Может ли древняя еврейская мудрость излечить современные страхи?
Наши самые глубокие вопросы требуют ответов, неподвластных времени.
Считается, что ключом к душевному благополучию является способность заглянуть внутрь себя: увидеть себя в реальности текущего момента и осознать то, что всплывает на поверхность. Осознанность и размышления могут быть полезными практиками, когда они создают среду, способствующую активации такого осмысления. Но что происходит, когда всё, что мы находим внутри, — это тревога и страх, от которых невозможно избавиться?
Наше сверхдинамичное общество только начинает осознавать, какое негативное влияние оказывают на наше душевное благополучие вызывающие зависимость цифровые технологии. Однако похоже, что такие проблемы как одиночество и тревожность имели место во все времена, независимо от уровня технологического прогресса, достигнутого человечеством.
Что, если ответ можно найти, заглянув в прошлое, а не внутрь себя? Во многих сферах жизни, когда речь заходит о нашем благополучии, чтобы двигаться вперёд, нам, возможно, сначала нужно оглянуться назад.
Переосмысление истории
Многие из экзистенциальных проблем, с которыми мы сталкиваемся сегодня, уже не раз переживались обществом в прошедшие века. На протяжении многих столетий учения величайших умов в истории были путеводной звездой для человечества. Однако, хотя сейчас мы имеем гораздо более лёгкий доступ к мудрости веков, чем любое другое поколение до нас, наша современная культура имеет тенденцию поощрять невежество и одновременно недоверие к тому, как подобные вопросы решались в прошлом.
За последние несколько сотен лет в нашей западной культуры прочно утвердилась склонность к очень негативному прочтению истории и восприятию учений более традиционных культур как деспотичных или примитивных. Разве история (чья бы то ни было) не является рассказом о сбрасывании оков патриархата в пользу более развитого толерантного общества?
Не наше поколение придумало понятия
толерантности и инклюзивности.
Мы, несомненно, должны радоваться тому факту, что живём в мире, осуждающем человеческие жертвоприношения, рабство и другие явные примеры несправедливости и невежества наших предков. Но давайте не будем переоценивать себя. Не наше поколение придумало понятия толерантности и инклюзивности. Лучшие из наших современных идеалов и ценностей были впервые сформулированы в древности, и с тех пор каждое поколение боролось за то, чтобы жить в соответствии с этими идеалами, и каждое поколение в каких-то аспектах преуспевало, а в других терпело полную неудачу.
Если мы будем смотреть на прошлое через фильтр, который показывает нам только ошибки наших предков, мы потеряем целостное представление не только об их изъянах, но и об их достоинствах, многие из которых являются добродетелями, о которых мы, похоже, забыли.
Действительно ли мы свободны?
В то время как древние сообщества в первую очередь ценили такие вещи как семья и традиции, современное общество нашло смысл жизни в личной свободе и способности самовыражаться без границ. Однако неприятным побочным эффектом нашего индивидуализма стал кризис, который то и дело просачивается через заднюю дверь свободы — страх выбора.
Сегодня людям предоставляется гораздо больше возможностей для выбора, чем любому предыдущему поколению. Каждый день мы имеем дело с бесконечной чередой выборов: что надеть, что купить, что посмотреть или что поесть во вторник вечером. При этом коммерческие рекламодатели постоянно пытаются поднять наш выбор, являющийся просто делом вкуса, до высот глубоких личностных вопросов. Когда вы в последний раз видели, чтобы в рекламе газировки просто рассказывали, какая она на вкус? Они никогда этого не делают. Продаётся не напиток, а самоопределение.
А на более глубинном уровне вопросы, касающиеся самоопределения человеческой личности, которые в прошлые века направлялись (если не определялись) нашим сообществом, теперь являются бременем, которое каждый из нас должен нести сам. Где мне жить? Какую карьеру выбрать? На ком жениться? Что я думаю о Боге? Список можно продолжать и, похоже, ему нет конца.
Результатом является огромное количество вариантов выбора, кем стать, и бесконечное количество способов этого достичь.
Как говорит автор Марк Сэйерс:
«Мы тонем в свободах, но жаждем смысла. Результатом такой однобокой системы является изоляция и нарастающий кризис психического здоровья, сопровождающийся ростом уровня депрессии и тревожности. Рост страха выбора и перегруженность информацией порождают бесконечное чувство замешательства и растерянности, заставляя многих отказываться от каких-либо вообще шагов вперёд из-за страха принять неправильное решение. Для многих, особенно для подрастающих поколений, чувство беспомощности стало нормой».
Какое же Сэйерс предлагает решение?
«Мы забыли мудрость, согласно которой, чтобы обрести счастье и удовлетворение, нам иногда нужно ограничивать нашу свободу, чтобы обрести смысл и отношения».
Что такое мудрость?
Древнееврейское слово «хокхма», означающее «мудрость», подразумевает способность согласовывать пути своей жизни с естественным течением и порядком вселенной. Это то, что искали, чтили и ценили наши предки. Это древняя концепция, но она никогда не была более актуальной, чем в настоящее время.
Мудрость уже давно является не просто синонимом хорошего совета, она понимается как способ жить сбалансированной и гармоничной жизнью. Это означает, что есть образ жизни, который соответствует тому, как на самом деле устроен мир, независимо от того, как мы к этому относимся или как, по нашему мнению, он должен работать.
Упорядоченные ограничения создают
контекст, из которого может расцвести
более глубокая свобода.
Мы можем полагать, что нам нужно больше свободы от порядка. Но мудрость показывает, что на самом деле нам нужно больше порядка для свободы. Правильные упорядоченные ограничения, порядок, соответствующий замыслу, создают контекст, из которого может расцвести более глубокая свобода. Представьте себе поющего маленького ребенка. Дети не следуют конкретному ритму и не имеют должного чувства тональности, и это мило, но не сильно приятно на слух. И только когда ребенок вырастет и научится держать ритм и подчиняться правилам гаммы, тональности и гармонии, он действительно обретёт свободу создавать красивое звучание. Мудрость означает принятие границ естественного миропорядка вместо того, чтобы возмущаться устройством вселенной. Такое принятие уменьшает количество вариантов выбора, но ведёт к большей свободе.
Мудрость — древнее понятие, но современные исследования1 подтверждают ее важность. Исследования показывают, что люди, которым предлагается лишь несколько хороших вариантов, скорее всего, выберут один и в долгосрочной перспективе останутся довольны своим выбором. Но люди, которым предоставляется гораздо более широкий набор возможностей, испытывают два негативных побочных эффекта. Во-первых, они реже делают собственно выбор, что часто приводит к беспомощности. Во-вторых, если они всё-таки делают выбор, они с гораздо меньшей вероятностью будут довольны своим выбором. По иронии судьбы, чем больше свободы мы впускаем в свою жизнь, тем менее свободными мы себя чувствуем.
В менее академических или философских терминах проблему выбора можно проиллюстрировать с помощью ситуации выбора блюда из предлагаемого меню. Есть что-то очаровательно простое в походе в In-N-Out Burger. Привлекательность меню этой любимой калифорнийской бургерной заключается в том, что в нём всего несколько блюд и все эти варианты действительно хороши. Теперь сравните это, например, с меню Burger King, чьим слоганом на протяжении многих лет было «Пусть будет по-твоему».
Кто бы мог подумать, что из гамбургеров можно извлечь столько мудрости? Как же нам применить простую гениальность этой мудрости в нашей собственной жизни? Оказывается, сама вселенная учит нас, что у нас меньше реального выбора, чем мы думаем, и, примирившись с этой истиной, мы можем обрести свободу.
Парадокс самопознания
В природе истинный и здоровый рост возможен только тогда, когда он происходит в соответствии с предопределенными моделями, которые остаются неизменными на протяжении веков. Одной из таких моделей является метаморфоз — возможно, самый глубокий пример изменения, который мы можем наблюдать в мире природы. Когда гусеница выходит из куколки, она неизбежно трансформируется, но результатом этой трансформации всегда является не что иное как бабочка, что бы она там сама о себе ни открыла в процессе. Её превращение происходит не через взгляд внутрь, а через следование тому, что истинно. Потребность в самопознании — неотъемлемая часть процесса роста, но она не меняет его результатов.
Мы обретаем свободу, открывая,
как привести свою жизнь в соответствие
с устройством этого мира.
Стремление к изменению, преображению является неотъемлемой чертой человеческой личности. Мы все хотим расти и оставить позади то, что мешает нам быть лучшими версиями самих себя. Однако мудрость преподаёт нам парадоксальный урок: мы обретаем свободу, не освобождаясь от ограничений, а познавая их и открывая, как привести свою жизнь в соответствие с узорами, вплетёнными в ткань устройства этого мира.
Наше истинное «я» — это не то, что мы создаём сами. Только когда мы сможем отпустить мысль о том, что мы можем создать своё истинное «я», мы сможем превратиться в тех, кем нам предназначено быть.
Возможно, тревога, которую испытывают многие из нас, связана с тяжестью веры в то, что свобода определять свое истинное «я» принадлежит нам. Это бремя, которое мы никогда не были предназначены нести. Это бремя, которое нам нужно сбросить, чтобы получить наше самоопределение, а не достичь его.
Тысячи лет назад еврейский пророк Иеремия писал: «Остановитесь на путях ваших, и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдёте покой душам вашим» (Иеремия 6:16). Еврейские Писания далеко не бесполезны и отнюдь не устарели, они содержат множество древних духовных инструментов, которые можно применить для решения наших сегодняшних современных проблем.
- Избыток выбора. https://www.behavioraleconomics.com/resources/mini-encyclopedia-of-be/choice-overload/. Дата доступа 30 апреля 2023 г.
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!