Молоко и мёд: Сладость познания Бога
Поскольку глубоко в душе я та ещё любительница покушать, когда я думаю о каком-либо празднике, в голове всплывают образы блюд, которые я буду в этот праздник есть: латкес на Хануку, яблоки с мёдом на Рош ха-Шана, суп с клёцками из мацы на Песах. Шавуот предлагает свой выбор традиционных блюд, в основном сладких молочных десертов, при одной мысли о которых уже текут слюнки. По иронии, далеко не все из нас хорошо переносят молочку, а если вы, как и я, вообще веган, шавуотнее меню не оставляет вам особого разнообразия. Как отмечает Еврейское телеграфное агентство (JТА), «молочная диета в Шавуот — это проверка желудка на стойкость».1 Но даже те из нас, кому желудок или убеждения не позволяют в полной мере наслаждаться молочными деликатесами на Шавуот, всё же могут размышлять об их символическом значении, что порой приносит не меньшее удовольствие (ну ладно, меньшее, но можно же над собой работать в этом направлении!).
Еда — это всеобщая универсальная необходимость, которая нас сближает, может напоминать о более глубоких аспектах реальности и культурных связях и даже служить духовными символами. В еде есть некий фундаментальный, объединяющий, основанный на совместном опыте элемент. Еда, ассоциирующаяся с той или иной культурой, всегда несёт в себе определённый смысл. В традиционных шавуотних блюдах толкователи с чем только не прослеживают связь — от мистической нумерологии и подчинения израильтян новым законам кашрута до банального факта, что Шавуот приходится на время года, когда телят отнимают от матери-коровы.2
Молоко и мёд контрастировали с горечью и скудостью, которые израильтяне испытали в рабстве.
Молоко — часть визуальной картины, которую Бог дал Моисею и израильтянам в Книге Исход целых четыре раза, пообещав им «землю, где течёт молоко и мёд» (Исход 3:8, 17; 13:5; 33:3). В дальнейшем эта фраза повторяется в еврейских Писаниях ещё около 20 раз. Образы молока и мёда контрастировали с горечью и скудостью, которые израильтяне испытали в египетском рабстве.3 Молоко указывало на плодородие и изобилие, обещанное нашему народу и нашей земле, а мёд — на сладость жизни в единстве друг с другом и с Богом.
«Иду избавить его от руки египтян и вывести его из земли сей и ввести его в землю хорошую и пространную, где течёт молоко и мёд». (Исход 3:8)
Эта земля была дарована Богом в ожидании, что в ответ Его народ обратит свои сердца к Нему. Давид, размышляя о совершенстве Божьих законов, говорит: «Они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота» (Псалом 18:11). Пища, которую мы едим в Шавуот, напоминает нам о важности этого праздника: Бог дал нам свои законы для нашей жизни и пропитания. В Шавуот мы вспоминаем дарование Божьего закона, и что этот закон благ, сладок и питателен для наших душ.
Вкушение традиционной пищи — это переживание духовной реальности на уровне физических чувств.
Откусывая кусочек сладкого молочного десерта на Шавуот, мы получаем напоминание о том, каково это — познавать Бога на осязаемом уровне. Вкушение традиционной пищи — это переживание духовной реальности на уровне физических чувств, осязаемое напоминание, что Бог рядом, Он с нами. Каждое поколение, соблюдающее эту традицию, вспоминает, что наш Бог не чужой, не далёкий и не отстранённый. Давид также говорит: «Вкусите и увидите, как благ Господь!» (Псалом 33:9).
Познание Бога основано на опыте. Шавуот напоминает нам, что Бог — это личность, с которой можно и нужно иметь личные отношения. И точно так же, как наши физические органы чувств реагируют на тающий во рту кусочек нежнейшего творожного торта, познание Бога должно наполнять наслаждением и радостью наши духовные чувства.
В Новом Завете апостол Пётр призывает нас жаждать молока: «Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь» (1 Петра 2:2-3). Божье Слово — это пища, которая нужна для нашего духовного роста, жизни и питания. Так что, поедая кугели, блинчики и чизкейки, давайте помнить, что только Бог даёт нам жизнь. Его Слово и закон сладки и насыщают наши утомлённые души.
Примечания:
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!