Евреи за Иисуса

Кто такие мессианские евреи?

Кто такие мессианские евреи?
Кто такие мессианские евреи?

© Getty Images

Для многих мессианские евреи являются таким же сюрпризом, как картофельный чипс, неизвестно как попавший в упаковку с кукурузными хлопьями: неожиданно, удивительно и поначалу несколько сбивает с толку! Но наша вера, что Иешуа (Иисус) – это Мессия еврейского народа, изменила наши жизни и имеет твёрдое историческое основание. И хоть она и не является «нормой» в еврейском сообществе, наша непоколебимая вера многократно усиливает наше предназначение как представителей еврейской нации – быть отделённым народом, чтобы принести надежду всему человечеству.

Введя в поисковую строку Google «Кто такие мессианские евреи?», вы получите просто огромное количество заблуждений и откровенно ложной информации. Однако эти ошибочные представления могут превратиться во вполне осмысленные вопросы, которые помогут разобраться в истории мессианских евреев и их роли в еврейском сообществе. Во что они верят и как они воплощают эту веру в жизнь?

Мессианская вера евреев имеет многовековую и вполне еврейскую историю

Свидетельства того, что евреи следовали за Иешуа и признавали Его своим Мессией, восходят примерно к 30 году нашей эры. Все первые последователи Иешуа были евреями, ими же были и авторы Нового Завета.

Самую первую еврейскую мессианскую общину возглавляли четыре еврея: брат Иешуа Яков1, Шимон из Капернаума2, Шауль, бывший ученик раввина Гамалиила3 (Деяния 22:3), и Йоханан из Вифсаиды4. Эти люди были ревностными приверженцами иудейской веры. Вместе с другими последователями Иешуа из еврейского народа они молились три раза в день и приносили жертвы в Храме5, делили общие ритуальные трапезы6, собирались в Шаббат в синагогах7, соблюдали еврейские традиции и праздники8, встречались в Храме и в шаббатние вечера, чтобы слушать наставления и ободрять друг друга9. Помимо первоначальных последователей Иешуа, которые пришли к Нему ещё во время Его земного служения, большое количество коаним («священников») и фарисеев также со временем признали Его Мессией10.

У нас есть документальные свидетельства существования устойчивого религиозного объединения этих еврейских последователи Иешуа, называемых ноцрим («назареи»). Историк древней церкви Евсевий Кесарийский пишет, что внуки Иуды (внучатые племянники Иешуа), Иаков и Зокер, были однажды допрошены римским императором Домицианом на предмет того, были ли они наследниками Давида11. Во втором веке Иаков из Кефар-Сахнина12 был упомянут в Талмуде как мин («еретик»), который обменялся словами «минут» с рабби Элиэзером. Когда раввин был позже арестован по обвинению в ереси, он предположил, что это произошло из-за его разговора с Иаковом, которого он называет «талмидей Йешу ха-Ноцри» («ученик Иисуса Назарянина»)13. Раннехристианский историк Епифаний упоминает о встречах с общинами назареев на протяжении всего четвертого века14. Иероним Стридонский, христианский священник из римской провинции Далмация, упоминает назарейскую литературу, хранившуюся в библиотеке в Кесарии15, а также пишет о них Аврелию Августину в 404 году нашей эры. Содержание этого письма свидетельствует о том, что назареи присутствовали «повсюду, во всех синагогах Востока», но, хотя они придерживались здравого учения, Иероним высказывается о них довольно пренебрежительно: «Они хотят быть одновременно и евреями, и христианами, но не являются ни тем, ни другим»16.

© Getty Images

Что случилось с древними мессианскими евреями?

В 325 году нашей эры состоялся Никейский собор, на котором была предпринята попытка объединить «церковь». К сожалению, в Никее, помимо прочего, был легитимизован христианский антисемитизм, разрозненные проявления которого определенно существовали и до этого момента. На собор не были приглашены еврейские епископы. Было принято решение не праздновать Пасху в один день с иудеями, а шаббатний отдых заменить воскресным. Согласно историческим летописям, император Константин по этому поводу сказал: «Пусть не будет у нас ничего общего с враждебной толпой иудейской, потому что мы приняли от нашего Спасителя другой путь»17.

После этого судьбоносного собора мессианским евреям пришлось выбирать один из трёх вариантов: ассимилироваться с церковью и отказаться от своего еврейства, вернуться в синагогу и отречься от своей веры в Иешуа или собираться отдельно и от тех, и от других. Судя по продолжавшимся антисемитским нападкам со стороны многих отцов церкви, похоже, что все три варианта имели место быть. О тех мессианских евреях, которые продолжали исповедовать иудейскую веру в Иешуа отдельно от всех, исторических свидетельств практически не сохранилось, кроме нескольких разрозненных упоминаний.

Возрождение еврейской мессианской веры

В середине XIX века в Восточной Европе возникло целое движение, в результате которого множество евреев пришли к вере в Иешуа как в своего Мессию. Среди них был Иосиф Рабинович, который впоследствии открыл первую современную еврейскую мессианскую синагогу18, а также Карл Шварц, учредивший Еврейско-христианский альянс – сеть мессианских еврейских собраний Великобритании. Вероятно, одним из самых влиятельных новаторов того времени был Исаак Лихтенштейн, богослов, написавший комментарий к Новому Завету с сугубо еврейской точки зрения19. Эти первопроходцы проложили путь для массового возрождения практики еврейской веры в Иешуа в XX веке.

Два поколения потомственных еврейских последователей Иешуа выросли за время двух мировых войн и Холокоста. Ко времени шумихи, поднятой в 1960-х годах, глубокое духовное пробуждение было уже в самом разгаре. Большое количество молодых евреев пришли к убеждению, что Иешуа был их обещанным Мессией. Они не видели причин, почему их вера в Иешуа должна препятствовать им сохранять своё еврейское самосознание и культуру. «В 1972 году на конференции Еврейско-христианского альянса группа молодых верующих евреев проголосовала за то, чтобы изменить название организации на «Мессианский еврейский альянс Америки» (MJAA). Они решили, что определение «мессианские евреи» подходит им больше, чем «евреи-христиане», а их религиозную практику лучше описывает термин «мессианский иудаизм», нежели «еврейское христианство» 20.

Это важное разграничение вдохновило новое поколение на то, чтобы без стеснения и с гордостью называть себя евреями и практиковать еврейский образ жизни, не отделяя его от веры в Иешуа.

© Getty Images

Современные мессианские евреи

Верующие в Иисуса евреи сегодня называют себя по-разному. Некоторые по-прежнему предпочитают термин «мессианские евреи», в то время как другие определяют себя как «последователи мессианского иудаизма», а третьи отдают предпочтение наименованию «евреи-христиане».

Однако, несмотря на то что они именуют себя и проявляют свою веру по-разному, все они являются еврейскими последователями Иисуса, как и те, что жили в первом веке нашей эры. Некоторые из них служат в миссиях, подобных «Евреям за Иисуса», некоммерческих организациях, поставивших своей задачей открывать глаза еврейского сообщества на то, что Иешуа – это их Мессия. Другие посещают мессианские общины или христианские церкви (иногда и то и другое). Некоторые мессианские общины входят в состав более крупных объединений, таких как Союз мессианских еврейских общин (UMJC) или Мессианский еврейский альянс Америки (MJAA).

В настоящее время в мире насчитывается более 350 000 мессианских евреев, которые «поклоняются Богу в собственных общинах по всему миру, приблизительно 20 000 из них проживают в Израиле»21. Большинство мессианских еврейских синагог и общин проводят служения каждую неделю в шаббат, соблюдают еврейские праздники и читают Тору. Помимо Танаха, они так же принимают Новый Завет как равноавторитетную часть Священного Писания. В некоторых общинах традиционная литургия сочетается с современным поклонением. Другие же предпочитают придерживаться чего-то одного. Как и в еврейском сообществе в целом, степень соблюдения Торы в мессианских общинах варьируется, но можно с уверенностью сказать, что каждая община исповедует веру в Иешуа как в Мессию и Сына Божьего, подчеркивая что эта вера прекрасно вписывается в еврейский образ жизни.

Жизнь мессианских евреев сегодня

Итак, кто же такие мессианские евреи? Мы люди, хранящие нашу еврейскую историю и однозначно определяющие себя как неотъемлемую часть еврейского народа. Для нас это большая честь, и мы совершенно не стыдимся жить в соответствии с этим наследием, органично вплетая в него нашу веру в то, что Иешуа является еврейским Мессией, что Он прожил совершенную жизнь, примирил человечество с Богом через Своё учение, Свою смерть и воскресение. Мы верим, что Он вернется как Царственный Мессия и восстановит нарушенный порядок в мире. Мы стремимся к тому, чтобы вера в Иешуа продолжала расти и распространяться среди евреев и в будущем. По словам известного мессианского еврейского «первопроходца» Абрама Поляка: «Если Иешуа – Мессия и Царь евреев, то мессианское еврейское движение является самым важным событием нашего времени, символом меняющейся эпохи»22.


Примечания:

  1.  Яков (Иаков) – сын Иосифа, брат Иисуса.
  2.  Апостол Пётр (Симон Пётр, в еврейских источниках Шимон Кефа, сын Йоны), ученик Иисуса.
  3.  Павел из Тарса, первоначальное иудейское имя ⎼ Шауль.
  4.  Йоханан (Иоанн), сын Заведея
  5.  Деяния 3:1; 10:9; 16:13, 16; 24:11, 17-18.
  6.  Деяния 2:42, 46.
  7.  Луки 4:16; Деяния 13:14; 17:1, 10.
  8.  Деяния 2:1, 46; 16:1-3; 18:18; 20:6, 15-16; 21:17-26; 26:5; 27:9; 1 Коринфянам 5:8; 6:8.
  9.  Деяния 5:12; Деяния 20:7.
  10.  Деяния 6:7; Деяния 15:5.
  11.   Кушман МакГифферт Артур. История церкви – Книга III: Церковная история Евсевия. Pantianos Classics, 2018. Сс. 53–54.
  12. https://wiki2.wiki/wiki/Jacob_the_Heretic
  13.  Авода Зара. Талмуд, 16б – 17а.
  14.  Рудольф Дэвид Дж., Уиллиттс Джоэл, ред., Гл. 1, примечание 1 в «Введение в мессианский иудаизм: церковный контекст и библейские основы». Гранд-Рапидс: Зондерван, 2013 г., Kindle loc. 708.
  15.  https://www.newadvent.org/fathers/30113.htm.
  16.  https://www.newadvent.org/fathers/1102075.htm.
  17.  Гольдберг Луис. Бог, Тора, Мессия: Мессианское еврейское богословие доктора Луиса Гольдберга, ред. Ричард А. Робинсон. Сан-Франциско: Purple Pomegranate, 2009. С. 128.
  18.  https://www.jewishvoice.org/read/blog/history-messianic-judaism.
  19.  https://ffoz.org/discover/messianic-luminaries/the-old-rebbe-yechiel-tzvi-lichtenstein.html.
  20.  https://jewsforjesus.org/jewish-resources/messianic-jews-a-brief-history.
  21.  https://www.jewishvoice.org/read/blog/history-messianic-judaism.
  22.  https://ffoz.org/discover/messianic-luminaries/the-authentic-zionists.html.

 

1 ответить
  1. Сергей
    Сергей говорит:

    Формулировка «который обменялся словами «минут» с рабби Элиэзером» по сути не правда. Речь наверно Avodah Zarah 17a — тогда речь о Акива.

    Ответить

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Евреи за Иисуса