Как мытьё рук может принести пользу вашей душе
בָּרוּךְ אַתָּה ה׳ אֱלֹהֵינוּ מֶלֶךְ הָעוֹלָם אֲשֶׁר קִדְּשָׁנוּ בְּמִצְוֹתָיו וְצִוָּנוּ עַל נְטִילַת יָדַיִם
Барух ата Адонай, Элохейну мелех ха-олам, ашер кидшану бемицвотав вецивану аль нетилат ядайим.
Благословен Ты, Адонай, Бог наш, Владыка вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам совершать омовение рук
В последние недели мытьё рук превратилось чуть ли не в законодательное требование. В каждом посте, который появляется в моей ленте Фейсбука, в каждой новостной статье, которую я читаю, все беспрестанно напоминают: МОЙТЕ РУКИ!
Когда это началось – на прошлой неделе? Или две недели назад? Сначала, чтобы удостовериться, что мои руки пребывают в контакте с мылом и водой в течение необходимых 20 секунд, я дважды пропевала песенку «С Днём рожденья». Но вскоре она мне надоела, поэтому я перешла на «Крошка белуга» (популярная детская песенка на английском языке) – одну из самых любимых мелодий моего сына. Следующим номером программы стал припев Landslide (песня, впервые исполненная в 1975 г. группой Fleetwood Mac), а затем «О, благодать». Не могу сказать точно, когда я перестала петь. Возможно, новизна всего этого процесса просто стёрлась, когда мои внутренние часы привыкли самостоятельно отсчитывать положенные 20 секунд. Теперь я молча смотрела на своё отражение в зеркале над раковиной, пока мои руки выполняли приевшиеся уже ритмичные действия.
Со всем этим школьным карантином и переходом на удалённую работу, не говоря уже о новом режиме самоизоляции, я на какое-то время забыла о том, что скоро Песах. Это один из трёх наиболее священных праздников у евреев, и тем не менее – пусть и ненадолго – он совсем вылетел у меня из головы.
То, что я забыла о приближении Песаха, – лишь один из симптомов моего состояния тревожной сосредоточенности на постах в Фейсбуке, новостях и остановке работы всевозможных учреждений в результате эпидемии COVID-19. Хотя я молода и здорова, я постоянно ловлю себя на том, что борюсь с накатывающими приступами беспокойства. Кто-то из друзей плачет, кто-то пытается отрицать серьёзность ситуации. Я же пытаюсь обрести душевное равновесие.
За последние несколько десятилетий мы не раз переживали коллективную травму – от массовых убийств до сильнейших лесных пожаров. И эти события так или иначе оставили свой след в душе каждого, потому что каждый из нас наверняка как-то связан хотя бы с одним человеком, который либо пережил одно из таких травмирующих событий, либо пал его жертвой. А уж мы-то, евреи, точно знаем, насколько глубокие и длительные последствия имеет коллективная травма.
Хорошо, что время Песаха приближается именно сейчас. Скоро семьи соберутся в своих домах и будут петь, пить вино, есть символическую пищу и вспоминать о том, как Бог спас наш народ из рабства. Пасхальные традиции включают так много обрядов, которые не только связывают нас с нашим прошлым, но и могут помочь нам достойно преодолеть нынешнюю нелёгкую ситуацию. Каждый из нас нуждается в освобождении от чего-то – и для многих этим «чем-то» является страх.
Когда я работала больничным капелланом и волонтёром-душепопечителем в еврейском доме престарелых в Сан-Франциско, я, кажется, перевидела все проявления человеческого горя, какие только существуют. И страх был одним из моих постоянных спутников. Страх неизвестности. Страх разочарования. Страх потери. Я придумывала ритуалы для пациентов и их семей, чтобы противостоять этим страхам. Я учила их глубоко дышать и напевать без слов, чтобы активировать парасимпатическую нервную систему. Я пела, молилась, активно слушала, смеялась, читала Писание, держала за руку, плакала. И конечно же, для тех, кто работает в больнице или в доме престарелых, частое и тщательное мытьё рук является обязательным требованием. Но для меня оно имело и духовное значение, помимо гигиенического. Размышляя над тем, что происходит сейчас, я прихожу к тому же выводу: в физическом очищении есть и духовная составляющая.
Одно из моих самых ранних и самых любимых детских воспоминаний о праздновании Песаха – это нетерпеливое ожидание того момента, когда прозвучит слово урхац («омойте руки»), и огромное чувство гордости, с которым мой двоюродный брат и я выполняли свои обязанности во время этого ритуала. Мы медленно обходили вокруг стола – брат нёс кувшин и миску, а я держала полотенце – чтобы все гости нашего седера помыли руки. Вся эта процедура молчаливого шествия вокруг стола, казалась мне воплощением святости.
Меня поражает, насколько повсеместной темой разговора стало в эти дни мытьё рук, но я не хочу забывать о том, что оно также является священным действием. Песах – не единственный случай, когда мы совершаем ритуал омовения. Мы символически бросаем наши грехи в море или озеро во время ташлиха (очистительного обряда на Рош ха-Шана) и окунаемся в микву (небольшой бассейн) для совершения твилы (ритуального омовения). Образы очищения водой используются в десятках мест Торы, Пророков, Писаний и Нового Завета.
В еврейских обрядовых практиках мне особенно нравится то, что они умудряются сохранять свой смысл, оставаясь при этом гибкими. Мой друг запостил в социальных сетях песню на иврите и написал: «Чтобы пропеть её три раза, требуется как раз 20 секунд! Коль а-кавод («почёт и уважение») всем тем, кто моет руки, чтобы защитить своих ближних!» Эти слова словно зажгли свет в моей душе. До этого мне даже в голову не приходило включить Бога в свой ставший в последнее время навязчивым ритуал мытья рук. Песах – замечательное напоминание о том, что омовение может быть значимой духовной практикой.
Посреди охватившей весь мир тревоги и осознания того, насколько тесно мы все, оказывается, взаимосвязаны, я открыла для себя, что молитва «Благословен Источник Жизни, который призывает нас на святое служение и повелевает нам омывать наши руки» помогает мне не терять голову. И на то, чтобы произнести её дважды, требуется как раз 20 секунд. Я посвящаю время своего мытья рук молитве. Этим я напоминаю себе, что я мою их ради себя и ради тех, кто находится рядом со мной.
Я призываю нас всех найти смысл в мытье рук, глубоко дышать и – несмотря на нашу вынужденную физическую изоляцию – оставаться духовно и эмоционально близкими друг ко другу в этот Песах и во все дни до и после него.
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!