Нэр Тамид: вечный свет
Это было за 168 лет до того, как должен был прийти Мессия. У Израиля были неприятности. Завоёванный греками примерно за полтора столетия до этого, народ жил под властью язычников. Изначально Александр Македонский хорошо относился к евреям, но со временем он умер, и после него правили его генералы.
В конце концов, трон унаследовал Антиох. Он назвал сам себя Епифан, что означает божественный, но евреи называли его Эпиман, то есть безумный. Вначале Антиох не был таким ужасным. Он хотел, чтобы мир воспользовался преимуществами богатого культурного наследия греков: демократией, философией, наукой, искусством и спортом. В его великодушном правлении был один недостаток. Он позволял своим подданным исповедовать только греческую религию. Для евреев, которые поклонялись только Яхве, единому истинному Богу, это было очень плохой новостью.
По приказу Антиоха греческая армия проходила по земле и устанавливала алтари для идолов. Изучение Писания и совместное поклонение Богу были загнаны в подполье. Быть пойманным за поклонением Яхве означало смерть, и многие евреи шли на смерть, чтобы не осквернить себя поклонением идолам.
Однажды Антиох организовал пышный въезд в Иерусалим. В своих тоталитарных попытках по внедрению своей религиозной политики, он принёс в жертву свинью на святом алтаре Храма. Еврейский народ был возмущён и, несмотря на преследования, отказался прекратить служение Богу Израиля. Репрессивная политика Антиоха Епифана продолжалась до тех пор, пока Маттафия, еврейский священник, не организовал сопротивление, которое в конце концов привело к свержению языческого правления в Израиле.
Согласно записанному во внебиблейских Писаниях, Маттафия умер в течение года, но его сын Иуда взял на себя руководство сопротивлением. Иуда получил прозвище Маккаби (Маккавей в рус. пер.), что значит молот. Он был назван Божьим молотом для разгрома сирийцев. История и легенды переплетаются, но, похоже, через три года отважные еврейские революционеры победили сирийских притеснителей.
После того, как враг был поражён, осквернённый Храм нужно было физически и ритуально очистить для служения Богу. Когда Иуда освятил Храм для служения Иегове, был найден только один сосуд освящённого масла. Этого масла было достаточно только на один день, но, согласно легенде, оно чудесным образом горело восемь дней, пока не было приготовлено новое масло.
Евреи вспоминают это “чудо масла” во время ежегодного празднования Хануки. Ханука также называется Праздником Света или Праздником Обновления. Это, пожалуй, наиболее массово празднуемый праздник в еврейском календаре. В течение восьми дней в еврейских домах зажигаются свечи в подсвечнике с девятью ветвями — ханукие.
Кроме воспоминания о “чуде масла” ханукальная менора увековечивает память о возобновлении вечного огня в Храме после его освящения. Горящая менора — это рассеянное свечение в еврейских домах, являющееся образом грядущих лучших дней — времени восстановления для Бога.
К сожалению, эта мысль не является сегодня доминирующей в умах большинства евреев, когда они празднуют Хануку. Так же, как и время Адвента, прославляющего рождение Мессии, было испорчено коммерциализацией, еврейский праздник Ханука также был захвачен секуляризмом. Для многих евреев Ханука потеряла своё духовное значение. Тем не менее, многие всё ещё рассматривают её как праздник своей свободы жить и поклоняться как евреи.
Хотя некоторые евреи могут не соблюдать большую часть традиций еврейской религии, они в своём большинстве чувствуют потребность защищать их как краеугольный камень еврейской идентичности. Таким образом, Ханука стала чем-то много большим, чем просто воспоминанием о военной победе. Это стало временем размышления о наших еврейских предках, которые боролись за свою еврейскую идентичность, трубным призывом к размышлению и радости о сохранении нашего народа.
В Хануке есть смысл и для еврейских, и для нееврейских верующих. Пускай же Ханука заставит нас задуматься о великих Божьих действиях в истории и в наших собственных жизнях. Поскольку Ханука означает посвящение, пускай она побуждает нас к размышлениям о нашем посвящении Божьей воле и Божьим путям и к отождествлению себя с Божьими целями, чтобы самым главным девизом нашей жизни были слова: “Господи, совершай Свои дела через меня.” Главной целью жизни Иисуса была Голгофа. Давайте же стремиться к тому, чтобы мы могли вместе с Ним сказать: “Отче!.. не Моя воля, но Твоя да будет” (Лук. 22:42)
Во время празднования Хануки (см. Ин. 10:22-31) Иисус сделал своё самое смелое заявление: “Я и Отец — одно” (Ин. 10:30). Он использовал этот праздник в качестве платформы для провозглашения того, что Он — “полностью” Бог, потому что Он был светом миру.
Свет — это чистая энергия. Его нельзя захватить или победить с помощью тьмы, которая является просто отсутствием света. Говоря, что Он — свет миру, Иешуа называет себя истинным и на сто процентов Богом, в Котором нет тьмы. Через воплощение Он поразил тьму нашего мира. Он сошёл с небес, чтобы пронзить эту тьму Своим светом.
Мы, евреи, зажигаем ханукальные огни, чтобы, смотря на них, мы могли благодарить Бога за Его чудеса. Мы, евреи, нашедшие Иисуса, знаем, что Он является кульминацией всех Божьих чудес. Он — Нэр Тамид, вечный свет, который вошёл в мир в Вифлееме той звёздной ночью много лет назад. Давайте же славить Бога за Его верность, и пускай пример полного посвящения Иешуа побуждает нас исполнять Божье поручение для нашей жизни.
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!