Йога – единение с богом. Но с каким?
Последние 50 лет йога становится все более и более популярной на Западе. Эту практику можно встретить на уроке физкультуры в старшей школе. Она была частью семейного пасхального мероприятия на лужайке у Белого дома в 2010 году. Ею занимаются в клубах здоровья. Йога теперь повсюду! И ею также интересуются и евреи – и простые адепты системы физических упражнений, и инструкторы.
Корни йоги уходят в индуизм, хотя многие адепты занимаются ею без статуэток божеств, ритуальных песнопений и объяснений сути поз – асан. Сам термин «йога» в некоторых переводах означает «единение с богом». И если ее цель – стать единым с богом (особенно с индуистскими богами, именами которых названы и для которых созданы все позы йоги), то насколько эти практики безопасны для евреев?
Просто духовная практика?
Во время контркультурного движения 1960-х годов еврейская молодежь, разочарованная в традиционном иудаизме, начала изучать движение «Нью-Эйдж» и многие другие восточные религии. Для них это было нечто новое, экзотическое и чувственное, наполненное музыкой, пением и запахами (пусть даже это просто пот соседа, сидящего рядом на полу).
Выполнение набора физических упражнений йоги (асан) идеально подходит для тренировки утром, днем или вечером. В йоге есть традиции и ритуалы, как и в иудаизме, но более заманчивые. При этом, многие люди считают йогу не религией, а просто духовной практикой, объединяющей тело, разум и дух. Это напоминает строчку из иудейской молитвы: «Люби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей душою твоей и всей крепостью твоей». Иудаизм через ТаНаХ также отражает чувственное, атмосферное переживание: сладкий ладан, жертвоприношения животных, совершаемые в определенном порядке, ритуалы священников и медитация над Писанием днем и ночью (Псалом 1:2) – только без специальных поз и растяжек.
В йогической мудрости божественное начало есть в каждом человеке, а ритуальное приветствие «намасте» направлено к этому внутреннему качеству. Акцент делается на внутренней составляющей каждого человека, а не на библейском Боге, существующем вне человека, что противоречит молитве Шма: «Слушай, Израиль, Господь есть Бог наш, Господь един есть». Многие хасиды, ортодоксы и даже консервативные иудейские йоги от Бруклина до Израиля воздерживаются от произношения индуистской мантры. И возникает вопрос: есть ли опасность в позах йоги открыться для духовных сил, которые не являются Богом? И если так, то могут ли они быть hара – злом?
Авода зара (идолопоклонство) – проблема для большинства соблюдающих закон евреев, которые интересуются йогой. И хотя многие находят этому оправдания, существуют строгие указания еврейскому народу избегать всякого идолопоклонства (об этом ясно говорит Первая заповедь). Это есть и в молитве в Йом Киппур, когда мы раскаиваемся за грехи, которые совершили неосознанно. Например, если мы поклонились или отдали честь солнцу перед началом занятия йогой – это вопиющий пример поклонения божеству или символу!
Некоторые воспринимают раввинистический иудаизм как безжизненную религию, наполненную ритуальными повторяющимися молитвами, лишенными смысла. Типичный американский «еврей по праздникам», даже не прошедший бар- или бат-мицву, не связывается с таким иудаизмом. Это частично объясняет движение «Еврейское Возрождение», которое сочетает иудаизм с мистикой, литургической изобретательностью и осязанием, провоцируя радостный опыт, который обычно не встречается в глухих стенах синагогальных традиций.
От йоги к Иисусу
Дайан открыла для себя йогу еще в молодости и углубилась в эту практику сразу после окончания школы. Она была в духовном поиске, чувствуя, что иудаизм, в котором она выросла, не мог предложить ей живой истины, которую она так искала. Для нее, как для творческой личности и танцовщицы, этот переход в новую духовную практику был естественным.
Целый год Дайан вместе с другими еврейскими молодыми людьми жила в студии йоги в Нью-Йорке, занимаясь и питаясь в соответствии с предписаниями этого учения и образа жизни. Она повторяла имена многих божеств, и ее совсем не беспокоили их миниатюрные статуэтки повсюду.
Но однажды она столкнулась с женщиной, которая, казалось, была наполнена истинным миром. Женщина рассказала Дайан, что Иисус – это еврейский Мессия. «Когда я приняла Его в свое сердце, в моей жизни все впервые стало на свои места», – поделилась девушка. Она почувствовала, что больше не нуждается в йоге, чтобы быть целостной и духовной личностью. Найдя еврейского Мессию, она вернулась к полному пониманию веры, в которой была воспитана, – с единым путем к единому истинному Богу, а не ко множествам других божеств.
Итак, какой же духовный корень в повседневной практике йоги? Какие духовные силы могут войти в нашу жизнь через двери физической открытости? И если физические упражнения йоги открывают нас духовно, то как мы можем защититься от нежелательного вторжения?
В какой-то мере, эта распространенная среди евреев привязанность к йоге демонстрирует стремление нашего народа к единству ума, тела и духа. Это фундаментальная истина из Торы. Но некоторые евреи, подобно Дайан, увидели в приходе Иисуса на землю окончательный пример превращения духовного в физическое и наоборот. Его жизнь, смерть и воскресение обещают нам единение с истинным Богом раз и навсегда.
И это стоит того, чтобы задуматься и сделать правильный выбор.
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!