Ирина Орф

,

Кто виноват в смерти Иисуса?

Кто виноват в смерти Иисуса?

© Getty Images

Всякий раз, когда приближается Пасха, мы задумываемся о том, как ее провести. Кто-то готовится отдохнуть, кто-то покупает мацу, кто-то планирует идти на поклонение. Так или иначе, но из истории известно, что на еврейскую Пасху был казнен Йешуа, Иисус. Сегодня, к сожалению, распространяется много ложной информации об Иисусе. Например, что якобы найдены Его останки. Это обман. И любой еврей, который не читал Евангелий, находится в опасности быть обманутым. В действительности Иисус воскрес из мертвых!

Сейчас мы коснемся «специфического» вопроса, его иногда задают на Пасху: «Кто же виноват в смерти Иисуса?» Невежественные люди используют события Пасхи, чтобы оправдать собственный антисемитизм и приписать нашему еврейскому народу «коллективную вину» за распятие Йешуа. Но существует ли вообще эта вина? Лидеры различных конфессий — иудеи, католики, православные, протестанты — пытаются ответить на этот вопрос. Большинство еврейских и современных христианских лидеров отрицают коллективную вину евреев.

Антисемитские настроения связаны с мнением, что целый народ несет на себе вину, и эта вина передается из поколения в поколение.

Что такое коллективная вина? Приведем несколько примеров. Во время революции 1917 года весь класс богатых людей объявлялся виновным. Само собой разумеется, что если ты — высокообеспеченный человек, то ты — эксплуататор, и ты уже виновен. В более близкое к нам время, в 2001 году террористы направляли свои самолеты на небоскребы в Нью-Йорке, считая всех находившихся там виновными. Все американцы в глазах террористов несли коллективную вину — они рассматривались как угроза исламу. Правда, коллективная вина не всегда означает множество жертв. Сегодня встречаются евреи, которые всех немцев, живших при Холокосте и до сего времени, считают антисемитами. Несмотря на то, что после Холокоста прошло уже более 60 лет, немцы в глазах этих людей несут коллективную вину.

Для того чтобы рассматривать вопрос о еврейском народе и распятии Иисуса, нужно повнимательнее ознакомиться с той частью еврейских Священных Писаний, которая называется Новым Заветом. Это лучший источник информации по вопросам, связанным с жизнью, учением, смертью и воскресением Йешуа (Иисуса). Хотя некоторые евреи считают эту книгу антиеврейской, очень важно понять ее контекст: несколько человек, в основном, евреи, написали эту еврейскую книгу об одной еврейской Личности, причем авторы книги находились среди евреев. То есть, это внутренний, чисто еврейский вопрос. Так сказать, «внутрисемейный спор». Никакого антисемитизма тут нет и быть не может.

Четыре автора Евангелий рассказывают историю жизни Иисуса, начиная с Его рождения в Вифлееме матерью-еврейкой Мириам (Марией).

Небесный посланник повелел дать ребенку имя Йешуа (Иисус), «…ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Матф. 1:21). Говорится кратко о Его детстве, но, главным образом, описаны зрелые годы Его духовного служения и совершение чудес — Он дает исцеление, идет по воде, Он кормит тысячи людей несколькими корзинами хлеба и рыбы, и т.д. Большинство этих событий увидели, пережили и описали евреи. Евангельские повествования также включают заявления Иисуса о том, что Он — Мессия Израиля и, что еще более неожиданно, Он имеет божественную природу. Часть евреев верила этим заявлениям, часть — отвергала Его. Отвержение было реакцией на эти заявления, и, в конечном счете, это привело к предательству Иисуса одним из евреев, Иудой Искариотом. По просьбе еврейских лидеров того времени римляне распяли Его на кресте.

В разговоре с религиозными лидерами Иисус использовал довольно сильные слова. Иисус называет фарисеев «порождения ехиднины» (Матф. 3:7); Он же выгоняет меновщиков из иерусалимского храма, называя храм «домом Отца Моего» (Иоанн 2:16). Ученики Иисуса тоже вызывали гнев религиозных властей. Но эти эпизоды из Нового Завета показывают, что Иисус был в центре внутреннего спора о Его же радикальных заявлениях. Пророки еврейской Библии тоже использовали подобный, даже более сильный, страстный язык, говоря о людях. Подобно пророкам, Йешуа призывает наш народ обратиться от своего неповиновения — к Богу Израиля и избрать Его мерки праведности!

Есть один эпизод в Новом Завете, на основании которого некоторые люди пытаются доказывать ответственность еврейского народа за смерть Иисуса. Евангелие от Матфея 27:24-25 рассказывает:

«Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших.»

Но что означала эта фраза в эту эпоху? Ученые указывают на еврейский контекст этих слов. Слова «кровь Его на нас» означают: «Он Сам несет ответственность, Он виноват». Толпа не призывает на себя проклятие Бога, как думают некоторые. Люди считают Иисуса богохульником, потому что Его осудил Синедрион.

Однако… Иисус утверждал, что Он — Мессия. Он заявлял о Своей божественности. Иисус сказал: «Прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Иоанн 8:58). Он называл Себя библейским «Я есмь» — это имя использовал только Всевышний! Иисус сказал парализованному: «Прощаются тебе грехи твои» (Матф. 9:2). Только Бог может прощать грех. Если притязания Иисуса были несправедливыми, то Он был виноват в богохульстве, и смерть тогда была бы заслуженным наказанием. Буквальный перевод фразы «кровь Его на нас» — это не проклятие, которое евреи призывают на себя, а утверждение об ответственности. Если Вы все еще внимательны, читая эти размышления, то вспомните, как апостол Павел, еврей, использовал подобный контекст. Павел сказал: «Свидетельствую вам в нынешний день, что чист я от крови всех» (Деян. 20:26).

Если же говорить о второй части этой известной фразы — «…и на детях наших», то ее важно понимать в контексте криков толпы и слов, которые произносят в порыве страсти. Говорить, что евреи берут на себя коллективную вину за распятие, означает противоречить еврейским Священным Писаниям и, вообще, здравому смыслу. Тем более что за сотни лет до прихода Иисуса пророк Иеремия провозгласил, что наступает эпоха нового завета между Богом и Его народом.

«В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет» (Иер. 31:29-30).

Идея личной ответственности человека всегда присутствовала в религии Моисеевой. Идея эта утвердилась и через пророков. У Иезекииля сказано: «Душа согрешающая, та умрет» (Иез. 18:4). Каждый человек ответственен за выбор, который он делает. Авторы Евангелий подтверждают это, и Иисус подтверждает. Если Вы прочтете Евангелия, то заметите, что Иисус простил тех, кто осудил Его на смерть. Фактически слова Иисуса отрицают коллективную вину еврейского народа: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Луки 23:34).

Кроме того, Иисус не был случайной жертвой толпы. Он мог уйти из Иерусалима и избежать ареста. Однако Он заявил о Своей жизни: «Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» (Иоанн 10:18).

Один еврейский писатель, не верующий в Иисуса, объясняет это так: «В течение долгого времени меня учили, что спор относительно распятия Иисуса на кресте (чья вина: евреев или римлян) — совершенно некстати. И я нашел подтверждение этому, перечитывая Евангелие от Луки. «Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» — пишет Лука.»

Иисус желал Собственным распятием на кресте исполнить миссию искупления грехов всего человечества. В этом виден библейский замысел. Если распятием на кресте было необходимо искупить последствия катастрофы вселенского масштаба — грехопадения человека, тогда распятие было неизбежным исполнением Божьего плана.

Если вести дискуссию, кто же виновен в распятии Иисуса, то отрицается весь смысл искупления грехов человечества через Его жертву. Если не рассматривать эту жертву, то вопрос уменьшается до банального «кто виноват?»

Поймите, настоящий вопрос не в том, сыграл ли наш народ какую-то роль в распятии. Настоящий вопрос — как на это смотрит Библия, какова цель прихода Мессии Иисуса и насколько справедливы заявления о Его божественном происхождении. Если для Вас это пустые слова, то вину за распятие Иисуса можно свалить на человека или на группу людей — евреев или римлян. Однако если Иисус говорил истину, то Он действительно пришел, чтобы умереть за преступления всех.

Возможно, это не то, что большинство людей любит слушать, однако даже таким положением вещей подтверждается пророчество Исаии:

«…мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его». Согласно этому пророчеству, «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53:3, 5).

Страдания эти ставят нас в неловкое положение. Если Иисус был обычным богохульником, претендовавшим на власть, которая Ему не принадлежала, то почему люди, например, оплакивают Его смерть или пытаются избежать вины за нее? С другой стороны, если мы примем, что Иисус был Тем, о Ком писал Исаия, и что Его смерть была частью Божьего плана нашего искупления, тогда вина за его смерть исчезает в осознании того, что этой смертью мы освобождаемся от всех наших грехов.

Выбор — за Вами.

 

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Евреи за Иисуса