Хукат — חקת

  • Тора: Хукат (Устав) Числа 19:1-22:1
  • Хафтара: Судей 11:1-33
  • Новый Завет: Ин. 3:14-21; 4:3-30; 12:27-50; Евр. 9:11-28
The World Cow (1913 painting by Franz Marc)

The World Cow (1913 painting by Franz Marc)

Эта недельная глава начинается с необычного ритуального закона — «хукат хатора» — о рыжей телице. Пепел этой телицы используется для очищения тех, кто осквернится прикосновением к трупу. Этот ритуал считается в еврейской традиций «хоком» — ритуалом, не имеющим рационального объяснения. Однако символизм рыжей телицы является образом жертвы Мессии Йешуа (Иисуса), освобождающей нас от смерти.

Жертва «пара адума» («рыжей телицы») была абсолютно уникальна по следующим причинам:

Это единственная жертва, в которой главное значение имел цвет животного. Рыжие телицы без никаких пятен были чрезвычайно редки.

Это единственная жертва, приносимая и сжигаемая вне стана.

Это единственная жертва, осквернющая приносившего ее священника, но очищающая того, на кого попадал ее пепел.

Это единственная жертва, от которой сохранялся и использовался только пепел.

Мессия Йешуа стал идеальным исполнением образа этой жертвы:

Он был без пятна и порока (2 Кор. 5:21; Ин. 8:46);

Он был распят вне стана, на лобном месте (Евр. 13:13);

Он сделался грехом за нас (2 Кор. 5:21), но Его кровь очищает нас (1 Пет. 1:2; Евр. 12:24; Откр. 1:5);

Мы продолжаем «пользоваться» Его жертвой и кровью, очищающими нас от всякого греха (Еф. 5:25-26; Евр. 10:22).

Далее рассказ перескакивает на 38 лет вперед и описывает смерть Мариам, сестры Моисея, а вскоре после нее — и смерть Аарона, брата Моисея. Но между этими двумя событиями случилось еще одно, сильно повлиявшее на судьбу Моисея.

Господь сказал Моисею взять свой жезл (символ власти) и проговорить к скале, чтобы из нее потекла вода. Вместо того, чтобы просто проговорить к скале, Моисей ударил по ней жезлом. Вода потекла, но Господь был очень недоволен действиями Моисея, потому что тот проявил явное неповиновение Его слову. Он добавил свои действия к инструкциям Божьим, а Бог никогда не воспринимает это положительно. Не дай Бог нам об этом забыть. Моисей, например, усвоил этот урок на всю жизнь, ведь он так и не смог войти в ту землю, в которую вел свой народ.

Еще один известный случай описан именно в этой недельной главе — создание медного змея. Когда народ в очередной раз возроптал на Моисея и Господа, на стан напали змеи. Многие почувствовали на себе их жало, многие погибли от него. Но когда Моисей возопил к Господу о милости, Бог не убрал змей. Он дал Моисею совершенно замечательную инструкцию: сделать медную фигуру змея, поставить ее на высоком шесте и дать людям смотреть на нее. Если ужаленный человек посмотрит на эту фигурку, то выздоровеет, а если не посмотрет, то умрет. Потрясающая лекарственная смесь из веры и действия!

Йешуа ссылался на этот эпизод, когда разговаривал с Никодимом о путях спасения. «Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому,» — сказал Он (Ин. 3:14-15). Все человевечество «изжалено» змеями греха и нуждается в исцеляющей «сыворотке». И как фигурки змея было достаточно, чтобы исцелиться от последствий укуса, так Его жертвы достаточно для того, чтобы нам избавиться от последствий греха.

Кстати, впоследствии царю Езекии пришлось уничтожить этого медного змея, которому народ Израиля начал поклоняться, назыая его Нехуштан (4 Цар. 18:4).

Хафтара на эту недельную главу касается событий, описанных в самом ее конце. Здесь царь Аммонитский попытался не дать еврейскому народу пройти через свою территорию, выступив против него войною, и проиграл. Израильтяне поселились на территории его царства.

Хафтара прокручивает историю на 300 лет вперед и рассказывает, как новый царь Аммонитский потребовал у Израиля вернуть ему завоеванные территории, угрожая новой войной. От этой войны Израиль был спасен Иеффаем — сыном блудницы, который за свои заслуги получил статус первенца и лидера.

Новый Завет показывает, как Йешуа исполнил все образы Ветхого Завета. Его жертва покрыла все жертвы, принесенные еврейскими священниками и превысила их (Евр. 10:1-2).