Ариэль Рэндл

Нужно поговорить! Антисемитизм в проповеди евангелия

Нужно поговорить! Антисемитизм в проповеди евангелия

Нужно поговорить! Антисемитизм в проповеди евангелия

В конце 2020 года новоизбранный конгрессмен из Северной Каролины Мэдисон Коуторн заявил, что он свидетельствует о своей вере евреям в надежде, что они станут христианами[1]. Такое его поведение спровоцировало гнев многих людей и было расценено как антисемитское. Когда Коуторн попытался отбиться от обвинений в Twitter, популярный еврейский блог HeyAlma ответил ему: «Мэдисон, на вас нападают не за то, что вы «свидетельствуете о (своей) вере другим людям», а за то, что признаёте, что целенаправленно пытаетесь обратить в христианство именно евреев»[2].

Возможно ли, что целенаправленные усилия по распространению благой вести об Иисусе среди евреев — это неправильные или антисемитские по своей сути действия? 

Миссии «Евреи за Иисуса» слишком хорошо знакомы подобные выводы. И хотя мы считаем, что каждый еврей имеет право самостоятельно исследовать учение Иисуса, нельзя ни с кем вести разговор так, чтобы это выглядело агрессивным навязыванием, пропитанным бессознательной предвзятостью или антисемитским подтекстом.

Будучи сами евреями, мы не можем игнорировать существование подобных практик. Мы должны называть антисемитизм его подлинным именем, проводить просветительскую работу там, где люди не осознают, что стоит за такими проявлениями, и побуждать всех последователей Иисуса пересмотреть мотивы своего сердца и подходы к распространению благой вести.

Нам нужно не приуменьшать серьезность проблемы, а посмотреть ей в глаза и честно обсудить пути её преодоления.

Новый Завет учит: «Будьте всегда готовы дать ответ тем, кто спросит вас о причине той надежды, которая есть у всех вас, но делайте это мягко и с уважением»[3]. Уважение к еврейскому народу означает признание истинных причин, по которым евангелизация в еврейских общинах может казаться агрессивным навязыванием. И нам нужно не отмахиваться от этой проблемы и не приуменьшать её серьезность, а посмотреть ей в глаза и честно обсудить пути её преодоления — как бы трудно это ни было.

© Getty Images

Вот три отправные точки, с которых можно начать:

1. Нельзя игнорировать антисемитскую историю «обращения евреев в христианство».

Последние 2000 лет еврейский народ постоянно сталкивался с презрением, преследованием, насилием и геноцидом со стороны тех, кто называл себя христианами.

В книге «Плохая религия» Росс Даутхат предполагает, что на протяжении всей истории среди христиан существовало укоренившееся отношение, которое он называет «зависть к евреям, протестующая против той уникальной роли, которую избранный Богом народ играет в истории спасения. Антисемитизм пустил много корней в христианский мир, но, пожалуй, ни один из них не сравнится по своей силе с раздражением по поводу избранности еврейского народа и желанием присвоить себе уникальное право первородства, принадлежащее Израилю»[4].

Явление, называемое «христианским триумфализмом»[5], особенно ярко проявлялось в XIII–XV веках в Европе, где церковь и государство были неразделимы. Государственные чиновники организовывали богословские дебаты между духовенством и раввинами, чтобы продемонстрировать публичную христианскую «победу».

Эти дебаты были фикцией. И не только потому, что еврейским лидерам приходилось излагать свои аргументы, обходя острые углы и не используя запрещенную властями терминологию, чтобы не дать повод оппонентам обвинить их в богохульстве. В итоге этих дебатов еврейское население было вынуждено выбирать между обращением в христианство, депортацией и смертью. Талмуды и другие еврейские священные книги часто сжигали, синагоги разрушали, а евреев убивали.

Во время Холокоста нацисты тоже позиционировали себя как «христиане». Однако церковь тогда не дерзнула указать им на вопиющий оксюморон: «христианин», испытывающий безграничную ненависть к народу Божьему. И хотя некоторые неподдавшиеся этим влияниям христиане и объединения христиан выступали против Третьего рейха и даже, рискуя жизнью, помогали еврейским семьям спрятаться или покинуть оккупированные нацистами районы, в целом церковь оставалась безучастной.

В наши дни, когда подогреваемое антисемитизмом насилие снова усиливается, многим евреям по-прежнему трудно отличить злые поступки людей, которые называют себя христианами, но по сути таковыми не являются, от истинных последователей учения Иисуса.

Сегодня и у христиан-неевреев, и у евреев, верующих в Иисуса, может возникнуть соблазн дистанцироваться от исторического антисемитизма христианской церкви. Мы осуждаем крестовые походы, инквизицию и погромы, санкционированные католической церковью или православной церковью Российской империи. Мы виним Августина, Иоанна Златоуста и Мартина Лютера за антиеврейские высказывания, сформировавшие соответствующие настроения в христианской Европе. Но мы не можем отрицать сохраняющиеся последствия этих исторических явлений. Нам приходится вести сражение с результатами того, что на протяжении тысяч лет усилия «охристианить» еврейский народ основывались совсем не на искренней любви и заботе и чаще всего приводили к насилию над ним.

Учитывая подобный исторический контекст, вполне логично, что еврейский народ будет настороженно относиться к любому человеку или методу евангелизации, который несёт весть об Иисусе так, что создаётся впечатление целенаправленной атаки. «Целенаправленность» подразумевает сосредоточение всего внимания на намеченной точке атаки. А поскольку христианство использовалось в качестве оружия на протяжении значительной части его истории, такую реакцию евреев легко понять.

© Getty Images

Чтобы «разоружить» благовестие, мы должны вынести на свет боль прошлого и тревоги настоящего.

Но такая реакция не означает, что евреи и неевреи не должны вести друг с другом диалог об учении Иисуса. На самом деле это значит, что в свете прошлого мы не можем просто отмахнуться от болезненных точек евреев, которые мы поневоле тревожим всякий раз, когда проповедуем им евангелие. Недопустимо игнорировать охватывающий их гнев или тревогу, когда христиане пытаются донести до них благую весть. Это даже можно назвать «газлайтингом»[6] — формой психологической манипуляции, при которой человек или группа людей ради достижения собственных целей заставляют кого-то подвергнуть сомнению своё восприятие реальности. Нет, мы должны признать, что антисемитская история обращения евреев в христианство по-прежнему влияет на еврейское мышление и вызывает более чем закономерные негативные эмоции. Чтобы избавиться от позорного клейма на репутации благовестия, мы должны вынести на свет боль прошлого и тревоги настоящего.

2. Иудейская вера — это не просто прелюдия к христианству.

Очень часто в церквях можно услышать библейское учение или богословские рассуждения, упоминающие евреев только в прошедшем времени, как если бы мы прекратили своё существование после завершения Еврейских Писаний. В романтическом ключе об Израиле говорится как о земле, существовавшей когда-то очень давно, а не о реальном месте, где и сегодня живёт много людей.

Такие формулировки и обороты речи заставляют еврейский народ чувствовать себя невидимым. Как будто нас потихоньку стирают из списка существующих в современном мире народов, а еврейская культура и традиции ценны только в той мере, в какой они служат прелюдией к христианству. В некоторых христианских кругах такое отношение даже не скрывается. Существует возмутительное учение, согласно которому после прихода Иисуса Его последователи заменили еврейский народ и стали «истинным Израилем», а все благословения и обетования Божьи теперь переданы христианской церкви[7].

Подобная риторика обычно адресована не евреям, потому что употребляющие её, как правило, делают вид, что «вас тут не стояло». Но это не значит, что такие высказывания не доходят до ушей еврейского народа, будь то тысячи евреев, которые ежегодно посещают христианские церкви, или еврейские родственники смешанных пар, или евреи-одноклассники, сослуживцы, соседи, друзья.

Это учение носит название «теология замещения», и оно не только ранит евреев, которые его слышат, и вредит нееврееям, которые его принимают, но и полностью изобличается тем самым Писанием, на котором оно, по утверждению его адептов, основано.

© Getty Images

Иудаизм — это не древняя «ископаемая» религия, сохраняющая «окаменевшую» дохристианскую веру. Это отдельная самостоятельная вера и культура.

Новый Завет ясно даёт понять: «дары и призвание Божие непреложны»[8]. Никто не заменил еврейский народ в Божьем Завете. Мы всё ещё остаемся важной частью Его плана восстановления. Иудаизм — это не древняя «ископаемая» религия, сохраняющая дохристианскую веру. Это отдельная самостоятельная вера и культура.

Раввины, комментаторы, философы и богословы создали еврейскую традицию, которая не только выживала, но даже процветала среди гонений и притеснений. Наш народ нашёл способ адаптироваться к окружающему миру на протяжении сотен лет и вносить неоценимый вклад в развитие человечества.

Даже будучи гонимым, еврейский народ с древнейших времён оставлял и продолжает оставлять яркий след в истории мира: от философии Маймонида до достижений в физике Альберта Эйнштейна и инновационных технологий современного Израиля. И это никак не назовёшь случайностью. Сам невероятный факт того, что еврейский народ до сих пор существует — одно из убедительнейших доказательств существования Бога и подтверждение всему миру, что Он выполняет Свои обещания.

Если бы Иисус учил, что с еврейством нужно покончить, это фактически лишило бы Его права быть Тем, кем Он себя провозглашал. И никому — ни евреям, не неевреям — не было бы смысла идти за Ним. Иисус был учителем Торы, и иудейские лидеры I века признавали Его равным себе, называя «равви»[9].

Он исповедовал иудейскую веру и соблюдал иудейские обычаи в соответствии с культурными нормами своего времени, участвуя во многих непредписанных Библией традициях и ритуалах синагоги[10]. Его проповедь указывала людям на самую суть иудейской веры – искупление, которое нам предлагалось всегда: через веру в Бога Израиля и Его Мессию.

3. Пытаться заставить евреев перестать быть евреями — это антисемитизм.

Если люди благовествуют евреям, ожидая, что, приняв евангелие, те перестанут быть евреями, то это вопиющий антисемитизм. Когда люди думают, что их образ жизни лучше или современнее, чем какая-то другая культура, и стремятся навязать этот образ жизни другим, это называется не «проповедь об Иисусе», а колониализм.

На протяжении веков колониальная стратегия культурного империализма, при которой меньшинство уничтожается в результате медленного целенаправленного процесса поглощения и гомогенизации, принимала множество форм. Это коварная и смертоносная программа «миссионерских» усилий, направленных не на то, чтобы нести послание Иисуса, а на то, чтобы увести еврейский народ от своего наследия и культуры.

© Getty Images

Сегодня это может выглядеть так: люди проповедуют под предлогом того, что, якобы, хотят привести вас к Иисусу, но на самом деле хотят привести к принятию заданного набора культурных, политических и социальных моделей поведения, которые имеют мало общего с искренними убеждениями. Иисус, включенный в этот набор, почти всегда лишен своей ближневосточной этнической принадлежности и еврейской идентичности. Возникает вопрос: если самого Иисуса лишили еврейской идентичности, почему простой еврей не будет ожидать, что и с ним, как с последователем Иисуса, сделают то же самое?

Ассимиляция — мощная и опасная сила, которой наш народ сопротивлялся тысячелетиями.

Вот почему, когда еврея побуждают покинуть свою общину и присоединиться к христианской церкви, у него в голове срабатывает тревожный звоночек. Ассимиляция – мощная и опасная сила, которой наш народ сопротивлялся тысячелетиями. И это действительно серьезная проблема[12].

Веками некоторые иудеи считали сопротивление ассимиляции одной из ключевых целей иудаизма и включали веру в Иисуса в отвергаемый «чуждый» культурный набор. Поэтому становится понятно, почему любые усилия, направленные на проповедь евангелия еврейскому народу, часто интерпретируются как угроза самому нашему существованию.

Однако, несмотря на все опасения по поводу ассимиляции евреев, большинство еврейских демографов сегодня признают, что культурное разнообразие еврейского сообщества привело к его росту, а не распаду. Леонард Сакс, демограф Центра современной иудаики имени Коэна при Университете Брандейса, сообщает: «Американская еврейская община не только растёт, но и становится более разнообразной и жизнеспособной, чем когда-либо»[12].

Жесткие требования в отношении того, кто может быть частью еврейской общины, уступили место более инклюзивному и широкому пониманию еврейской идентичности. В рамках этой новой концепции иудейская вера в Иисуса способна добавить много ярких красок к мозаике еврейской жизни. В том числе укрепить единство в противостоянии несправедливости и антисемитизму.

На самом деле по всему миру уже давно существуют сообщества — ашкеназы, сефарды, израильтяне, русские, эфиопы и многие другие, — в жизни которых разнообразное еврейское культурное наследие сплетено с верой в Иисуса в прекрасную гармонию. К счастью, как в прошлом, так и сегодня есть христиане, которые правильно понимают и открыто заявляют, насколько важно для людей найти и выразить свою веру в Иисуса в тех культурных формах, которые присущи их сообществу. Они признают и исповедуют, что любая мотивация благовестия с подтекстом империализма, колониализма или других форм триумфализма является неправильной. А также что цель проповеди евангелия никогда не должна заключаться в том, чтобы заставить людей ассимилироваться из своей культуры в чужую.

Любое видение проповеди Иисуса человеку любой другой культуры должно соответствовать видению Нового Завета: «Великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен, и колен, и народов, и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих» [13].

Каждый еврей должен иметь право лично исследовать учение Иисуса.

Но если бы христиане перестали делиться с другими людьми надеждой, которую они обрели в Иисусе, только потому что эти люди — евреи, то это было бы душераздирающим актом антисемитизма! Каждый еврей должен иметь право лично исследовать высказывания Иисуса, получить более глубокое понимание Его учения и уже в зависимости от полученных доказательств принимать решение — отвергнуть или принять Его как еврейского Мессию.

Благовествовать об Иисусе сложно и проблематично, но для людей жизненно важно иметь возможность делиться друг с другом своими глубокими убеждениями. Мы должны противостоять эффекту эхо-камеры, когда можно говорить только друг о друге, а не друг с другом. Это одна из причин существования миссии «Евреи за Иисуса». Как евреи-последователи Иешуа, мы в равной степени способны противостоять антисемитизму в христианском мире, инициировать непростые обсуждения прошлого, которые приносят исцеление настоящему, а также быть живым доказательством того, что принятие Иисуса не перечеркивает нашу еврейскую идентичность, а наоборот, является наиболее полным и жизнеспособным выражением еврейского образа жизни.

Если мы хотим проповедовать свою веру другим, то всегда должны делать это из любви к ближним, которая является сердцем еврейского мировоззрения, и лучшим примером которой является сам Иисус. Павел, один из первых Его последователей-иудеев, проиллюстрировал это так: «Мне очень грустно, и сердце мое полно бесконечной боли: я бы предпочел сам быть проклятым и отлученным от Христа ради моих братьев, родных мне по крови, – израильтян»[14].

Мы всегда должны стремиться найти наиболее деликатный, мудрый и уместный способ донести другим то, во что верим. Это уровень, которого мы должны держаться и которого требует от нас еврейское сообщество.

В конце концов, именно преодоление сложных, неприятных, но важных проблем и ситуаций, а не стремление их избежать, было ключом к процветанию еврейского народа на протяжении веков.


ССЫЛКИ:

  1. «Мэдисон Коуторн прибыл в Вашингтон», Jewish Insider, 16 ноября 2020 г., https://jewishinsider.com/2020/11/madison-cawthorn-arrives-washington.
  2. «Пытается обратить евреев в антисемитское христианство», Hey Alma , 17 ноября 2020 г., https://heyalma.com/is-trying-to-convert-jews-to-christianity-antisemitic.
  3. 1 Петра 3:15-16 (Современный русский перевод; выделено автором).
  4. Даутат Росс. Плохая религия. Нью-Йорк: Free Press, 2012. С. 247.
  5. Триумфализм. Викисловарь, https://ru.wiktionary.org/wiki/%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%83%D0%BC%D1%84%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC#%D0%97%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5.
  6. Газлайтинг, Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D0%B7%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B3.
  7. Теология замещения, Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F.
  8. Римлянам 11:29.
  9. Иоанна 3:2.
  10. Луки 4:16-21.
  11. Проблема ассимиляции. Проект плюрализма. Гарвардский университет, по состоянию на 12 апреля 2021 г., https://pluralism.org/the-challenge-of-assimilation.
  12. https://jta.org/2021/01/13/united-states/immigration-intermarriage-and-education-making-us-jewry-larger-and-more-diverse.
  13. Откровение 7:9.
  14. Римлянам 9:2-4 (Современный русский перевод)

 

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *