Никто этого не хочет: Но почему?

Отношения не сложатся сами по себе, если просто «плыть по течению». И уж тем более отношения в межрелигиозной паре.
В популярном сериале от Netflix «Никто этого не хочет» раввин Ноа и его девушка-нееврейка Джоан, на первый взгляд, прекрасно проводят время вместе. Но они обходят стороной сложные темы, которые на самом деле могли бы помочь им понять друг друга.
Межрелигиозные отношения могут быть успешными, но, возможно, есть и объективная причина, по которой и иудейская, и христианская традиции не одобряют браки с людьми другой веры. Такие браки «работают», только если оба партнёра готовы много, целенаправленно и конструктивно обсуждать и прорабатывать то, что их разделяет.
Никто не хочет поверхностных отношений
Ноа (напомню, он раввин реформистской синагоги!) приглашает Джоан в еврейский летний лагерь, но не удосуживается сообщить всем, что встречается с нееврейкой. Он приводит её на шаббатний ужин без всякой подготовки. А главное, он, похоже, даже не задумывается о том, что у неё, возможно, есть какие-то свои уникальные культурные ценности. (Он предполагает, что она просто впитает его культуру, как губка?)
Vulture, вебсайт журнала New York Magazine, посвященный миру развлечений и культуры, назвал этот сюжет «интригующей, хотя и не особо глубокой вариацией на тему межэтнической любовной истории».1 Именно эта неглубокость и составила основное моё впечатление от сериала после повторного просмотра первого сезона в преддверии выхода второго. Ноа и Джоан определённо очень разные люди, и впечатление такое, что у них есть только одна общая цель: жить красивой поверхностной тусовочной жизнью Лос-Анджелеса.
Если мы не прилагаем усилия, чтобы копнуть немного глубже, со временем всё только усложняется. Например, я видела множество межрелигиозных пар, которые откладывали обсуждение вопроса о воспитании будущих детей до самых родов, если не дольше. Решение о том, в какой вере воспитывать ребёнка — иудейской, христианской или обеих — становится тем сложнее, чем дольше его откладывают.
Каждый раз, когда мы сталкиваемся с темой, которая может вызвать напряжение в наших отношениях, проще всего отложить этот разговор на потом. Но все мы рано или поздно оказываемся в ситуации, когда откладывать дальше становится невозможно. Если мы подходим к таким разговорам прямо и без предвзятости, они не обязательно будут напряжёнными; наоборот, они могут помочь установить долгосрочный мир, а не нарушить его.
Глубина невозможна без осознанности
Можно ли действительно сказать, что ты любишь кого-то — или что этот человек любит тебя — если вы не вникли в сложные для понимания стороны друг друга?
Поэтому вкладывать в отношения нужно всего себя. Под «всего себя», конечно, не имеется в виду, что нужно выворачивать перед человеком душу на первом же свидании! Но мы действительно считаем, что лучше всего с самого начала быть максимально искренним. Позвольте своему партнёру узнать вас настоящего.
Спросите своего партнёра-еврея (даже если он/она не особо религиозен): «Что тебе больше всего нравится в твоей культуре?» Спросите своего партнёра-нееврея (только, пожалуйста, никогда не называйте девушку-нееврейку «шикса»): «У твоей семьи есть традиции, которые важны для тебя? Может быть, мы оба начнём участвовать в традициях друг друга?»
Буквально несколько дней назад вышел второй сезон «Никто этого не хочет», в котором Ноа и Джоан, уже муж и жена, пытаются найти баланс между своими убеждениями и любовью. Не буду спойлерить сюжет, но мы ведь знаем, с какими вопросами сталкиваются люди разных вероисповеданий, когда решаются остаться вместе. Смешанные пары в конечном итоге должны решить, как будет выглядеть их социальная жизнь, как строить отношения с родственниками, в какой культуре и системе ценностей воспитывать детей и какие праздники отмечать. И это только лишь очень краткий список!
Представьте, как будут выглядеть ваша жизнь и отношения через несколько лет. Какие приоритеты будут важны в будущем? Начните обсуждать их со своим партнёром уже сейчас — ваш будущий «вы» будет благодарен вам за это.
По ходу дела всегда будут возникать изменения, которые мы не можем предвидеть. Я видела много межрелигиозных пар, для которых еврейская идентичность обрела гораздо большую важность после трагедии 7 октября. Эти люди особенно рады тому, что их партнёры поддерживают их в период всплеска антисемитизма, с которым никто из нас не ожидал столкнуться. Поэтому, выбирая спутника жизни, важно выбрать человека, который, как бы банально это ни звучало, действительно, на деле, поддержит вас в трудные моменты — даже в те, которые вы не можете предвидеть.
Общая вера
Обычно пары, в которых один из партнёров является евреем, а другой нет, называют «межрелигиозными». Но часто бывает так, что многие пары в такой ситуации на самом деле являются агностиками или атеистами. А иногда оба партнёра по сути исповедуют одну и ту же веру, но сталкиваются с чисто культурными различиями.
Но сами эти отношения имеют столько же нюансов, сколько и слово, используемое для их описания. Поэтому быстрого решения здесь не существует.
Бойфренд Джоан, раввин, говорит о «Большом О» (обращении в иудаизм) как о возможном решении всех проблем в их отношениях. Обращение — это серьёзный шаг! Если вы обращаетесь в иудаизм, вы становитесь евреем на всю жизнь — и будете считаться таковым, даже если расстанетесь со своим партнёром.
Здоровые отношения не должны заставлять вас отказываться от своей сущности. Конечно, бывают случаи, когда один из партнёров добровольно и охотно ассимилируется в культуру другого (помните Руфь и Вооза?). Но это должно происходить по личному желанию — из искренней любви к своему мужчине/женщине, его/её народу и традициям, а не потому, что вы чувствуете себя обязанным это сделать.
В первом сезоне Ноа и Джоан, по-видимому, рассматривали только два варианта: они расстаются или она принимает иудаизм. Во втором сезоне они пытаются вместе нащупать какой-то третий путь. Однако есть ещё один вариант, который они оба пока не осознают. Мы в нашей работе видели много еврейско-нееврейских пар, которые пришли к общей вере в Бога Авраама без необходимости проходить через пугающее «большое О».
Чего хотят все
Независимо от того, состоите ли вы в отношениях с человеком одной с вами культуры и вероисповедания, или вы с вашим партнёром полные противоположности, как Ноа и Джоан, все люди хотят понимать и быть понятыми.
Если мы будем открыто обсуждать расхождения в наших убеждения, мы сможем начать совместный путь поиска более глубокого смысла наших отношений и жизни в целом. Независимо от того, касаемся ли мы духовного мира лишь на уровне любопытства или являемся преданными последователями той или иной веры, все мы находимся в поиске. И все мы можем чему-то научиться из опыта друг друга, если будем готовы делиться и учиться друг у друга без осуждения.
Шалом байт (мир в доме) возможен. И хотя мы не всегда это ощущаем, мир может приходить постепенно в процессе совместного поиска общей веры. Мои друзья Сэм и Вэл обрели шалом байт. Хотя им пришлось пройти через период разрыва, в конце концов они воссоединились благодаря общей вере в еврейского Мессию.
Лиор Зальцман в своей статье на сейте Kveller очень точно отметил, что часто мы так стремимся чтить наши давние традиции, «что отказываемся от того, чего действительно хотим».2 И это правда — большинство из нас в какой-то момент чувствуют, что им приходится выбирать между новыми отношениями, новыми традициями и давно устоявшимися. Но ведь это же прекрасно, когда новое встречается со старым, и в результате ты обретаешь новый шалом.
Примечания
- Квах, Николас. Безупречная гладкость «Никто этого не хочет». // Vulture, дата доступа 6 октября 2025 года.
- Зальцман, Лиор. Стоит ли евреям хотеть сериал от Netflix «Никто этого не хочет»? // Kveller, 27 сентября 2024 года.
автор — Ребекка Руд


Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!