Еврейский мистицизм, Каббала или ясность Писаний?
На улице стояла жаркое Нью-Йоркское лето 2004 года. Я наконец нашел в Бруклине тот адрес, где у меня была назначена встреча. Инна, как и сотни тысяч других русских евреев, когда-то уехала из бывшего СССР. В США Инна на тот момент проживала около 25 лет. В нашей телефонной беседе я уловил явную открытость к духовным вещам, но не зная точно, во что именно верит Инна, я лишь обозначил для себя, что она открыта, хотя ее разговор и граничит с оккультными практиками.
Я расположился в кресле напротив собеседницы, и мы начали разговор. Уже через пять минут Инна рассказала мне, что вот уже 15 лет она очень глубоко изучает Каббалу и стремится обладать всеми тайными знаниями Торы, а также что Тора — это зашифрованное послание Творца, в котором скрыто множество имен Бога и что в Торе все написано секретным кодом, который просто надо уметь прочесть.
Делая отступление, скажу, что в то время о Каббале я знал примерно столько же, сколько сейчас знаю о ядерной физике; другими словами, я был в этом вопросе полный ноль! Поэтому я настроился больше слушать и задавать вопросы.
По словам Инны, учение Каббалы — это большой духовный труд сосредоточения и молитвенных медитаций. Прилагая к ним усилия человек сможет изменить и расширить свое сознание, поднявшись на некий новый уровень мышления. Каббалисты, по мнению Инны, — это люди, которые сумели достичь высшего уровня расширения своего сознания.
Как же это все было похоже на учение Библии, думал я. И все-таки это была не Библия.
Мы продолжали беседу, но каждый раз, когда я пытался сказать Инне что-то конкретное из Торы , это вызывало у нее сопротивление и несогласие. Я старался сохранять деликатность и не настаивал на своем мнении
Выйдя на улицу, я все время думал об одном тексте из Нового Завета: «Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией…» (Евангелие от Матфея 22:29)
«Не знаете Писаний, ни силы» — именно это происходило с моей собеседницей. Она знала различные тайны науки, религии Каббалы, она даже цитировала определенные отрывки, связанные с Торой (Пятикнижием Моисея), но если в Торе что-то противоречило ее личным знаниям, это сразу же отвергалось и не воспринималось как истина.
Тогда, 13 лет назад, я не знал, что такое Каббала и о чем она учит. Но с годами мой опыт общения с последователями этого учения расширился, и я разобрал для себя многие аспекты данного учения. Давайте попробуем ответить на некоторые вопросы по порядку.
ЧТО ЖЕ ТАКОЕ КАББАЛА?
Само слово «Каббала» (קבלה) имеет следующий перевод – «получение» или «принятие». Считается, что, когда человек соприкасается с данным учением, он получает и принимает сокровенные и скрытые знания. Каббалисты считают Адама первым человеком, принявшим эти знания. Адам, по их мнению, прикоснулся к тайным знаниям, потому что его сознание было расширено, например, он очень точно мог давать имена разным животным, которых не видел раньше.
Каббалисты учат, что человек способен познавать мир, его устройство и самого Творца через учение Каббалы и через расширение нашего сознания.
ОТКУДА КАББАЛА БЕРЕТ СВОЕ НАЧАЛО?
Каббалисты считают, что Каббала берет свое начало еще от Авраама, что именно он, праотец еврейского народа, имел «Сефер Йецера» (Книга созидания, ספר יצירה). Каббалисты считают, что данное учение бережно передавали только приготовленным людям, чтобы оно не попало, например, к умным людям, но имеющим плохие мотивы. Считается, что это учение имеет колоссальную силу и энергию, поэтому никоим образом не должно попасть в нечестивые руки. Сам текст этой книги был записан примерно в 1-2 веках н.э. Текст ее короткий, до 2 тысяч слов.
Многие известные раввины, например, РамБаН (רמב»ן), хранил и передавал секреты Каббалы.
Исторически есть разные свидетельства реального появления Каббалы. Считается, что первое упоминание о существовании этой книги мы находим у Рабби Акивы (עקיבא) (100-120 лет н.э.), который был популяризатором устной Торы и различных скрытых знаний. Иудейские толкования о Раби Акиве говорят, что он имел такие откровения и знания из Торы, которые не были открыты даже Моисею. Кстати, именно Рабби Акива провозгласил в начале второго века Мессией одного из своих последователей, Бар Кохбу (שמעון בר כוכבא), который начинал вести ожесточенные войну с римлянами. В этих военных действиях погибло более 500 тысяч евреев. Сам Акива был схвачен и убит.
Раввины утверждают, что Каббала есть неотъемлемая часть устной Торы, т.е. еврейских преданий и толкований.
Расцвет Каббалы приходится на начало 13 века. Это происходит в Испании. Известный иудейский учитель и руководитель еврейской школы (йешивы) Моше Бен Нахман (РамбаН) по образованию был медик, но считается величайшим толкователем Талмуда и учителем Каббалы.
У данного раввина было немало последователей, учение распространяется по Европе, попадает в марокканские общины, в небольших количествах жившие на территории современного Израиля, а также в еврейские общины Германии…
В 14-16 вв. записываются различные трактаты, связанные с Каббалой, и в начале 17 века происходит вторая волна расцвета Каббалы (этот период назван Лурианская Каббала от фамилии Лурия – раввина, который и был инициатором ее возрождения в данный период).
Иосиф Табу, ученик раввина Лурия, чрезвычайно харизматичный и энергичный лидер, обращает внимание на важную связь евреев с их предками, которые были великими цадики (праведники) и на то, что евреи могут черпать силы от ушедших праотцов.
Кстати, этим же учением пользуются бреславские хасиды, поющие песни умершему учителю Раби Нахману из Умани. А раввин Израэль Одессер утверждал, что получил текст этой песни от самого Раби Нахмана, который явился ему в 1930-ых годах прошлого столетия.
ЧЕМУ УЧИТ КАББАЛА?
Основной источник учения для кабалиста – это, как я указал выше, книги «Сефер Йецера» и «Зогар» («Сияние», ספר הזוהר, одна из основных книг Каббалы). Каббалисты считают, что она была написанная во 2 веке, но известность получила лишь в 13 веке. Именно книга «Зогар» является основополагающим учебником знаний Каббалы.
Основополагающим учением каббалистов является их вера в существование 10 сфирот. Если попробовать объяснить это простым языком, то «сфирот» — это каналы, или качества Бога, с помощью которых Он управляет миром.
Эти каналы разделены на группы. Считается, что каждый канал каким-то образом соприкасается с именем Бога и проявляет себя в человеке, ищущем знаний.
Вот перевод на русский язык некоторых их этих каналов, чтобы вам как читателю было яснее, о чем идет речь.
Например:
- Хохма — это мудрость (раскрытие божественного в нас)
- Даат — это познание (глубокое понимание)
- Хесед — это Милость (доброта, любовь, теплая эмоция)
Сами каббалисты верят, что нельзя так просто взять и начать изучать Каббалу, ведь это сокровенное знание. Если же у тебя есть желание, это сильно продвинет тебя к дальнейшему прикосновению к нужному знанию, но сначала желательно изучать Тору, потом Талмуд, выучить язык оригинала (т.е. иврит) и уже потом, через определенное количество лет, можно подойти к Каббале. Некоторые считали, что только спустя 40 лет жизни человек способен соприкоснуться с миром Каббалы. Это ограничение сегодня упразднено и существует облегченная Каббала для всех — просто бери и учи.
В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ КАББАЛЫ ОТ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ?
Это самый главный вопрос для верующего человека, как еврея, так и нееврея. Я покажу всего несколько отличий учения Каббалы от Библии.
Каббалисты о Божественных откровениях
Согласно учению каббалистов, человеку необходимо приложить большое усилие через медитацию и молитву для того, чтобы расширить свое сознание и понять скрытые откровения Торы. Во многих трактатах Каббалы конкретно указано, что знания эти – тайна, их надо удостоиться и найти определенные ключи к ее изучению.
Вот некоторые цитаты: «Если удостоится народ Исраэля, будет изучать книгу «Зогар» и ею выйдет из изгнания».
И еще: «Перед приходом Машиаха возрастут в мире всевозможные лжеучения и пороки. Уберечься от них возможно ежедневным изучением книги «Зогар». И несмотря на то, что не понимает в ней человек ничего, но этого уже достаточно для очищения сердца» (Ор яшарим)
А что же говорят нам Священные Писания?
«Дивны откровения Твои; потому хранит их душа моя. Откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых» (Псалмы 118:129,130). Давид говорит: да, Твои откровения удивительные, но они способны просвещать и вразумлять даже самых простых!
И еще: «Не тайно Я говорил, не в темном месте земли; не говорил Я племени Иакова: «напрасно ищете Меня». Я Господь, изрекающий правду, открывающий истину» (Исаия 45:19)
Исайя пишет о характере Бога и Его знаниях для нас. Бог не говорит тайны – Он изрекает правду, Он открывает истину. Священные Писания против тайных и недосягаемых знаний для человека!
Каббалисты о душе человека и жизни после смерти
Известный каббалист, профессор наших дней М. Лайтман, изучающий и преподающий данную тему уже 50 лет, в одном из своих выступлений сказал о душе: «У меня нет души, у меня есть лишь точка в сердце, которая меня раздражает, с помощью которой я понимаю, что мне нужно делать, и она меня направляет. Это моя обратная сторона души».
Каббала утверждает, что, человеческой душе надо как бы подняться по своеобразной винтовой лестнице, пройти все свои исправления, пока она не станет совершенной. Каббалисты верят в реинкарнацию, пока душа не достигнет максимальной духовной высоты.
В книге «Тайны еврейских мудрецов» приведена цитата из книги А. Рыбалка «Путеводитель по миру Каббалы». Сам автор много десятилетий изучал Каббалу в одном из религиозных районов Израиля, Бней Брак, где есть целые школы для посвященных. Вот что он пишет: «Душа несет на себе отпечатки каждого тела, в котором она жила на протяжении многочисленных своих путешествий…»
А что же говорит Священное Писание?
В Библии мы видим ясность по данному вопросу. Соломон говорит четко и конкретно: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» (Екклесиаст 12:7)
Ни в одном тексте Писаний вы не найдете обсуждения обратной стороны души или возможности для души переходить из тела в тело. Павел пишет своим соплеменникам также ясное наставление: «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд…» (Евреям 9:27)
Мы сейчас не будем разбирать все вопросы, связанные с переходом в вечность и из чего состоит душа и дух. Писание дает нам четкий механизм: смерть и переход из физического мира в духовный, а не реинкарнация, как учит Каббала.
Каббала о грехе
Каббалисты считают, что покаяния как такового, о котором пишет Писание, не нужно вообще. Каббалисту не нужно покаяние – он пользуется самоанализом и этим как бы решает собственными силами подняться от своего эгоистического состояния на более высокий уровень. Это называется «поднимаясь с уровня эго до уровня Творца». Другими словами, достаточно анализа – и данное действие привлечет свет для твоего исправления.
Одного известного учителя Каббалы как-то спросили, есть ли у него грехи. Он ответил: «У меня нет грехов, вернее, может быть, в Вашем понимании они и есть, но в моем понимании их нет. Понятие греха вырабатывает в нас социум, не более того. Когда мы думаем о грехах, мы впадаем в самоосуждение и даже депрессию».
Также каббалисты считают, что человеку не нужно обличение — душа сама должна пройти определенные вращения и понять, что правильно, а что нет.
А что говорит Священное Писание?
Из Писаний мы знаем, что в древности, когда еврей осознавал свой грех, он исповедовался, т.е. рассказывал Богу о содеянном, а потом приносил жертву за этого грех. Понятия греха, обличения и прощения были установлены Самим Богом.
«Если он виновен в чем-нибудь из сих, и исповедается, в чем он согрешил, то пусть принесет Господу за грех свой, которым он согрешил, жертву повинности из мелкого скота, овцу или козу, за грех, и очистит его священник от греха его» (Левит 5:5-6)
Вспомните Давида и его раскаяние, когда пророк Нафан пришел его обличать: «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною» (Псалом 50:3-5).
Давид судит себя, просит многократного прощения и милости от Бога за содеянное преступление против дома Урии.
Много еще можно говорить об учении Кабалы. Но мы, читающие Священные Писания, ясно понимаем, что Каббала, которая преподается в раввинистическом иудаизме, явно исказила и образ Божий, и учение Его, начиная с Торы. К большому сожалению, Каббала связана с эзотерическим знаниями, поэтому ее последователи и настаивают на том, что данное учение — великая тайна, которая открывается через особые коды, и усилия.
Каббалистическая доктрина проникла в иудаизм и сильно повредила его. Я помню, как говорил с одним парнем, который учился на раввина в одной из йешив. «Тебе нужно покаяние?» — спросил я его. «Конечно, нет, ведь у меня еврейская душа и мне достаточно исполнять заповеди,» — ответил он. Это учение — также часть Каббалы. «Тогда почему Всевышний говорит в сотнях мест Танаха о покаянии для евреев, ведь у них тоже были еврейские души?» — спросил я. Он ничего не смог мне ответить.
Несколько лет назад я встретил в Иерусалиме группу молодых парней-хасидов. Они громко пели песню на иврите, текст был следующий: «Он царь Израиля, Он царь Иерусалима!» Я остановил их и начал с ними разговор: «О каком царе идет речь? Кто этот царь Израиля и Иерусалима?» Они показали мне фотографию пожилого раввина. «Почему он царь Израиля? Ведь Давид был царем Израиля и Иерусалима?» — спросил я. Они рассмеялись мне в лицо и сказали: «Неужели ты не понимаешь? В нем дух Давида! Он прошел по всем поколениям этого человека, и теперь дух Давида живет в нем, поэтому он наш царь Израиля!» «И сколько человек обычно приходит к вам на такие прославляющие собрания?» — уточнил я. «До 20 тысяч!» — ответили они.
К большому сожалению, данное отступничество в народе Израиля – не новость. Например, мы читаем книгу Эсфирь и видим, что главный герой этой книги носит имя вавилонского божества Мордаха. Имя это персидского происхождения (Мордук — персидское божество, в переводе «сын мирового холма»). С разрушением Храма и отвержения мессианства Иисуса и с созданием раввинистического иудаизма часть Израиля ожесточилось и пошла в след учителей с другим сердцем и иными верованиями, которые не основаны на Писаниях. Недаром Иисус говорит, что не знаете ни Писаний, ни Его силы.
Некоторые верующие решили, что на этом для Израиля все и закончится. Но Библия продолжает повествование о евреях, и все тот же Бог, от Которого наш народ частично отошел, говорит во всеуслышание: «и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова. И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их» (Римлянам 11:26,27).
Мы живем в удивительное время, и сегодня мы видим самое большое пробуждения Израиля! Оно больше, чем в 1 веке н.э.! Несмотря на наше частичное отступление от Бога, Избавитель из Сиона все-таки вышел. Имя Ему – Йешуа и, проходя по миру, Он спасает и очищает сотни еврейских душ!
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!