Балак — בלק
- Тора: Балак (Валак) Числа 22:2-25:9
- Хафтара: Михей 5:6-6:8
- Новый Завет: Рим. 11:25-32; 2 Пет. 2:1-22; Иуды 11; Откр. 2:14-15
В этой недельной главе евреи подошли, наконец, к самому краю Земли обетованной и готовы в нее войти. И тут их замечает Валак, царь моавитский. Он узнает о том, как евреи проходили все языческие земли до сих пор, и решает пойти на крайние меры — послать им проклятие.
Для этого Валак призывает к себе Валаама, судя по всему, владеющего приемами шаманства и ясновидения. Текст подразумевает, что Валаам имел некоторое истинное знание о Боге Авраама, Исаака и Иакова, по крайней мере, он умел отличать голос Божий от тех бесовских или придуманных им самим голосов, которыми он «оперировал» в свободное от Израиля время.
Более того, Валаам отлично знал, что по-настоящему действовать он может только с разрешения Господа. Он даже несколько раз пытался объяснить это посланникам Валака. Но, в конце концов, Валаам садится на свою ослицу и едет «на работу» — произносить над Израилем желания Господни.
Интересно, что Валаамова ослица вошла в историю в не менее узнаваемой степени, чем сам Валаам. Это был единственный случай в истории человечества, когда животное проговорило к человеку голосом. Хотя чему тут удивляться? Ведь эту способность в тот момент дал ей Сам Господь. И это событие не должно нас поражать больше, чем спобоность Бога воплотиться в Человека и родиться на этой земле только для того, чтобы умереть на наши грехи и воскреснуть для нашего оправдания!
К великому сожалению Валака, Валаам так и не проклял Израиль. Когда пророк открыл рот, чтобы отработать свои деньги и вознаграждение, на него в буквальном смысле слова сошел Дух Святой, Которым он благословил израильтян и, наоборот, проклял их врагов. Три раза пытался Валак этому помешать — и три раза Господний Дух превозмагал. Кстати, часть благословения Валаама позже стала частью ежедневного утреннего служения в иудаизме («Ма тову»).
К счастью для израильтян, Валаам не смог ослушаться Господа в этот раз. Но, к сожалению, он решил-таки получить свое вознаграждение и посоветовал Валаку обольстить Израиль женщинами. Израиль на это повелся — и сам навлек на себя проклятие, т.к. обольщение языческими женщинами всегда вело его к обольщению языческими богами и поклонению им.
Хафтара на эту неделю читается из книги пророка Михея, одного из «трей асар» — 12 пророков, призванных Господом к проповеди в Израиле покаяния.
Михей говорит об остатке Израиля, «шеэйрит яков», и это та же фраза, которую использует в своем пророчестве Валаам, говоря о Мессии.
Михей говорит о последних днях, о великой скорби для Израиля, о битве Гога и Магога прямо перед возвращением Машияха, но главное — он призывает Израиль покаяться в своих грехах и обратиться к Господу. Он напоминает, что именно Господь обратил проклятия Валаама в благословения для Своего народаи.
В конце главы Михей дает рецепт правильной жизни для каждого человека: «О, человек! сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (6:8).
Новый Завет также цитирует слова Валаама, гласящие о приходе Мессии: «Дарах кохав ми-яков» (דָּרַךְ כּוֹכָב מִיַּעֲקב), «восходит звезда от Иакова». Посмотрите, как потрясающе весь этот стих говорит о приходе Мессии, который уже идет, хоть еще и не виден.
И еще одно нельзя забывать — Бог никогда не оставит Свой народ. Что бы ни случилось, Его дары и обетования непреложны, а это значит, что Израиль всегда останется Его избранным народом. Избранным для чего? Чтобы нести весть об истинном и живом Боге всем остальным народам мира!