что ж, действительно, вопрос веры всегда был единственно существенным для всех нас. Точно так же, как и ответ на него — вне зависимости от того, еврей вы или нет.
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!