Беhаалотха — בהעלתך
- Тора: Беhаалотха (Когда установишь) Числа 8:1-13:1
- Хафтара: Захария 3:1-4:7
- Новый Завет: Ин. 19:31-37; 1 Кор. 10:6-13; Евр. 3:1-6; Откр. 11:1-19
Начинается эта недельная глава с наставления Господа по зажиганию семисвечника. Семисвечник — менора — был вылит из единого куска золота и стоял в скинии собрания.
Затем Моисей собрал всех левитов, чтобы очистить их и приготовить к служению в скинии. Их обряд очищения включал окропление водой с пеплом рыжей телицы, окунание в микву, сбривание всех волос на теле, жертвоприношения и молитву.
После этих церемоний Господь дал Израилю «Песах шени» («Второй Песах»), т.е. второй день, в который есть от пасхальной жертвы могли все те, кто был не чист в первый день. Единственное отличие — в неделю, следующую за «Песах шени» не нужно было есть мацу.
Но присутствие второго шанса отметить Песах не означало, что все те, кто был ритуально чист, могли не праздновать его в первый день.
Далее глава описывает схождение «шхины» Божьей в виде облака днем и огня ночью на стан, чтобы израильтянам было видно, когда и куда идти, а также когда и где останавливаться на отдых. Как видите, Богу небезразличны все аспекты нашей жизни: служение, работа и отдых…
Далее описывается создание двух серебряных труб («штей хацоцерот кесеф») для привлечения внимания стана. Священники использовали разные по длительности звуки, чтобы просигналить разные мероприятия. Известны всего два трубных звука, которые до сих пор используются для «шофара» (бараньего рога на Рош-ашана и Йом-Кипур): звук «ткия» — прямой ровный звук — и «труа» — стаккато из девяти резких быстрых звуков.
Вот некоторые значения этих звуков и их комбинаций:
«Ткия» обеих труб — сбор всего Израиля
«Ткия» одной трубы — сбор только лидеров народа, старейшин
«Ткия» — «труа» — «ткия» обеих труб — снятие стана и выдвижение в путь всего народа
С помощью звука «труа» также поддерживался порядок выдвижения стана. С первым «труа» начинало двигаться колено Иуды; со вторым «труа» — колено Рувима, и т.д.
Эти же трубные звуки использовались во время битвы и праздников.
20 ияра израильтяне сняли стан у подножия горы Синай и двинулись дальше, следуя за облаком.
Во время путешествия израильтян к земле обетованной Ховав — родственник Моисея по жене — решил вернуться к себе домой, в землю Мадианскую. Моисей уговаривал его остаться, но из текста непонятно, остался ли он или все-таки ушел. Вообще еврейские комментаторы разнятся в своих объяснениях этого человека. Кто-то считает его тестем Моисея, кто-то — шурином. Кто-то уверен, что он покинул Израиль навсегда, а кто-то — что он остался, и его потомки стали первым синедрионом в Израиле.
Путешествие не осталось и без других приключений. Всего через несколько дней после выхода в путь народ начал роптать на Моисея и, естественно, на Бога. Роптали по разным причинам, но конец у всех роптавших был один — Господь поразил их всех, начиная с чужеземцев, примкнувших к народу, и заканчивая лидерами народа и старейшинами.
Но на этом проблемы Моисея не закончились. Решив проблемы с ропотом народа, Моисей вдруг обнаружил, что у него начались проблемы личные — его родные брат и сестра выступили против него. Они облекли свои слова в нечто похожее на истинное обличение, но, поскольку Господь видит сердца и наши искренние помышления, Он наказал их за один из самых страшных грехов — зависть и злоречие. Мариям покрылась проказой. По просьбе Аарона Моисей от всего сердца помолился за ее прощение и исцеление. И Господь исцелил ее, только она должна была семь дней находиться вне стана. Думаю, этого времени было достаточно, чтобы осмыслить свое положение в глаза Бога и людей, и, скорее всего, эти семь дней одиночества послужили самым большим стимулом для изменения сердца Мариам. А Господь между тем явил и дополнительную милость — Он не поднимал Израиль в путь эти лишние семь дней, чтобы Мариам не отстала от народа.
Хафтара на эту недельную главу читается из Книги пророка Захарии. В ней говорится о пророческом суде над Иегошуа (Иисусом), великим иереем, перед лицом, с одной стороны, Ангела, с другой — Сатаны, во время возвращения израильтян в Иерусалим для восстановления Храма. Здесь проводится явная связь между очищением народа и приходом Машияха (Мессии), а также видением меноры и золотым семисвечником, сделанным Моисеем по образцу, показанному Богом.
Новый Завет напоминает нам о суде Божьем над израильтянами во время их ропота по разным причинам. Все, рассказанное в Торе, мы должны аккуратно применять к себе, чтобы не последовать их примеру и не впасть в немилость у Бога.
В Новом Завете также проводится связь между двумя менорами и двумя свидетелями, которые придут на землю в период Великой скорби и явят чудеса и знамения вплоть до обрушения на землю великого гнева Божьего.