Любовь – боль: размышление в преддверии дня Святого Валентина
Любите вы день Святого Валентина или нет, но в нем есть скрытый плюс: это отличный повод проанализировать правильные и ложные ожидания в отношении любви.
Иешуа (Иисус) предлагает нам вспомнить, как работает любовь. Он подчеркивает то, что никогда не скажут вам открытки, цветы, конфеты и романтические ужины: невозможно любить без риска боли. Когда страдают любимые вами люди, страдаете и вы. Когда любимые вами люди не отвечают взаимностью – вы опять-таки страдаете. Список можно продолжать и продолжать.
Как далеко вы готовы зайти, чтобы избежать страданий?
Обычно страдания воспринимаются как нечто очень неприятное, чего стремятся насколько можно избегать – и это здравый подход в большинстве случаев. Однако искушение избегать абсолютно всех страданий любой ценой – опасная вещь. Те, кто ему поддаются, со временем обнаруживают себя сердечными банкротами, неспособными или нежелающими рисковать личным комфортом и слишком боящимися, либо утратившими способность любить. Если бы такой была культура ранней церкви, нетрудно представить себе, какими черепашьими шагами продвигалась бы проповедь евангелия.
Нет, я не собираюсь проповедовать некую странную форму духовного мазохизма. Страдание само по себе не является чем-то хорошим. Это не то, что Бог задумал для Своего творения. Тем не менее Бог может действовать через страдания и часто так и делает. Иногда наши страдания в действительности создают почву, на которой расцветает любовь. Мы жертвуем чем-то для любимых. Они, в свою очередь, жертвуют чем-то ради нас. Люди оказывают поддержку друг другу. За это мы можем благодарить и этому можем радоваться. Возможно, сейчас вы не испытываете страданий. Это тоже повод для радости. Но подождите немного – так не может продолжаться вечно.
Мы благодарим Бога, что не страдаем так сильно, как могли бы, но страдания – это часть реальности, в которой живет каждый из нас. Так почему вы или я должны стать исключением, если все остальные через это проходят?
Иов сказал: «Человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх» (Иов 5:7)
Какие вопросы вы захотите задать о страдании?
Когда приходит страдание, естественно задавать Богу вопрос «за что?». Но, возможно, более полезным вопросом будет «что?», например, «Боже, что Ты хочешь сделать во мне и через меня, проводя через это страдание? Как я могу испытать и передать другим Твою великую любовь?» Это естественно и правильно просить Бога прекратить страдания, и Он часто именно так и делает. Но давайте не будем бояться страданий, как наихудшего, что может произойти с нами, или как того, чего следует избегать в первую очередь.
К. С. Льюис обращается к теме человеческих страданий в своей книге «Боль». Он пишет следующее: «Боль настаивает на том, чтобы на нее обратили внимание. Бог шепчет нам посреди наших удовольствий, вслух говорит с нашей совестью, но Он кричит в нашей боли. Это Его мегафон, чтобы услышал оглохший мир».
Значит, если мы страдаем, от нас требуется прислушаться к голосу Бога. Но это не всё, что нам нужно. Нам нужно утешение.
Я нахожу утешение, служа Богу, который Сам перенес страдания. Как писал известный лютеранский пастор и мученик Дитрих Бонхёффер: «Помочь может лишь страждущий Бог». Иисус познал нашу боль. Движимый любовью, Он вошел в наши страдания и теперь помогает нам проходить через них. Но это ещё не всё. Если мы принадлежим Ему, значит мы вошли в Его страдания и Его смерть. И точно также разделим Его воскресение и славу.
Павел писал: «Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь» (Колоссянам 1:24). Принося свои страдания пред страждущим Богом, мы всегда найдем в них смысл. Павлу наверняка не пришлось бы испытать такую боль, не люби он Иисуса, но эта любовь помогала ему проходить через боль.
Преображение страданий
Во время нацистского Холокоста один лютеранский пастор, по имени Эрнст Ломайер, был арестован и приговорен к смерти за сопротивление режиму. Чудесным образом он был освобожден, но вскоре снова задержан и казнен русскими. Тем не менее, он написал следующее:
«Если бы Бог избавил нас от испытаний, нам бы впоследствии пришлось проходить испытания бесконечно более глубокие и серьезные, чем все те, с которыми нам приходится сталкиваться в человеческой жизни. Но, дорогие друзья, даже посреди величайших испытаний Его голос звучит отчетливо, окутывая нас, словно фимиам» (Эрнст Ломайер, «Между Серпом и Свастикой»).
Когда грех оторвал нас от Бога, Иисус не отвернулся от наших страданий. Он понес их на Себе и превратил в вечную жизнь и любовь.
Если мы любим Бога, мы любим и то, что любит Он. Иногда мы страдаем во имя этой любви.
В мире, который отчаянно нуждается в любви и наполнен страданиями, давайте будем слушать голос Бога и чувствовать, как этот голос обволакивает нас, словно благоуханный фимиам, посреди любых обстоятельств. Давайте любить Бога и любить людей… даже если любовь приносит боль.
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!