Мессианская еврейская семья — межрелигиозная?
Что вообще значит «межрелигиозный»?
Я была совершенно не готова к такому вопросу. Записываясь в группу молодых еврейских мамочек, я вообще не волновалась. Ну ладно, немного беспокоилась, что моя трехмесячная малышка перевозбудится и у неё случится истерика (так и произошло). Но вот вопросов, с которыми я, как верующая в Иисуса еврейка, могу столкнуться в подобной группе, не боялась. Я наивно полагала, что уже слышала всё, что только можно.
Первое занятие прошло на ура. Руководитель группы и бровью не повела, когда я сообщила всем, что я мессианская еврейка и работаю в «Евреях за Иисуса». Она сразу же начала задавать мне типичные вопросы из разряда: как мы собираемся растить нашу дочь — празднуя Хануку или Рождество. На такого рода вопросы у меня давно есть ответ: «Мы соблюдаем все еврейские праздники, но интегрируем в них нашу веру в Иисуса. Вера в Мессию Иешуа прекрасно вписывается в еврейский образ жизни». Фух, отбилась!
Шли недели, и я начала с нетерпением ждать наших занятий и возможности пообщаться с новоиспечёнными еврейскими мамами, которые думают и переживают о тех же проблемах, что и я. Дрейдл — есть ли опасность удушья для малыша? Есть ли в iTunes плейлист для шаббата? И самое главное, почему на Etsy еще никто не выставил на продажу детский костюм в виде хоменташа к Пуриму?
Является ли наша мессианская еврейская семья межрелигиозной?
И вот, на нашем последнем занятии я была застигнута врасплох, когда во время групповой дискуссии о воспитании еврейских детей руководитель обратилась ко мне с вопросом: «Вы и ваш муж считаете себя «межрелигиозной семьёй»»?
Мой разум лихорадочно заметался в поисках ответа. Ну да, наша семья придерживается и еврейских, и христианских верований и обычаев. Это тоже своего рода «межрелигиозность», верно? Но, с другой стороны, если Иисус — Мессия, то вера в Него — это просто естественное продолжение иудаизма, изложенного в Еврейских Писаниях. Поэтому нет, мы не «межрелигиозные», мы просто последователи иудаизма.
Да, но и у меня, и у мужа один из родителей еврей, а второй нееврей. Так что, наверное, мы выросли в «межрелигиозных» семьях. И это делает нашу семью такой же? После нескольких секунд неловкого молчания я пробормотала что-то вроде: «Немного, вроде того, да…»
Общение продолжилось, а остальные мамы были так поглощены своими счастливыми и слюнявыми маленькими комочками, что, наверное, и не вспомнили бы этот разговор спустя пару минут. Но не я. Остаток дня и несколько следующих недель меня одолевали мысли о том, что вообще означает «межрелигиозный»?
Естественно, я начала искать ответ на свой вопрос в интернете и почти сразу же наткнулась на Interfaith Org — портал, который с гордостью называет себя крупнейшим в мире независимым религиозным веб-сайтом. А по сути, представляет собой википедию альтернативной духовности и древней мифологии.
На панели навигации была даже мировая религия, о которой я никогда раньше не слышала (зороастризм). Но самые горячие дискуссии ведутся тут на форуме межрелигиозного общения: в одной только ветке, посвященной авраамическим религиям, оставлено 98 702 комментария!
Мне пришлось по душе высказывание одного из форумчан: «Постоянно сталкиваюсь с людьми или организациями, которые утверждают, что они межрелигиозные, но на самом деле их цель — начать с вами диалог, чтобы в результате вовлечь в свою систему убеждений».
Кто использует термин «межрелигиозный» и почему?
Оказывается, термин «межрелигиозный» вызывает смешанные чувства не только у меня. Преподобный Дональд Хекман, исполнительный директор Международного синтоистского фонда и бывший член «Целевой группы по межрелигиозному сотрудничеству» правительства Барака Обамы, также не в восторге от термина «межрелигиозный».
«»Межрелигиозный» — настолько растяжимое понятие, что оно толком ничего и не значит, — написал Хекман в Huffington Post. — Его используют люди, принадлежащие к какой-то определённой религии, применительно к ситуациям, когда им приходится взаимодействовать с представителями другой религии. Им оперируют те, кто называют себя «духовными, но не религиозными», и те, кто по каким-то причинам относят себя одновременно к нескольким религиям… Проблема в том, что некоторые из этих людей (и все они, подчеркиваю, используют одно и то же слово «межрелигиозный») не желают, хоть умри, иметь дело с другими. Не очень-то хорошо, как для ребят, считающих себя духовными или религиозными, не так ли?
Чаще всего именно приверженцы одной веры не желают сближаться с людьми, относящими себя одновременно к нескольким религиям, потому что это ставит под сомнение целостность привычных им границ, авторитетов и религиозных истин, которыми они очень дорожат».
Мессианский иудаизм и ярлык межрелигиозности
Несложно понять, почему некоторые люди и мессианский иудаизм относят к категории «межрелигиозности». Разве наши синагоги и молитвенные дома — это не места поклонения, где люди, которые идентифицируют себя одновременно с двумя системами верований, находят общество себе подобных? Наша двойная самоидентификация бросает вызов границам религиозной «истины», столь дорогой классическому иудаизму: евреи не должны верить в Иисуса.
Однако, если мессианскую общину назвать «межрелигиозной», то это дискредитирует саму идею, которую она пытается донести: введение Иисуса в жизнь еврея не означает принятие новой религии, но просто новые отношения.
Межрелигиозная или смешанная еврейская семья?
Другая платформа, где рассматривается понятие «межрелигиозности», — InterfaithFamily.com. Ее основал выпускник Гарвардской школы права Эдмунд Кейс как еврейскую некоммерческую организацию для «поддержки межрелигиозных семей, открывающих для себя еврейский образ жизни». Сайт дает такое объяснение: «Для нас в InterfaithFamily термин «межрелигиозный» не имеет ничего общего с религиозной практикой… «Межрелигиозный» в контексте семейной пары просто означает, что один партнёр вырос в одних традициях веры, а второй — в других».
Но некоторые считают это определение слишком узким. Например, Эллисон Макмиллан, исполнительный директор The Israel on Campus Coalition и экс-программный директор «Гилеля» (еврейское студенческое движение) Мичиганского университета настаивает на описании таких семей термином «смешанная», а не «межрелигиозная», потому что этно-культурные различия играют в современном обществе более значимую роль, чем религия.
Но ведь как ни пытайся извернуться, культура именно еврейского народа в своей основе никак не отделима от Священного Писания, а значит, от религии. Обсуждение подобных мелких различий напомнило мне наш с мужем спор о том, могу ли я считать себя «ребенком 90-х», если родилась в 1989 году.
Межрелигиозная семья и еврейство
Мне стало ясно, что в интернете я решение моей дилеммы не найду. Поэтому я решила разложить всё по полочкам лично для себя единственным способом, который был доступен ребёнку 90-х: в стиле старого доброго детектива.
Дедуктивный вывод №1: Под понятием «межрелигиозный» обычно подразумевают духовный синкретизм в целом. А вот под понятием «межрелигиозная семья» почти всегда подразумевают именно брак между евреем и неевреем. Мне пришла идея проверить эту версию, используя лучший культурный барометр нашего времени, — Instagram.
Поиск по хештегу #interfaith (межрелигиозный) выдал мне сотни изображений людей в традиционной мусульманской, буддийской, индуистской, католической и т.д. одежде, которые вместе радостно позируют для групповых фотографий. Но когда я задала поиск по #interfaithfamily (межрелигиозная семья), первой же выскочила фотография подростка, водружающего звезду Давида на рождественскую ёлку.
Дедуктивный вывод №2 я сделала самостоятельно: для еврейского сообщества общение с человеком другой веры не является приоритетом, пока этот человек не станет супругом/ой еврея. Только тогда нам становится не всё равно. Очень. И это не удивительно, ведь семья занимает центральное место в еврейской культуре, потому что она — центр нашего завета с Богом.
Здесь мне вспомнилась замечательная строка из заметок Эдмунда Кейса, написанных в 2010 году к заседанию Генеральной ассамблеи федераций еврейских общин Северной Америки: «Большинство евреев скажут, что хотят, чтобы их дети создали семью с евреями. Но на самом деле они хотят, чтобы их внуки были евреями» (выделено мной).
Самоопределение детей из смешанных еврейских семей
Чтобы сделать дедуктивный вывод №3, мне пришлось вспомнить своё детство. Мое поколение стало результатом крупнейшего бума смешанных браков в истории еврейского народа. И я встречала множество сверстников, которые говорили что-то вроде: «Я наполовину еврей, наполовину итальянец/пуэрториканец/католик». Мой муж, в каком бы уголке страны он не находился, всю жизнь носил прозвище «Blewish», поскольку его отец был темнокожим (black), а мать — еврейкой (Jewish).
Что до меня, я всегда определяла себя однозначно: я — мессианская еврейка. И никогда не считала себя «наполовину» кем-то ещё. Я всегда была целиком и полностью дочерью Сиона. Аргументы моей семьи по этому вопросу (которые теперь и мои) таковы: если Иисус — еврейский Мессия, то следовать за ним и сделать его центром нашего поклонения и служения — это самый еврейский поступок, который только можно совершить.
И я часть еврейского народа ничуть не меньше, чем сам царь Давид, чья нееврейская праматерь Руфь приняла решение назвать израильский народ своим.
Межрелигиозная или духовная гармония?
Туман, окутывавший моё понимание «межрелигиозных семей», начал понемногу рассеиваться. Межрелигиозная семья похожа на семью с двойной фамилией: О’Мэлли-Левин, Лопес-Шварц, Розен-Нгуен. Два разных культурных и религиозных наследия приняты в семье на равных, и тем не менее, остаются самобытными, в лучшем случае сливаясь в прекрасную духовную гармонию.
Но у меня-то всё по-другому. Мы — мессианские евреи, и в семье у нас только одна вера.
Аутентичность еврейского самоопределения в жизни мессианского еврея
Мне бы очень хотелось вернуться и объяснить своей группе молодых мам, почему я не считаю свою семью межрелигиозной, но я знаю, что дела говорят громче, чем слова. Суть типичных нападок на евреев, верующих в Иисуса, в том, что их дети совсем не осознают себя евреями или это осознание у них сильно размыто.
То, как воспитали меня, как я живу сейчас, и как собираюсь воспитывать своих детей, — всё это свидетельствует против данного аргумента. Бабушка, дедушка или родители-неевреи не размывают мою еврейскую веру или веру моей дочери. Сами еврейские Священные Писания учат, что, когда придёт Мессия, язычники также будут искать его (Исайя 11:10). Он единый Мессия для всех нас: и мессианских евреев, и мессианских неевреев. Все, кто следует за Ним, объединены одной верой.
Дело закрыто. Понятие «межрелигиозный» не о моей семье. Для нас вера в Иисуса — это часть нашего еврейства, а не отдельная категория.
если для верующих в Иисуса евреев это продолжение иудаизма, то что делать нам безбожникам среди всех этих мёртвых религий? ответ «незаморачиваться» не принимается :-|, שלום