Нужно ли христианам изучать Тору?
Часто христиане считают Ветхий Завет устаревшим, так как церковные доктрины ясно изложены в новозаветных Писаниях. Но это серьезная ошибка! Почему? Вот несколько аргументов в пользу актуальности и важности Торы.
1. Йешуа (Иисус) и все Его ученики были евреями, соблюдающими Тору. Они изучали, любили и цитировали Тору, Пророков и Писания (ТаНаХ). Сам Йешуа цитировал книгу Второзакония чаще, чем любую другую книгу в Писании. В детстве Йешуа изучал Тору и заучивал ее наизусть вместе с другими еврейскими детьми. Он также был знаком с учением ранних мудрецов Израиля.
Когда Его спросили о величайшей заповеди Господа, Йешуа процитировал строку из еврейской молитвы Шма: «ве’ахавата эт Адонай элохейха бе’холь-левавха, у’вехоль нафшеха, у’вехоль меодеха» — «И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими» (Второзаконие 6:5). А затем добавил заповедь: «ве’ахатва ле’ра’аха камоха, ани Адонай» — «Люби ближнего твоего, как самого себя. Я — Господь» (Книга Левит 19:18). Обе эти заповеди приведены в Торе.
Ведь Йешуа сказал, что Он пришел не для того, чтобы нарушить Тору или Пророков, но исполнить их (Матфея 5:17-19). Позже Он скажет своему предполагаемому последователю: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» (Матфея 19:17). Когда Его спросили о том, какие из них нужно соблюсти, Йешуа сослался на Десять Заповедей и призвал человека следовать за Ним (Матфея 19:18-21).
2. Йешуа сказал, что еврейские Писания прямо свидетельствуют о Нем (Иоанна 5:39). Как Его последователи, мы должны понимать, что Писания свидетельствуют о Нем, как о Царе Иудейском (Матфея 2:2, 27:11). Также, изучая Тору, мы можем полнее осознать славу и благодать Бога, раскрывшиеся в личности и делах нашего любимого Машиаха. Мы можем более осознанно благодарить Йешуа за Его жертву и за то, как Он — Коэн Гадоль (Первосвященник) Нового Завета — исполнил все святые заповеди Бога от нашего имени.
3. Когда двое учеников по дороге в город Эммаус обсуждали распятие Йешуа, кто как не сам Учитель явился им и объяснял из еврейских Писаний? «И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Луки 24:13-36). Мы, Его последователи, тоже должны быть готовы рассказать о том, как Йешуа раскрывается в еврейских Писаниях.
4. Церковь зародилась во время еврейского праздника Шавуот (Пятидесятница) среди евреев в Иерусалиме. Проповедь Петра в этот момент (Деяния 2:1-41) была полностью еврейской, изобиловала цитатами пророков и Давида, что ничего бы не значило для уха язычников, если бы они и были там. Поэтому вполне вероятно, что 3000 человек, которые были спасены в этот день, были именно евреями.
Первые члены новой церкви (общины) регулярно встречались в Храме, куда язычники не допускались (Деяния 2:46). Написано также, что апостолы Петр и Иоанн отправились в Храм для минхи, то есть для послеобеденной молитвы (Деяния 3:1). И они служили там исключительно еврейскому народу: «…сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона» (Деяния 21:20). Даже после того, как их посадили в тюрьму, а они чудесным образом сбежали оттуда, ангел сказал им: «Идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни» (Деяния 5:20).
5. Позже, в письме к язычникам, Иерусалимская община посоветовала им воздерживаться от того, что наиболее отвратительно для евреев, предполагая, что обратившиеся язычники перейдут к изучению Торы Моисеевой и других еврейских Писаний (Деяния 15:19-21).
6. Апостол Павел был воспитан соблюдающим Тору евреем. Он учился в Иерусалиме у раввина Гамалиила (Деяния 22:3), внука знаменитого раввина Гилеля. Раввин Шауль, как называли Павла, хорошо зарекомендовал себя в кругах еврейской элиты того времени, и даже имел связи с Синедрионом и Первосвященником Израиля (Деяния 9:1-2). И даже после уверования по пути в Дамаск (Деяния 9:1-21), он все еще осознавал себя евреем. В Деяниях 23:6 Шауль признается в настоящем времени: «Я фарисей». Он даже заявил, что в соблюдении Торы был непорочен (то есть вел еврейский образ жизни) до своего последнего дня (Филиппийцам 3:6), и придерживался закона Торы всю свою жизнь (Деяния 25:7-8, Деяния 28:17).
Павел принял назорейский обет (Деяния 18:18), жил «в соответствии с Торой» (Деяния 21:23-24) и приносил жертвы в иудейском Храме (Деяния 21:26). Заметьте, он не только принес жертвы за себя для освобождения от обета назорейства, но и заплатил за жертвы для четырех других верующих евреев! Заметьте также, что это было выполнено по просьбе Иакова, главы Иерусалимской общины (и сводного брата Йешуа).
Павел регулярно посещал синагогу: «…пришли в Фессалонику, где была Иудейская синагога. Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний» (Деяния 17:1-2).
Когда Павел писал языческим церквям: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (Тимофею 3:16,17), он, конечно, имел в виду еврейское Писание, поскольку Новый Завет тогда еще не был составлен.
Чтобы понять послания Павла, нам нужно помнить о его раввинском обучении. Например, когда он писал «И все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» (1 Коринфянам 10:4), то цитировал историю, позже записанную в Талмуде. История говорит о том, что Моисей ударил по скале у Хорива, и из нее вышла вода, после чего этот камень с водой «следовал за сынами Израиля через пустыню и ежедневно давал воду для них» (Таанит, 9а; Бава Меция, 86б) до самой смерти Мириам (Числа 20).
7. Многие христианские деноминации признают авторитет и Ветхого, и Нового Заветов. Но, в то же время, отбрасывают изучение Торы. А если еврейские Писания и воспринимаются всерьез, то их пытаются толковать буквально, как, например, заветные обещания Бога народу Израиля, и присвоить все хорошее исключительно Церкви.
Это непредусмотрительно и непоследовательно, поскольку невозможно понять новозаветные Писания, как и саму церковь, игнорируя культурный и теологический контекст. Более того, греческий текст Нового Завета получает допустимость и правдивость от еврейских Писаний, а не наоборот.
Слишком много христианских богословов подходят к этому вопросу «задом наперед», усматривая в Новом Завете, особенно в определенных идеях, приписываемых апостолу Павлу, фильтр, через который изучают тексты Ветхого Завета.
Теологи западных традиций должны вспомнить простую мысль – «текст без контекста является всего лишь предлогом» — и раскаяться в ереси теологических подмен, а также в едва прикрытом антисемитизме (читайте больше об этом здесь).
Учитывая вышеперечисленные (и многие другие) причины, жизненно важно, чтобы христиане изучали Тору, как часть цельного Божьего Слова.
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!