Ваера – וירא
- Тора: Ваера (И явился) – Бытие 18:1-22:24
- Хафтора: 4 Царств 4:1-37
- Новый Завет: 2 Петра 2:4-11, Галатам 4:21-31 и Евреям 11:13-19
Цемах Цедек (третий глава движения Хабад (1828–1866)) говорил: «Когда еврей, праведник, в возрасте 99 лет решает, что должен обрезать себя, он заслуживает того, чтобы Всевышний явился к нему».
Другими словами, нужно быть достойным этого явления. Как же стать достойным человеком? Очень просто, объясняли мудрецы: нужно лишь, независимо от того, насколько высок твой собственный духовный уровень, стремиться подниматься выше и выше. Ведь Авраам, праведник, принимал решение об исполнении мицвы брит-милы (т. е. о своем дальнейшем духовном продвижении) сам, без какого-либо давления.
Талмуд много размышляет о том, почему именно в этот день Аврааму явился Господь. И приходит к выводу, что это произошло не только потому, что Авраам был достоин, но еще и потому, что Авраам находился «в болезни», ведь третий день после обрезания считается самым болезненным. И все-таки, несмотря на всю боль и дискомфорт, Авраам побежал приготовить еду для трех таинственных гостей, посетивших его при дубраве Мамре. Таким образом, Авраам исполнил «ахнасат орхим» — мицву гостеприимства.
Во время этой встречи произошло потрясающее событие – Господь, будучи одним из трех ангелов, сказал Аврааму, что ровно через год у него будет сын. Стоя за дверью, но слыша весь разговор, Сара рассмеялась про себя. Когда через год у нее таки родился сын, его назвали «Ицхак» (по-русски «Исаак») – от слова «смех». Как сказала тогда Сара: «Смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется».
Посетив Авраама, три ангела пошли от него к Содому. Увидев, что Авраам пошел их сопровождать, Господь открыл ему Свои «планы» на этот город: Он шел проверить, действительно ли вопль других о Содоме и Гоморре соответствует истине, и, если да, произвести суд на этими двумя городами.
Авраам попробовал торговаться с Господом. Но не ради денег, как часто карикатурно изображают евреев, а ради спасения праведных душ этих двух городов. Он считал, что Бог поступит несправедливо, уничтожив весь город, включая праведников. Намерения Авраама похвальны, но ему не хватало осведомленности о природе Божьей. Ведь Бог в абсолютно одинаковой мере имеет в Себе как справедливость, так и милосердие. Да, мы можем молить Его о милости, но только будучи уверены, что Он уже продумал способ спасти невиновных, не изменив при этом Своей справедливости.
После разговора с Авраамом в Содом пошли только два ангела. Не зная, кто они такие, Лот только увидел, что двое мужчин собираются ночевать на улице, — и тут же принял меры. Он «сильно упрашивал их», и, наконец, они согласились ночевать у него в доме. Вскоре они столкнулись с неуемной толпой бесчинствующих, которые хотели «разобраться» и с ними, и с Лотом. С ангелами, конечно, обычно такие дела не проходят, поэтому после неумелых попыток Лота пообщаться с толпой и даже отдать им собственных дочерей (крайнее проявление «ахнасат орхим»), ангелы просто ослепили нападающих и увели Лота в дом. После этого Лоту было объявлено, что он со всей семьей должен покинуть город, если хочет остаться в живых.
На следующий день все члены семьи, поверившие Лоту, были выведены ангелами из города. Но не все ушли далеко. Жена Лота оглянулась назад, вопреки предупреждению ангелов, и так и осталась стоять соляным столпом. А дочери Лота, решив, что они с отцом остались единственными тремя жителями земли, напоили Лота и переспали с ним, чтобы получить хотя бы таким образом себе потомство.
Ужасно? Да. Греховно? Несомненно. Но Бог и не такие ситуации использовал для Своей славы. Если посмотреть дальше историю, мы увидим, что сыновья, родившиеся от этого инцеста, стали отцами двух народов – моавитян и амонитян. А Руфь, прабабушка царя Давида, от которого позже произойдет Мессия, была именно моавитянкой.
Прошел год, в течение которого Авраам пошел на юг и снова имел неприятности с царем, на этот раз Авимелехом, из-за того, что он снова выдал свою жену Сару за свою сестру. Но по прошествии года Господь посетил Сару, и она родила сына по имени Ицхак (Исаак). Аврааму уже было 100 лет, а Саре – 90.
После рождения Исаака особо остро встал вопрос отношений с первым сыном Авраама, Измаилом, и его матерью Агарью. По требованию Сары, Аврааму пришлось изгнать Агарь с сыном из своего дома. Но Бог не оставляет без помощи ни нас, ни наших врагов. Он явился и Агари, даровав спасение ей с сыном. Позже Бог произвел от этого мальчика целый народ.
По прошествии «многих дней», как говорит Библия, Бог подвергает Авраама наибольшему испытанию его жизни. Испытание это такого, что о нем до сих пор читают на каждый еврейский Новый год, прося Бога о милости к нам ради послушания Авраама.
Речь идет об «Акеда» — «связывании» Исаака. Господь снова явился к Аврааму, но в этот раз не с обетованиями или благословениями. На этот раз Господь потребовал от Авраама жертву – и не просто жертву, а того самого сына, появления которого он ждал столько десятилетий. И Авраам повиновался. Он взобрался на гору, указанную Господом, сложил дрова, связал сына, занес нож… И только в самый последний момент Ангел Господень остановил его руку с ножом и указал на овна, которого Авраам и принес в жертву вместо своего любимого сына.
Обратите внимание, насколько явно Исаак символизирует Йешуа (Иисуса). Исаак, как и Йешуа, родился чудесным образом. Он тоже боялся смерти, но полностью повиновался Отцу; в глазах Авраама Исаак был уже мертв, но отец верил в воскресение сына. Многое в этой ситуации с Исааком напоминает нам Йешуа. И только в одном мы видим радикальное отличие – Авраама Бог пощадил и остановил его руку, а Своих чувств Он не пощадил и дал Своему любимому и единственному Сыну умереть на кресте за всех нас. Как сказал Авраам: «Элохим йире ло асэ» — «Бог усмотрит себе агнца»…
Заканчивается эта Недельная глава сообщением о том, что у племянника Авраама родилась дочь Ревекка, подробнее о которой мы узнаем из следующей Недельной главы.
В Новом Завете Авраам и его вера упоминаются очень часто. Она ставится в пример всем тем, кто считает, что «праведность от веры» — это безделье. Прочтите только Иакова 2:14-24 – и вы увидите, насколько тесно взаимосвязаны вера и дела, эту веру выражающие. А кому не хватает долготерпения, тоже может взять в пример Авраама, столько не лет, а десятилетий ожидавшего исполнения Божьего обетования (Евр. 6:13-15).
Много Новый Завет дает и предупреждений тем, кто хочет жить своей жизнью, не считаясь с духовными законами. Луки 17:28-36 напрямую связывает наш сегодняшний мир с тем, что творилось в Содоме и Гоморре во времена Лота. Самое ужасное же в этом – то, что люди не обращают никакого внимания на постоянное ухудшение духовного климата нашей планеты. Они продолжают есть, пить и веселиться, и для них будет полным шоком второй приход Мессии на эту землю, когда Он уже будет судить нас, а не умирать за нас.
Хафтара на эту неделю тоже рассказывает о чудесах. Их Господь осуществил через пророка Елисея, ученика Элиягу аНави (пророка Илии).
В первом случае Елисей помог обедневшей вдове расплатиться с кредиторами, угрожавшими забрать ее сыновей в рабство. Чудо наполнения кувшина маслом – намного большим количеством, чем мог содержать в себе кувшин – считается одним из самых известных чудес.
Во втором случае Елисей воскресил маленького мальчика, родившегося также по его пророчеству у очень доброй пары, которая прекрасно его всегда принимала у себя и даже выделила для него отдельную комнату.
Чудеса Елисея очень напоминают чудеса, которые намного позже него творил Мессия. Господь использовал его для воскрешения мертвых – «тхийят хаметим», а его чудо с маслом в кувшине очень напоминает чудо насыщения нескольких тысяч людей пятью хлебами.