Ваехи – ויחי
- Тора: Ваехи (И он жил) Бытие 47:28-50:26
- Хафтара: 3 Царств 2:1-12
- Новый Завет: Деяния 7:9-16, Евреям 11:21-22, 1 Петра 1:3-9; 2:11-17
Это последняя глава из сефер Берешит (Книги Бытия). Начинается она с того, что на 147-м году жизни Иакову настало время умереть. Зная, что дни его подходят к концу, Иаков призывает к себе Иосифа с просьбой поклясться ему, что похоронят его не в Египте, а в пещере Махпела – месте захоронения Адама и Евы, Авраама и Сарры, Исаака и Ревекки, а также Лии).
Иаков обращается именно к Иосифу, а не к другим своим сыновьям, потому что только у Иосифа есть возможность получить от фараона разрешение уйти на время из Египта для такого захоронения.
Но почему Иакову так важно было, чтобы его похоронили именно в этой пещере? Очевидный ответ – потому что там лежат его предки. Но еврейские мудрецы дают еще несколько интересных объяснений этому вопросу.
Пещера Махпела находится в Израиле. Традиция учит, что те евреи, кто похоронены в Израиле, первыми поднимутся, когда придет время воскрешения мертвых. А что же с другими евреями, похороненными за пределами Израиля? Мудрецы объясняют, что Всевышний создаст специальные подземные туннели, чтобы тела всех евреев как бы передвинулись по ним в Израиль. И только в Израиле каждый еврей будет воскрешен из мертвых. Поэтому Иаков как бы сказал Иосифу: «Не хорони меня в Египте. Я хочу избежать мучений от перемещения в Израиль в дни воскрешения мёртвых».
Когда Иаков уже слег, Иосиф пришел к нему со своими двумя сыновьями, Манассией и Ефремом, чтобы дедушка их благословил.
Иаков положил левую руку на голову первенца, а правую – на голову младшего для благословения. Когда Иосиф попытался его поправить, Иаков сказал, что знает, что делает: «Везаро йихйе мело-хагойим» («От семени его произойдет многочисленный народ») сказал он о младшем Ефреме. После этого он сказал, что весь Израиль будет благословлять друга такими словами: «Йесимха элохим кээфраим веэехимнасе» – «Бог да сотворит тебе, как Ефрему и Манассии». Таким образом он поставил Ефрема выше Манассии.
Чувствуя, что смерть неминуемо приближается, Иаков призвал всех своих сыновей и благословил каждого из них. К каждому благословению он добавил пророчество об их «шватим» («коленах») в «ахарит хайямим» («в конце дней»).
Бирахат Яаков – Благословения Иакова над «шватим» — «коленами»
- Рувим – за своевольное отношение к женам и наложницам отца, был лишен статуса «бехор», т.е. «первенца»; будучи первым сыном Иакова, лидером Израиля не будет.
- Симеон – обличен в бойне при Сихеме; будет рассеян среди Израиля (это колено было абсорбировано Иудой); не будет лидером Израиля.
- Левий – обличен в бойне при Сихеме; будет рассеян среди Израиля (обитал в городах-убежищах); не будет лидером.
- Иуда – будет восхвален всем Израилем; от него произойдут цари Израиля; от него же произойдет и Машиах (Шило).
- Завулон – будет процветать как колено морских купцов.
- Иссахар – будет трудолюбив.
- Дан – произведет великих судей и будет ратовать за справедливость в Израиле.
- Гад – произведет победоносных воинов Израиля.
- Асир – будет процветать.
- Неффалим – произведет красоту и хвалу в Израиле.
- Иосиф – будет благословен плодоносностью и процветанием.
- Вениамин – произведет победоносных воинов.
Этими словами пророчеств и благословений Иаков распрощался со своими сыновьями, еще раз заповедав им похоронить себя в пещере Махпела в Ханаане. После этого он умер.
Иосиф приказал египетским врачам забальзамировать тело Иакова, чтобы сохранить до времени погребения. А теперь отгадайте загадку: откуда у нас возник обычай поминать усопших в течение 40 дней? Ответ: именно от этого случая, ибо ровно 40 дней потребовалось бальзаматорам, чтобы набальзамировать его тело.
С разрешения фараона, Иосиф с братьями и множество представителей египетской знати отправились в Ханаан, чтобы похоронить Иакова в пещере Махпела в Хевроне. После этого они все вернулись в Египет.
Глава (и вся Книга Бытия) заканчивается словами о смерти самого Иосифа, который намекнул перед смертью, что сыны Израиля выйдут из Египта навсегда, и заповедал им взять его останки с собой, чтобы тоже похоронить их в Ханаане. Вера Иосифа в то, что еврейский народ вернется в Землю обетованную видна в одной его фразе: «Пакод йифкод элохим етхем» («Бог посетит вас» или «Бог вспомнит о вас»). Он умер в возрасте 110 лет. Его тело также было набальзамировано и уложено в гроб. Умер Иосиф в полной уверенности, что воскреснет он уже в земле Авраама, Исаака и Иакова.
«Яашер коах!», «Хазак!» — «Так держать!», — говорится при завершении чтения каждой книги Торы. Поэтому скажем это и мы.
Отрывок Хафтары на эту недельную главу взят из 3 Царств 2:1-12, которая, по еврейской традиции, считается написанной пророком Иеремией. Здесь говорится о последних годах жизни царя Давида, который в 70 лет чувствует себя глубоким стариком, чей огонь погас и уже не несет ему тепла.
В этом отрывке он дает своему сыну Соломону последние наставления, которые похожи на религиозные заповеди с политическим уклоном.
Хафтара на эту неделю заканчивается рассказом о смерти Давида и воцарении Соломона на престоле Израиля.
В Новом Завете апостолы увещевают нас ходить в «живой надежде», т.е. в полной уверенности в том, что Бог обязательно даст нам будущность. Это не пустой звук и не просто пожелание, но слова, основанные на воскресении Мессии Йешуа (Иисуса) из мертвых.
Силой Божьей мы сохраняемся по вере для спасения, готовому открыться в «ахарит хайямим» — «в конце дней», даже если сейчас нам приходится потерпеть от различных испытаний и искушений. Как огонь, отделяющий нечистоты от драгоценного металла, цель таких испытаний – очищение нашей веры от примесей для славы и хвалы Господа, в послушание Ему.