Сьюзан Перлман

, , ,

Красивая женщина

Красивая женщина
Красивая женщина

Gustav Klimt (1862–1918) — Portrait of a Lady (1916-1917)

Те, кто никогда не бывал дальше окрестностей Вайсехвуса, не могли себе представить, как и что происходит в других частях света. Например, жители штетла много спорили и рассуждали о природе апельсинов.

Некоторые, как Наум Водонос, предполагали, что апельсины растут из земли на толстом крепком стебле. Другие, как Цви Плотник, считали, что их вылущивают из большого стручка – как горох. Третьи были убеждены, что апельсины растут на бахче, как дыни. Были и те, кто верил, что они созревают под землей, подобно картошке. И наконец, еще одна часть жителей придерживалась мнения, что апельсины растут на деревьях – как яблоки и абрикосы.

Споры об апельсинах продолжались. Один горожанин сказал, что апельсины вырастают из-под земли, как грибы, чуть ли не за одну ночь. Мотке, которому исполнилось 11 лет, и он уже имел право обсуждать отрывки из Талмуда со взрослыми мужчинами, показал, что он еще всего лишь ребенок, предложив свое объяснение: «Это яйца очень большой птицы». Остальные быстро возразили, что во всех яйцах есть желтки. К тому же было известно, что апельсины – это овощи, потому как у всех овощей есть семена.

Не то чтобы в Вайсехвусе часто видели апельсины. Прошло три или четыре года с тех пор, как их привез сюда заезжий торговец. Люди помнили оранжевый цвет и ноздреватую кожуру. Возможно, если торговец приедет снова, то они его расспросят, но пока ответа не было. В Библии не сказано, как растут апельсины. В трудах раввинов тоже ничего не сказано. И спросить некого.

picture — Sandra Strait, Flickr

Точно так же и в Священном Писании были вещи, которые жителям Вайсехвуса было трудно истолковать. И такие вопросы вызывали гораздо более серьезные споры.

С приближением праздника Пурим особенно горячо обсуждался вопрос: «Что означает написанное о царице Эстер, что она была прекрасна?» Люди были всерьез озадачены этим описанием. Что они знали о критериях красоты? В Вайсехвусе было только два типа женщин – старые и молодые. А что делало женщину красивой или прекрасной, они не знали.

Вайсехвус был бедным городком, у людей не было книг. Единственные книги, которые они читали, были религиозными. Чтение на другие темы считалось слишком мирским. Тем не менее обсуждение природы красоты было важным, так как в Библии выделялась и подчеркивалась красота Эстер.

Обсуждение началось с того, что вообще было известно о женщинах Вайсехвуса. Например, люди согласились, что все женщины местечка имели примерно одинаковые фигуры (в зависимости от возраста и финансовых условий). Здоровая и привлекательная женщина была худенькой в 14 лет, когда выходила замуж; становилась полнее к 20 годам, когда у нее было двое или трое детей; и еще полнее в 30 лет, когда она была уже бабушкой. Кроме того, все они и выглядели примерно одинаково – смугловатая кожа, карие глаза и темно-русые или рыжие волосы. У привлекательной женщины были мозоли на руках – свидетельство ее старательности в труде. У нее проступали морщины на лице, оттого что она улыбалась и хмурилась, если, конечно, она не была откровенно глупа и не улыбалась или хмурилась постоянно или, наоборот, вообще никогда. Но никто все равно не понимал, что же имелось в виду в Библии, когда говорилось, что Эстер была красива станом и пригожа лицом.

Хайрам Портной высказал свое мнение о том, что делает женщину красивой: «Я знаю, что женщина прекрасна, если одета в дорогую ткань с меховой отделкой. Когда видят такую женщину, все говорят, что она выглядит потрясающе».

Alonso Sánchez Coello — A Lady in a Fur Wrap (1580-1588)

Яков Сапожник не согласился: «Чтобы увидеть красоту женщины, достаточно взглянуть на ее ноги. Поверьте мне, уж я-то знаю! Если у женщины хорошо сложенные ноги, то и во всём остальном она будет хороша».

Мясник Шимон сравнил красивую женщину с миловидной коровой: «У нее должны быть большие карие глаза, ровный характер и полный округлый живот».

Гиттель Корчевник согласился с Шимоном. Но Малышка Гиттель покачала головой: «Все знают, что невысокая женщина – это красиво, маленькая – прекрасно, а крохотная – просто шейн

Старуха Малка Альта-Фрой утверждала, что красота приходит лишь с годами. А ее внучка Хана настойчиво возражала бабушке: «Эстер не была старой женщиной, когда царь выбрал ее среди всех остальных. Красота – удел молодых девушек, таких как я».

Чайке Сваха следовала совершенно другой философии. «Хотя приданое и не делает девочку красивой, – рассуждала она, – девушки с самым большим приданым кажутся самыми привлекательными».

Поскольку у каждого было свое мнение по поводу того, что делает женщину красивой, и поскольку Библия не давала точного ответа, казалось, что этот вопрос так и останется нерешенным – как и вопрос о природе апельсинов.

Aleksander Gierymski (1850–1901) — Jewish woman selling oranges (1880-1881)

Однако мудрый старейшина Вайсехвуса решил, что вопрос такой важности нельзя оставлять на досужее обсуждение горожан. Он вернулся к Священным Писаниям и стал искать ответы там.

В Мегилат Эстер мудрец прочитал о том, как множество девиц было собрано в царском дворце в Шушане. Целый год они потратили на то, чтобы стать привлекательными для царя – мазались разными маслами, всякими благовониями и кто его знает сколькими еще видами притираний… Мудрец размышлял: «Какая женщина в Вайсехвусе могла бы позволить себе посвятить целый год тому, чтобы стать привлекательной? И даже если бы у нее был этот год, где бы бедная девушка из Вайсехвуса нашла способы и средства для приобретения всех необходимых косметических товаров?»

Мудрец пришел к выводу, что если бы Бог предназначил использовать масла и духи, чтобы сделать женщину красивой, то торговец непременно привез бы их в местечко. «Нет, должно быть другое объяснение красоты Эстер, – продолжал размышлять он. – Скорее всего, Эстер была красивой до того, как отправилась во дворец и получила возможность использовать все эти царские средства».

И тут его осенило! Мудрец сделал самое важное открытие: «Красота Эстер, должно быть, имела отношение к ее воспитанию. Да, ее воспитание! Ее вырастил праведный и очень мудрый родственник Мордехай. Должно быть, именно влияние его мудрости и учености превратило ее в красавицу! Конечно, наверняка именно это имелось в виду в Библии! В конце концов, мне достаточно взглянуть на собственных четырех дочерей, чтобы удостовериться, что так оно и есть. Разве они не самые красивые девушки во всем Вайсехвусе?»

Довольный тем, что он правильно понял Писание, старейшина покинул свою комнату для исследований и размышлений и пошел сообщить остальным жителям местечка о своем открытии – ЕСЛИ ЖЕНЩИНУ ВОСПИТЫВАЮТ В ПРАВИЛЬНОМ ЕВРЕЙСКОМ ДОМЕ, ТО ОНА БУДЕТ КРАСИВОЙ. И все разумные мужчины и женщины Вайсехвуса согласились с ним.

А касательно апельсинов, с ответом придется подождать еще какое-то время. В конце концов, апельсины нигде не упоминаются в Библии.

 

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *