Как мы рассказываем евреям об Иисусе
О нас ходят разные домыслы в еврейском сообществе. Так чем же мы на самом деле занимаемся?
Я помню реакцию моей мамы, когда я сообщил ей, что хочу служить в миссии «Евреи за Иисуса» и уже подал заявление на работу у них. Она сказала: «Ох, Стивен, мне невыносимо даже представить, что ты будешь плясать на перекрёстках, как какие-нибудь «харе кришны»». Думаю, это был её способ дать мне понять, что она считает «Евреев за Иисуса» сектой. И я не уверен, что развеял её опасения, сказав: «Не волнуйся, мама, они не пляшут!»
В то время мне было 32 года, и я проработал 10 лет на «респектабельной» должности администратора социальной службы в северной части Чикаго. Моя мама-еврейка бесконечно гордилась мной, своим младшеньким сыном, но теперь её гордость сменилась беспокойством. Неужели я действительно собирался отказаться от своего комфортного офиса и своего призвания помогать неблагополучным семьям ради перспективы стать профессиональным проповедником?
Что не так с «Евреями за Иисуса»?
Волнения моей матери были продиктованы широко распространённым среди еврейского населения мнением, что «Евреи за Иисуса» это культ, которым заправляют неевреи, и что они выискивают одиноких, уязвимых евреев и, используя традиционные еврейские символы, обманом заманивают их в свои сети. Лидеры еврейских сообществ часто рисовали нас как подлых злодеев, которые готовы пойти практически на всё, чтобы заманить в свои ряды ничего не подозревающих евреев.
В прошлом значительная часть
нашей деятельности отражала
контркультуру 60-х и 70-х годов.
Оглядываясь на нашу деятельность в тот период, я понимаю, что приводило их к таким выводам. Многие наши тогдашние проекты отражали контркультуру 60-х и 70-х годов, когда «Евреи за Иисуса», собственно, и появились. Марши, протесты, плакаты, брошюры — и всё с дерзким вызовом устоявшемуся общественному укладу — были тогда распространенным явлением. Никто из нас не чурался некоторой провокационности. В период расцвета борьбы за гражданские права позиционировать себя как диссидентов еврейского сообщества соответствовало духу эпохи.
Помню, как однажды я раздавал брошюры в Сан-Франциско, и проходивший мимо еврей решил уделить мне несколько минут своего драгоценного времени, чтобы высказать всё, что он думает по этому поводу.
— Ты ничего не знаешь! Ты идиот! — Затем он по-настоящему вошёл в раж. — Очевидно же, что тебе промыли мозги! Ни один уважающий себя еврей не стал бы раздавать брошюры об Иисусе!
Я спросил его, кем, по его мнению, был Иисус, на что он ответил:
— Я не хочу говорить с тобой об Иисусе. Я знаю, кем был Иисус.
— О, да? Отлично, мне бы хотелось услышать вашу точку зрения.
— Повторяю… ни за какие коврижки, я не буду стоять здесь и разговаривать с каким-то зомбированным дураком об Иисусе. К тому же я сказал тебе, что я уже всё знаю о нём.
Дождавшись секундного затишья в потоке обзывательств, я спросил:
— Так значит, вы читали книги Нового Завета о его жизни?
— Нет! Я не читал Новый Завет и не собираюсь.
— Тогда откуда же у вас информация об Иисусе? Фильмы, книги, ваш раввин, телевизор?
— Слушай, я уже сказал, что не хочу разговаривать с тобой об этом. Кто-то явно промыл тебе мозги и зомбировал тебя этой чушью об Иисусе.
Тут я решил, что с меня хватит, и попытался как можно быстрее закончить разговор.
— Поправьте меня, если я не прав. Вы говорите мне, что никогда не читали Новый Завет, основной источник информации о жизни Иисуса, но всё знаете о нем? Вы не хотите разговаривать со мной, только потому что я верю в него? Могу я задать вам ещё один вопрос?
— Какой?
— Так кому же из нас промыли мозги, мне или вам?
Времена изменились
Признаю, что я не устоял тогда перед искушением отплатить ему той же монетой, но это и вправду был очень неприятный разговор. В те дни идея о том, что еврей может верить в Иешуа (Иисуса), была почти повсеместно неприемлемой. «Евреи за Иисуса» существовали как контркультурное движение, стремящееся донести свою правду очень скептически настроенному подавляющему большинству.
Но времена изменились. Большая часть еврейского сообщества теперь намного более толерантна к евреям, верующим в Иисуса, чем раньше. В 2013 году Исследовательский центр Пью опубликовал шокировавшие многих результаты общественного исследования, согласно которым значимое меньшинство еврейского сообщества (34%) считает, что человек может оставаться евреем, даже если он считает Иисуса Мессией.
Мы поняли, что через простой
разговор можно добиться большего,
нежели через конфронтацию.
Мы в «Евреях за Иисуса» тоже многому научились и изменились. Мы уже не такие любители поспорить, каким был я в те дни в Сан-Франциско. Мы больше не полагаемся на брошюры и протесты как на основные средства взаимодействия с еврейским сообществом. Мы поняли, что часто через разговор можно добиться большего, нежели через конфронтацию. Дружелюбный, искренний и открытый диалог тоже может вызвать переворот в сознании человека.
Итак, если мы в значительной мере отошли от практики брошюр и протестов, то что же сегодня делают наши сотрудники для привлечения внимания широкого еврейского сообщества?
Чем мы занимаемся сейчас
Во-первых, мы с удовольствием взаимодействуем с местными еврейскими сообществами. Иногда мы знакомимся с людьми посредствам мероприятий, которые организовываем в общественных местах, таких как центр города, университетский кампус или парк. Например, мы можем предлагать прохожим нарисовать на большом холсте то, что имеет для них особое значение, или написать на доске, за что они благодарны. Это незатейливые способы начать разговор и узнать мнения и подноготную людей, открывая двери для более глубокого диалога.
Искренние дружеские отношения
позволяют нам заводить разговоры
о проблемах, затрагивающих всех евреев.
Зачастую просто само взаимодействие евреев с евреями в еврейской среде приводит к общению, в ходе которого мы неизбежно обсуждаем насущные для евреев вопросы, включая вопрос веры. Искренние дружеские отношения позволяют нам заводить глубокие и открытые разговоры о тех проблемах, которые касаются нас как евреев и как неравнодушных людей в целом. Если собеседники открыты, мы с удовольствием делимся тем, как на эти вопросы влияет жизнь и учение Иешуа. Нам также интересно услышать их точку зрения!
Во-вторых, ещё одной очень важной составляющей деятельности нашей организации является служение нуждающимся. Иисус всегда уделял особое внимание бедным во время своего служения в Израиле. Это отражало его преданность Торе и любовь к своему народу.
Мы стараемся следовать его примеру разными способами. Например, у нас работает благотворительная столовая и мобильный пункт раздачи еды в Израиле, где мы кормим бездомных, зависимых и вовлечённых в проституцию. В Восточной Европе мы раздавали продукты, медикаменты и прочие вещи первой необходимости сотням тысяч беженцев, ставших жертвами российского вторжения в Украину. В рамках этой же инициативы мы помогали украинским евреям-беженцам найти временное жильё или совершить алию.
В-третьих, мы также общаемся с евреями, организуя мероприятия на наших собственных точках, таких как наша кофейня в Лос-Анджелесе, общественный центр в Нью-Йорке, художественный центр в Тель-Авиве или книжная лавка в Сиднее, Австралия.
Будь то дегустация кофе, художественные выставки, музыкальные выступления, изучение Торы или празднования шаббата и праздников, мы всегда ставим перед собой две цели. Первая — это создание приятной, располагающей атмосферы для наших собратьев-евреев. Вторая — создание безопасного и благоприятного пространства для открытого общения на тему духовных вопросов, включая разговоры об Иисусе.
Подведём итог
Несмотря на то, что еврейское общество немного смягчилось по отношению к Иисусу, для многих он всё ещё является неприемлемой фигурой. Мы понимаем это. Но если вы почитаете личные истории некоторых из наших сотрудников, вы увидите, что многие из нас также сначала относились к Иисусу с насмешкой или даже открыто враждебно.
Это немного похоже на встречу Моисея с горящим кустом. Сначала вы видите что-то, что кажется совершенно непонятным, поэтому вы осторожно подходите, чтобы выяснить, что это вообще такое. А затем появляется Бог и превосходит ваши самые смелые ожидания. И что ещё вы можете сделать, кроме как пойти и попытаться рассказать всем окружающим о том, что вы пережили?
В основе всего, что мы делаем, лежат две основополагающие еврейские ценности: любовь к своему еврейскому народу и любовь к Богу.
Наше дружеское взаимодействие, общественная деятельность, служение нуждающимся, мероприятия и места для встреч и увлекательного времяпрепровождения предназначены для интересного и плодотворного общения евреев с евреями и там, где это уместно, открывают пути для того, чтобы начать диалог о Мессии.
В этом для нас и заключается суть того, чтобы быть евреем и быть за Иисуса.
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!