Моисей: Поражение и избавление
Если вы дитя Божье, приводило ли вас когда-нибудь служение Ему к конфликтам с самыми родными людьми? Падали ли вы когда-нибудь духом, чувствуя, что то, к чему призывает вас Бог, выше ваших сил? Возникало ли у вас ощущение, что жизнь верующего со временем не становится легче, а победы слишком быстро сменяются невообразимо тяжелыми испытаниями? Предлагаю вместе изучить похожий опыт Моисея в Книге Исход и извлечь из него некоторые уроки.
Хотя Моисей и родился в еврейской семье, воспитала его дочь фараона. Наверное, он знал, что по происхождению был евреем, однако египетское воспитание дало ему очень ограниченное представление о том, что значит быть евреем-рабом. Когда Моисей, свободный человек, проходил среди своих порабощенных соплеменников и увидел, как египтянин избивает еврея, он убил этого египтянина. Независимо от того, было это убийство оправданным или нет, даже евреи не приветствовали данный поступок. Моисей бежал из Египта. Всё, что Писание сообщает нам о первых сорока годах жизни Моисея, — это его рождение, усыновление дочерью фараона и убийство египетского надсмотрщика. До этого Моисей жил в богатстве, комфорте, аристократической беззаботности и почёте, но исторически и морально он был бесполезен.
Бежав из Египта, Моисей поселился в Мадиаме. Мадианитяне тоже были потомками Авраама, но от Хеттуры, его наложницы, а не от Сарры. Тем не менее, они были братским нам народом. Моисей женился на Сепфоре, дочери Иофора, мадианитянского священника, и стал пастухом. Писание не упоминает ни единого события из следующих сорока лет жизни Моисея. Сын еврейских рабов, воспитанный как египетский вельможа, а ныне беглец, Моисей за эти десятилетия не продемонстрировал никаких особых духовных способностей, которые выделили бы его как потенциального Божьего избранника для какой-то важной миссии. Также нет ни одного упоминания о том, что в этот период Моисей как-то по-особому молился или стремился к чему-то более высокому чем то, что он уже имел.
Тем не менее, если даже Моисей и не молился в течение этих сорока лет, то другие люди молились. В Исходе 2:23 записано, что «стенали сыны Израилевы от работы и вопияли, и вопль их от работы восшел к Богу». Бог вспомнил свой завет с Авраамом, Исааком и Иаковом. И в ответ на молитвы израильтян призвал Моисея освободить их. Когда Бог проговорил к Моисею из горящего куста, тот был совершенно невежествен в религиозных вопросах. Он знал, что он еврей, но не знал даже имени еврейского Бога. В Исходе 3:13 Моисей спросил:
«Вот я приду к сынам Израилевым и скажу им: «Бог отцов ваших послал меня к вам». А они скажут мне: «Как Ему имя?» Что сказать мне им?»
Возможно, Господь избрал Моисея, который на тот момент был совершенно несведущ в духовных вещах, именно потому что Ему не нужен был пророк с предвзятым представлением о том, каким должен или не должен быть Бог. Он научил Моисея не только тому, как звучит Его святое имя, но и значению этого имени — тому, что он Сущий — единственный истинный и живой Бог.
Сказать, что Моисей в тот момент чувствовал себя совершенно не соответствующим Божьим требованиям, значит ничего не сказать. Но Бог терпеливо убеждал Моисея принять мысль о том, что, хотя он и несовершенен сам по себе, самого Бога уже будет достаточно для выполнения этой задачи. Несмотря на Божье ободрение, Моисей всё ещё был ошеломлён грандиозностью Божьего поручения и пытался полностью отказаться от него. Даже понимая, что его поведение разгневает Бога, он умолял Его послать кого-нибудь другого. В Исходе 4:14 записано, что Господь, хотя и рассердился на Моисея, но всё же дал ему в помощники Аарона.
По милости Божьей Моисей, проживший первые сорок лет жизни в мирском высшем обществе, а вторые сорок лет в безвестности, был призван стать величайшим пророком Израиля после Мессии. По милости Божьей Моисей — неподготовленный, невежественный в иудейской религии и недостойный выполнить эту задачу — был призван стать представителем Бога перед величайшей политической силой своего времени. По милости Божьей Его призвание на жизнь Моисея не могло быть отвергнуто. Оно было необратимым и возлагало неизбежные обязательства.
Это объясняет загадочное нападение Бога на Моисея, описанное в 4 главе Исхода. Бог призвал Моисея, чтобы вывести израильтян из Египта. Затем, когда Моисей приступил к выполнению этой задачи, Бог «хотел умертвить его». Хотя Моисей знал, что он еврей, он не удосужился изучить даже простейшие духовные обязанности народа Божьего. Как и многие нынешние евреи, он был таковым только по факту рождения. Поэтому сын Моисея, носивший еврейское имя Гирсам, так и не был обрезан. Из рассказа мы можем предположить, что жена Моисея Сепфора, язычница, была против обрезания и никогда полностью не примирилась с его необходимостью. Совершив обрезание сына, против которого она раньше возражала, Сепфора оставила Моисея и вернулась к своему отцу (см. Исход 18:2). В конце концов Моисей и Сепфора примирились, но, получается, что в самом начале своего служения Моисей, скорей всего, с ужасом чувствовал, что вся его жизнь рушится из-за призыва Господа. К тому же ему продолжали аукаться решения, принятые ещё до встречи с Богом, так как позже в 12 главе Книги Чисел мы читаем, что Мариам и Аарон выступили против Моисея за то, что он был женат на мадианитянке. Однако в конечном итоге эта история оказалась свидетельством о Божьем уважении к браку, поскольку Он чудесным образом вмешался и поддержал Моисея в этом супружеском обязательстве, которое претерпело такие серьезные испытания. Однако, возвращаясь в Египет, Моисей не мог знать, получится ли у него что-нибудь вообще. Он только знал, что Бог призвал его сделать нечто, что настроило против него даже его собственную семью. И при этом он не имел возможности избежать этого призыва.
За все предыдущие годы, когда Моисей был далёк от знания того, чего хотел Бог, он ни разу не испытал Божьего гнева по поводу обрезания. (Одним из ужасных последствий греха является то, что мы продолжаем грешить, не осознавая, что наша жизнь находится под гневом Бога.) Но теперь, когда Моисей по благодати был призван служить Богу, его отношения с Господом обновились. Поэтому было абсолютно недостойно избранного Богом пророка не удосужиться выполнить даже самую базовую обязанность еврейского отца — обрезать собственного сына в соответствии с Божьим заветом. Теперь Моисей испытал на себе Божье суровое, но продиктованное любовью наказание, вынудившее его сделать то, что должно.
Когда в Божьих воспитательных целях Моисей оказался на волосок от смерти, у него наверняка появилось желание вернуться к простой жизни пастуха. Он никогда не хотел быть Божьим пророком. Когда Бог призвал Моисея, тот сказал, что не хочет быть Его пророком, однако ни отказаться от Божьего призвания, ни избежать той ответственности, которую оно за собой влекло, он не мог.
То же самое происходит и в жизни христианина, живущего по вере. Обстоятельства вокруг нас не становятся легче. Наоборот, Господь призывает нас на всё более крутые подъёмы на пути посвящения. Он не позволит нам вернуться на ровное и спокойное плато, которое мы уже прошли, и почивать там на лаврах. Мы настолько грешны, что, если бы Бог сразу показал нам весь наш грех, мы бы иссохли от безнадёжности во мгновение ока. Если бы Он сразу показал нам требуемый уровень посвящения, мы бы подумали, что никогда не сможем пройти этот путь. Он подбирает нам такой темп нашего духовного пробуждения, который нас не уничтожит. Тем не менее, зачастую этот темп несколько быстрее, чем мы сами для себя считаем комфортным.
Божье призвание часто настраивает против нас семью и друзей и приводит к конфликту с теми, кого мы любим. Иногда мы хотим сделать шаг назад, чтобы подольше остаться на каком-то идеальном, по нашему мнению, но уже пройденном этапе нашего христианского хождения, но Бог не позволит нам отступить. Как не позволил отступить Моисею. Приняв Божье призвание, Моисей больше не мог жить той жизнью, которую он вёл предыдущие 80 лет. Он уже никогда не смог бы вернуться.
Моисей дожил до 120 лет. Первые 40 лет своей жизни он провел в царском комфорте, а вторые 40 лет — в сельской тиши. Писание очень мало говорит об этих первых 80 годах, зато много говорит о последних 40, которые были наполнены не только победой и откровением, но и конфликтами, печалью, стрессом и скорбью. При всей радости и торжестве, которые он испытывал, выведя свой народ из Египта, в жизни Моисея также было очень много стресса и тяжёлой рутины многолетних странствий по пустыне. Бог очищал его.
Нам ещё предстоит проникнуть в глубины того, что Бог совершил в Моисее за последние сорок лет его жизни — те тяжёлые годы, которых он пытался избежать. Скорее всего, это были самые тревожные и несчастливые времена в его жизни. Однако это было также время, удостоившееся того, чтобы быть подробно описанным ни много ни мало в четырёх книгах Библии.
Даже в кульминационный период его жизни собственных сил Моисея никогда не было достаточно. Вспыльчивость, которая привела его к падению, когда он убил египтянина, снова стала причиной его падения в пустыне. В гневе он ударил по скале, чтобы получить воду, и из-за этого импульсивного поступка Моисей умер, не войдя в Землю обетованную. Тем не менее, мы знаем, что он всё-таки попал туда. В 17-й главе Евангелия от Матфея мы читаем о том, что на горе Преображения в Земле Обетованной он был вместе с Иисусом — и это завершающий урок, который мы можем извлечь из его жизни
Подобно Моисею, мы должны принять Божий призыв, зная, что путь будет трудным. Наше спасение — это посвящение, которое требует от нас подчиняться требованиям Господней дисциплины, никогда не оглядываясь на вчерашний комфорт, но ответственно выполняя сегодняшние обязанности. Это посвящение требует, чтобы мы стремились к триумфу Божьей миссии в мире, а не к собственному счастью, покою или комфорту. Поскольку мы принадлежим Господу, мы знаем, что хотя мы спотыкаемся и терпим неудачу, как это иногда случалось с Моисеем, в конечном итоге мы тоже будем там — на горе преображения вместе с Иисусом!
автор — Джошуа Мосс
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!