Гитлер и учение Иисуса
Можно ли утверждать, что, с исторической точки зрения, газовые камеры стали прямым следствием христианского учения? Могло ли христианское богословие побудить руководителей немецкой церкви поддержать убийство шести миллионов евреев? Какие люди стояли во главе немецкой церкви в 30-е годы? Какую «религию» они на самом деле исповедовали? Как могло случиться, что Германия, занимавшая ведущее место в мире в области искусства, физики и литературы, превратилась в нравственного банкрота, ввергшего мир в бездну геноцида? И как получилось, что люди, призванные изучать Божье Слово и учить пасторов Божьим истинам еврейских Писаний и Нового Завета, не только подчинились бесовскому учению Гитлера, но и стали его приверженцами? К мнению каких богословов прислушивался Гитлер и какому «христианству» учили эти люди?
Большинство христиан скажет, что Адольф Гитлер не был христианином, потому что не следовал учению Иисуса и не понимал смысла Писаний Нового Завета. Однако, по его собственному, пусть и извращенному, убеждению, геноцид еврейского народа был «священной» миссией. В книге «Майн Кампф» Гитлер писал: «Я верю, что поступаю сейчас по воле Всемогущего Творца — защищаясь от евреев, я отстаиваю дело Господа». Более того, существует мнение, что не только личные богословские воззрения Гитлера, но и две тысячи лет церковного антисемитизма стали благоприятной почвой для возникновения Холокоста.
РОЖДЕНИЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Для понимания религиозной атмосферы в Германии перед Холокостом (приблизительно в 30-е годы) полезно рассмотреть события семнадцатого столетия на заре Нового времени в Западной Европе. В эпоху Разума, называемую также эпохой Просвещения, или Рационализма, философы считали человеческий разум наилучшим инструментом познания истины. Мыслители того времени применяли в самых разных дисциплинах научные методы, а философы подчеркивали важность эксперимента и наблюдения.1 Мыслители эпохи Нового времени считали, что рациональные доводы поддаются проверке, а, значит, в их истинности легко убедиться. С другой стороны, откровение (считавшееся Божественным), такой проверке не поддавалось, а, значит, в его истинности уверенным быть нельзя. Многие считали, что библейские истины нуждаются в логическом подтверждении. Джон Локк (1632-1704) считал, что разум «есть свеча, зажженная Господом в человеке» и что разум «во всем должен быть главным судьей и водителем».2 Богословы-рационалисты считали, что Бога можно познать только разумом.
Фридрих Шлейермахер (1768-1834)
Фридриха Шлейермахера считают отцом либерального протестантизма. В отличие от консервативных богословов, либеральные отвергали сущность и принципы Библии как строго обязательные и непогрешимые. Шлейермахер считал, что Бог непознаваем. Он учил, что достоверность таких описанных в Библии исторических событий, как разделение вод Чермного моря, исход из Египта и даже дарование Десяти Заповедей, проверить невозможно. Поэтому, считал Шлейермахер, вера — это просто «религиозное чувство». Он писал: «… вера в Бога и в бессмертие души не является неотъемлемой частью религии. Религия вполне может существовать без Бога, представляя собой чистое созерцание вселенной».3 Согласно учению Шлейермахера, религиозная истина субъективна и основывается не на Писании, а на сознании индивидуума.
Как следствие, истинность или ошибочность религиозных убеждений определяется личным мнением каждого человека.
Фридрих Ницше (1844-1900)
Немецкий философ Фридрих Ницше развил критику религии разумом еще дальше. В книге «Так говорил Заратустра» главный герой заявляет: «Бог мертв». Таким драматическим приемом Ницше высказал мысль о том, что большинство людей уже не верит в Бога. Автор сожалел о том, что цивилизацию поразила ужасающая пустота, потому что религия перестала быть основой нравственного выбора. Он предложил идею «сверхчеловека», который благодаря своей «воле к власти» может свергнуть ложные идеалы и нравственные устои своего времени. Этот «сверхчеловек» мог преодолеть нигилизм, придумав новые или лучшие идеи.
КРИТИКА ЕВРЕЙСКИХ ПИСАНИЙ
К концу 19-го века либеральные протестантские ученые сочли описания истории Израиля и жизни Иисуса недостоверными. Они считали, что мы слишком мало можем знать об «историческом» Иисусе, поэтому историки должны «демифологизировать» Библию — удалить из нее все чудеса и найти подлинных авторов Библии. В это время сформировался т.н. «научный подход» к Библии, более известный как «историко-критический подход». Читатель должен был сам постараться воссоздать то, что он считает оригинальным текстом. Этот метод отрицает божественное вдохновение, отвергает чудеса и считает библейский текст сборником утверждений и исправлений, добавленных различными группами в своих собственных интересах.
Юлиус Велхаузен (1844-1918)
Юлиус Велхаузен родился в Германии в области Вестфалия. В течение двенадцати лет он читал лекции по богословию, но ушел со своего поста, усомнившись в правомочности истин Писания. Он начал преподавать ближневосточные и семитские языки. Он использовал историко-критический подход к изучению еврейской Библии. Велхаузен утверждал, что Моисей не был автором первых пяти книг Библии. Он считал Пятикнижие сборником текстов из разных источников. По его мнению, разные группы добавляли в этот сборник отдельные части текста и тем самым отразили в ней свои человеческие интересы и собственную версию истории Израиля. Его гипотеза быстро распространилась среди ученых в Центральной Европе и в Америке.
ЭВОЛЮЦИЯ РЕЛИГИИ
Подобно тому, как Дарвин пытался объяснить происхождение человека эволюцией примитивных видов животных, некоторые богословы начали использовать его терминологию, объясняя подобным образом и религию. Они назвали этот процесс «эволюцией религий». Они считали, что если современный человек произошел от более примитивных видов, многие из которых уже исчезли с земли, то, возможно, современная религия произошла от более примитивных религий, например, от иудаизма. Если у еврейских Священных Писаний не было Божественного источника, то и иудаизм этих Писаний был просто продуктом эволюционных изменений в древних семитских обществах.
Адольф фон Харнак (1851-1930)
Адольф фон Харнак родился в Эстонии. Он преподавал историю церкви в университете. Со временем он решил, что Иисус не мог быть Богом. Основная идея либерального протестантизма состоит в отцовстве Бога и братстве людей. Будучи последователем этой теории, фон Харнак попытался изобразить Иисуса прогрессивным учителем, но не Богом. По его теории, Бог еврейских Писаний был просто племенным богом войны, ревнующим по последователям и воюющим с врагами. Еврейская вера в Божье искупление посредством жертвы за грех была отвергнута. Ведь она «произошла» от примитивных семитских верований в племенного бога, требовавшего пролития крови жертв для удовлетворения своего гнева. Фон Харнак считал, что христианское учение о смерти Иисуса как очищении за грех было еврейским по происхождению, т.е. не заслуживающим внимания, устаревшим.
Взгляды фон Харнака не столь оригинальны, как это может показаться. Во втором веке гностик Маркион учил, что бог Нового Завета победил бога войны еврейских Священных Писаний. Маркион и многие другие гностики побуждали Церковь отвергнуть Ветхий Завет. Фон Харнак говорил:
«Отвергнуть Ветхий Завет во втором веке, возможно, стало бы ошибкой, которую Церковь смогла избежать… Но сохранять его после 19-го века как канонический текст в протестантизме — это же религиозный… паралич».4
К 1930 г. либеральные протестантские лидеры Германии пришли в выводу, что еврейский народ, как и его Библия, отслужили свое, и теперь о еврейских корнях христианства можно забыть:
«Мы заявляем со всей решительностью, что христианство не выросло из иудаизма, но развивалось в противовес иудаизму. Говоря о христианстве и иудаизме сегодня, мы видим, что по своей сути они радикально противоположны друг другу. Между ними нет никакой связи — только острые разногласия». (Епископ Рейха Людвиг Мюллер, 1934 г.) 5
Руководители официальной немецкой церкви решили полностью удалить всё еврейское из религии и общественной жизни.
Альфред Розенберг, выпускавший «Der Stürmer» (нацистский еженедельник, наиболее известный своими антисемитскими карикатурами) стал связующим звеном между либеральными протестантами и арийской идеологией Гитлера.
Он назвал Ветхий Завет «историями сутенеров и торговцев скотом». Кстати, школьный преподаватель религии и по совместительству агитатор Райнхольд Краузе заслужил овацию в ноябре 1933 г., когда повторил эту фразу на митинге в присутствии двадцати тысяч человек.6
И вот, на фоне всего этого в 1932 г. либеральные протестантские пастора основали немецкое христианское движение. Они хотели создать церковь «Рейха», или «государственную церковь», вокруг которой сплотились бы все немецкие протестантские церкви. Своим символом они избрали христианский крест со свастикой в центре. Писание у них особым авторитетом не пользовалось. Они решили удалить из своих литургий все чтения из Ветхого Завета и даже изменили текст Нового Завета, чтобы он не просто упоминал еврейский народ, а демонизировал его. Они не хотели, чтобы евреи верили в Иисуса вообще — они считали евреев раковой опухолью, которая подлежит удалению. Девятый пункт платформы немецкого христианского движения 1932 года гласил:
«Миссионерство еврейскому народу несет серьезную угрозу нашей расе. Такая миссия открывает доступ чужой крови к крови нашего народа… Мы отвергаем миссионерство евреям [из-за] … опасности мошенничества и смешения [с немецкой расой]».7
В 1939 г. они издали Декларацию Годесберга, которая гласила: «Христианство непримиримо противоречит иудаизму». Эта же Декларация объявила о создании Института по изучению и искоренению еврейского влияния из немецкой церковной жизни.8
ОТВЕТ КОНСЕРВАТИВНЫХ ПРОТЕСТАНТОВ
Консервативные протестанты верили, что и Ветхий, и Новый Завет были написаны под Божьим водительством. Их приводила в ужас платформа Немецкого христианского движения и его стремление изменить Писания. Они утверждали, что ничего «христианского» в Немецком христианском движении нет. В программе движения они видели отказ от веры и от иудео-христианской морали.
В 1934 г. консервативные пастора и богословы основали Исповедующую церковь — движение, достаточно широкое, чтобы включить в себя лютеранскую, реформатскую и объединенную церкви Германии. Они не только акцентировали внимание на ключевых доктринах христианской веры, но и выступали с протестами против либеральной протестантской церкви, принявшей гитлеровскую идеологию. Они открыто называли все другие доктрины ложными, а церковь, принявшую их, — «государственным органом», придающим религиозный статус «правящим силам».
Известные лютеранские лидеры и богословы, такие как Дитрих Бонхёффер, твердо верили в богодухновенность и авторитет как Ветхого, так и Нового Завета. Они выступали против Гитлера и его извращенного понимания Писаний.
Консервативные лидеры немецкой церкви публично отрекались от Гитлера и даже планировали его убийство. В результате многие из них были казнены. Но сопротивление не ограничивалось богословами и церковными лидерами.
Израильский музей «Яд Вашем» содержит записи о более чем 18 тыс. людей, названных «Праведниками мира». Эти люди рисковали собственной жизнью и свободой, а также жизнью и свободой своих семей ради сопротивления нацистам и спасения евреев.
Одно из наиболее известных имен среди них — Корри тен Бум, чья история жизни описана в книге «Убежище». Корри и вся ее семья придерживалась консервативных христианских взглядов, а их вера побудила их рискнуть жизнью ради спасения евреев в собственном доме. В результате вся семья оказалась в концлагере. К подпольному движению и сопротивлению в Голландии присоединились и другие люди, рискующие жизнью ради того, чтобы остановить Гитлера и спасти наш народ от полного истребления.
Богословие Нового времени закончилось Холокостом. Большинство историков приходит к выводу, что Холокост стал крышкой на его гробе. Ведь Новое время так и не смогло вывести человечество на более высокий уровень; наоборот, оно опустило его на дно деградации. А либеральный протестантизм, отвергнувший фундаментальные истины христианства и вместо этого принявший гитлеровскую идеологию, стал неотъемлемой частью этого падения.
Ричард Харрис, епископ Оксфорда, в своей популярной работе «После зла: христианство и иудаизм в тени Холокоста» указывает, что гитлеровская идеология «была не только нехристианской, но и прямо противоположной христианству».9
Хотя Гитлер использовал христианскую терминологию, чтобы излить на евреев весь свой яд, его дела противоречили учению как Ветхого, так и Нового Завета. Он, конечно же, не соглашался с обетованием, данным первому еврею — Аврааму: «Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну» (Бытие 12:3).
Не мог Гитлер признать и слов псалмопевца о том, что еврейский народ будет отделен для Господа и станет Его достоянием: «ибо Господь избрал Себе Иакова, Израиля в собственность Свою» (Псалом 134:4).
Не мог он и согласиться с Новым Заветом, который так ясно говорит о любви Божьей к еврейскому народу: «[Израильтянам] принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь» (Римлянам 9:4,5).
Так во что же верил лично Гитлер? Видел ли он в себе «сверхчеловека», воспетого Ницше за 75 лет до того, родоначальника сверхрасы?
Гитлер не следовал библейскому учению христианства, презирая тех богословов, которые считали Писания незыблемым авторитетом. Вместо этого он извратил христианское учение, так чтобы оно соответствовало его собственным целям. Используя язык, с детства знакомый христианам, он выставлял себя последователем этой религии, хотя в действительности не верил в нее ни на йоту. «Сам я — язычник до мозга костей», — заявлял о себе Гитлер.10
Гитлер воспользовался эпохой, когда люди решили мерить Библию своими собственными мерками, а не наоборот. Бог потерял Свою важность в религиозной жизни человека. Разум и наука, необходимые любому обществу, стали превозноситься людьми несоизмеримо выше, чем того заслуживают. Сами по себе разум и наука могут оказаться жестокими богами, производящими бессердечных последователей.
Богословы Гитлера исповедовали заблуждения. Их богословие было насквозь порочным. Они отрицали истины Ветхого и Нового Завета. Они отрицали особые отношения между Богом и еврейским народом. Они отрицали, что Йешуа — еврей — был единственным путем спасения для всех народов. Они извратили Библию настолько, что фразу из Евангелия от Иоанна 4:22, где в оригинале говорится «Спасение от иудеев», перевели так: «Евреи — это наше несчастье».11 Какая грустная ирония! Они отвергли именно тот народ, через который Бог решил принести спасение, Мессию Йешуа.
А во что верите Вы? Чему Вы решили последовать — фактам или вымыслам? Задумайтесь об этом!
- Джеймс Крич, «Век Разума,» в World Book Encyclopedia (Чикаго: World Book Inc., 2002), [CD-ROM Ed.].
- Там же.
- Цитата по Эли Кедури, «Национализм.» (Praeger University Series, 1961) с. 26
- Адольф Харнак, «Marcion: Das Evangelium Von Fremden Gott, (Лейпциг, Германия: J.C. Hinrichs, 1921) с. 248.
- Дорис Берген, «Извращенный крест». (Чапел Хил: University of North Carolina Press, 1996) с. 21.
- Дорис Берген, «Ветхий Завет, новая ненависть: еврейская Библия и антисемитизм в нацистской Германии,» в Sacred Text, Secular Times: The Hebrew Bible in the Modern World, ред. Леонард Гринспун и Брайан ЛеБу (Омаха: Creighton University Press, 2000) сс. 35-46.
- Берген, «Извращенный крест», с. 24.
- http://www.history.ucsb.edu/faculty/marcuse/classes/133p/133p04papers/MKalishNietzNazi046.htm
- Ричард Харрис, «После зла…» (Оксфорд, Англия: Oxford University Press, 2003) с.14.
- Там же.
- Сюзанна Хершель, «Онацирование христианского богословия,» в «История Церкви», декабрь 1994 г., Вып. 63, с.595.
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!