Давид Брикнер

,

Ханука и богословие нонконформистов

Ханука и богословие нонконформистов

Ханука и богословие нонконформистов

Ханука на иврите означает «освящение» («посвящение»). И, хотя этот восьмидневный еврейский праздник также называют «Праздником огней», посвящен он именно освящению – точнее, повторному освящению Второго Храма. Храм был абсолютно осквернен сирийскими завоевателями, которые установили в нем своих идолов и проливали кровь свиней в Святилище.

После успешного восстания против захватчиков в 165 году до н.э. евреи очистили и повторно освятили Храм, чтобы он вновь мог выполнять свое святое предназначение – быть местом священного поклонения Богу Израиля. Конечно же, без Бога это было бы невозможно, но для достижения Своей победы Он использовал изумительное посвящение небольшой группы еврейских воинов, известных как Маккавеи.

Противостань, как Маккавей

Маккавеи любили Бога и верили Ему достаточно, чтобы противостать, казалось бы, подавляющему превосходству сирийской армии.

Сирийский царь Антиох принуждал все народы, находившиеся под его властью, принимать греческую культуру вообще и религию в частности. Диетарные законы, обрезание и соблюдение любых еврейских обычаев, которые отделяли еврейский народ от других народов мира, были объявлены вне закона. Евреям было приказано стать как все и принести свои духовные убеждения в жертву на алтарь эллинизма (греческого образа жизни).

Звучит знакомо? Сегодняшняя мирская культура оказывает сильнейшее давление, принуждая нас быть как все. Ирония состоит в том, что к несогласным с декларируемым ею принципом терпимости никакой терпимости она не проявляет. Те, кто придерживается библейских взглядов по многим вопросам, в том числе по вопросам брака и сексуальности, могут подвергаться порицанию и преследованию со стороны государственных властей, а также научных и деловых авторитетов.

Во многих кругах свобода вероисповедания понимается как свобода верить, во что хочешь, и поклоняться, как хочешь, – но только за закрытыми дверями. Многие считают неуважительным и морально неправильным публично говорить на духовные темы в надежде убедить других. Эти репрессивные тенденции получают все большее распространение, вплоть до того, что они стали доминировать в научных кругах и в большинстве средств массовой информации.

Прими мысленную установку меньшинства

Во времена Маккавеев большинство евреев избрали путь подчинения требованиям Антиоха. Многие и раньше заигрывали с греческой философией и культурой, привлекаемые сладкозвучными песнями утонченности и освобождения от строгости Торы. Многие евреи приняли греческие имена и греческие идеалы, и проводили время в гимнасиях, где было принято обнажаться и нормами сексуальной морали часто пренебрегали. Такие приспособленцы испытывали неловкость и стыд в присутствии более ортодоксальных соотечественников, и приветствовали эту возможность подчиниться требованиям доминирующей культуры. Опять же, звучит знакомо, верно?

Усилия некоторых современных христиан идти в ногу со временем кажутся мне скорее попытками вписаться в среду, хотя, конечно же, я не знаю внутренних побуждений их сердец. Но я знаю точно, что бесполезно перекраивать наше поклонение и наше свидетельство, чтобы вписаться в доминирующую культуру. Божье Слово говорит нам: «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего» (Римлянам 12:2).

Некоторые последователи Иисуса, возможно, уже попали в ловушку приспособленчества, приняв то, что Кристиан Смит называет «моралистическим терапевтическим деизмом» – представление о том, что цель жизни – быть счастливым, и Бог существует, чтобы помочь нам достичь этого.

Маккавеи были готовы принять риски, связанные с их решением оставаться верным меньшинством, подчиняющимся авторитету Божьего Слова. Имеем ли мы мужество признать, что дни «морального большинства» прошли, если они вообще когда-либо были?

В отличие от Маккавеев, нам не нужно в буквальном смысле брать в руки мечи, чтобы сражаться в том, что некоторые называют «культурными войнами», но, если мы следуем за Иисусом, нам обязательно нужно подчинить свою жизнь авторитету Божьего Слова. Это означает пожертвовать своим комфортом, но не принимать идеи или ценности, которые противоречат ясному учению Библии. Это означает на практике поступать по своей вере и реально жить в соответствии со своими ценностями, чтобы то, во что мы верим, было явственно видно из того, как мы живем и что говорим, несмотря на возможные последствия. Отстаивание истины может обойтись дорогой ценой, но оно того стоит.

Джон Стоунстрит из Центра Колсона предлагает верующим принять «богословие готовности к увольнению», потому что все больше и больше христиан, которые не молчат о своей вере, теряют работу. (Смотрите, например, историю начальника пожарной службы г. Атланта Кельвина Кохрейна).

Защищай свое самосознание и предназначение

И наконец, Маккавеи признавали важность осознания своей принадлежности к еврейскому народу и действовали в соответствии с ним. Если бы Антиох добился своего, евреи бы ассимилировались и перестали существовать как уникальный народ, которого создал Бог для выполнения уникального предназначения — привести в этот мир Мессию.

© Getty Images

Точно так же мы, последователи Господа Иисуса, должны осознать высочайшую ценность нашей принадлежности к телу Мессии (Христа) и действовать в соответствии с этим осознанием. Если мы ассимилируемся и потеряем свою уникальную идентичность, мы не сможем выполнять свое предназначение – помогать другим познать и полюбить Его тоже.

Вот почему мы, «Евреи за Иисуса», считаем посвящение – преданность своему делу – второй из трех основных ценностей нашего служения; нашей первой ценностью является страстное желание спасти заблудших, а третьей – слаженная командная работа. Мы хотим быть воплощением страстного желания Бога спасти потерянных, но это возможно только если мы полностью посвятим себя этому делу и будем работать как слаженная команда. Я надеюсь, что вы понимаете, что наши партнеры – такие как вы – являются очень ценной частью этой команды. Я верю, что нас всех свело вместе посвящение нашему общему делу.

Посвящение Иисуса исполнению воли Отца привело Его с небес на землю, чтобы быть распятым и приобрести для нас спасение. Преданность Отца Своему возлюбленному Сыну воскресила Его из мертвых. Теперь, когда Иисус восседает одесную престола величия на небесах, мы можем посвятить себя (и обновить свое посвящение) поклонению и служению Ему. Благодарю вас за ваше посвящение Божьему делу. Силой, данной нам Его Святым Духом, вместе мы сможем делать удивительные дела для Его Царства.

 

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *