Ваигаш – ויגש

  • Тора: Ваигаш (И пришел) Бытие 44:18-47:27
  • Хафтара: Иезекииль 37:15-28
  • Новый Завет: Ефесянам 2:1-10; Деяния 7:9-16
Vayigash. Joseph herkend door zijn broers, door Léon Pierre Urbain Bourgeois, 1863. Public Domain

Joseph herkend door zijn broers, door Léon Pierre Urbain Bourgeois, 1863. Public Domain

В этой недельной главе продолжается рассказ о приходе сыновей Иакова-Израиля в Египет за провизией и их встреча там с Иосифом – братом, которого они уже давно считали умершим. Предыдущая недельная глава закончилась на самом интересном месте, как в хорошем детективе.

Эта глава начинается с просьбы Иуды, чтобы Иосиф отпустил Вениамина. Более того, он искренне предлагает оставить самого себя в Египте, только чтобы младший сын Иакова вернулся к своему отцу.

Наконец, Иосиф убедился в искренности раскаяния братьев и перемене их отношения друг ко другу. Наконец, он увидел между ними ту братскую любовь, которой так не хватало в его молодости. И он решился.

Иосиф приказал всем своим слугам выйти из комнаты и, оставшись наедине с братьями, признался им, что он – Иосиф. Более того, он ни единым словом не упрекает их, а пытается объяснить, что даже их плохое отношение к нему было использовано Богом для их же благословения.

Узнав о прибытии его братьев, фараон разрешил Иосифу перевести в Египет всю его большую семью. Он даже дал им колесницы для перевозки вещей, а Иосиф нагрузил их подарками.

Иаков, конечно, не мог поверить своим ушам, услышав о том, что его давно убитый сын все еще жив. Он тут же встает и не медля ни минуты собирается в дорогу в сопровождении всех 66 членов своей семьи.

Тора дальше перечисляет всех прямых потомков Иакова-Израиля (не включая жен его сыновей), что и равняется 66 людям. Если добавить к этому самого Иакова и Иосифа с его двумя сыновьями, Ефремом и Манассией, то еврейское население Египта начиналось с 70 человек. Еврейские мудрецы иногда считали их по-другому: они говорили, что евреев в Египет пошло всего 69, а 70-ым был Сам Господь Бог, Который обещал Иакову: «Я пойду с тобой в Египет» (Бытие 46:4).

Иаков с семьей прибыли в Египет, где он смог наконец обнять сына, которого не видел и считал погибшим последние 22 года. Интересно, что в своем комментарии на это место Торы Раши утверждает: «Однако об Иакове не сказано, что он бросился на шею Иосифу и целовал его. И поэтому мудрецы говорили, что в этот момент он произносил молитву «Шма» (Слушай, Израиль!)». Интересное толкование… Возможно, Иакову действительно пришлось в этот момент молиться, чтобы не упасть в обморок от встречи с Иосифом.

Далье Иосиф продолжает проявлять хитрость и смекалку: он советует братьям сказать фараону при встрече, что они пастухи, что было противным для египтян занятием и не создавало евреям конкуренции. Таким образом, фараон разрешил сыновьям Иакова поселиться в плодородной земле Гесем, которая находится на северо-востоке Египта, в дельте реки Нил, где она впадает в Средиземное море. Синайский полуостров от них буквально в двух шагах к востоку!

Заканчивается эта недельная глава рассказом о последующих успехах Иосифа на экономическом поприще Египта и о его новой системе налогообложения, по которой пятая часть всего земельного производства становилась собственностью государства (только священники были освобождены от уплаты налога). А евреи-израильтяне продолжали жить в земле Гесем, процветая и умножаясь.

Хафтара на эту неделю обсуждает последующее объединение еврейского народа (Иуды и Ефрема) в Тысячелетнем Царстве Мессии Йешуа, сына Давидова.

Когда десять северных колен откололось от царства Ровоама, сына царя Соломона, и чтобы создать собственное царство, главой которого стал Иеровоам, потомок Ефрема, евреи утратили единство как народ. Северное царство впало в ересь и просуществовало вплоть до 722 года до нашей эры, когда его завоевали ассирийцы. Вскоре подобная судьба постигла и Иуду, которые попали в «галут бавель» — «вавилонское изгнание» в 586 году до нашей эры. Иезекииль стал пророком Божьим примерно ко времени разрушения Первого Бет хаМикдаш (Храма). Во время вавилонского плена он давал надежду народу Израиля.

В данном пророчестве Иезекииль на примере двух жезлов должен быть показать людям, что наступит время – и народ снова будет единым («ехад» — «составное единство») под правлением Единого Бога, и все будут соблюдать «мишпатим» — «суды» и «хуким» — «постановления» Господни. Господь также обещал через Иезекииль установить с еврейским народом «брит шалом» — «завет мира» как «брит олам» — «вечный завет» и восстановить Храм в Иерусалиме.

Как в Недельной главе мы читаем, что Иосиф примирился с братьями благодаря «тшуве» («покаянию») Иуды, так и в «ахарит хайямим» («в конце дней») последователи Машиах бен-Йосеф примирятся с теми евреями, которые до сих пор ожидают Машиах бен-Давид. В тот день Йешуа, являющийся и Тем, и Другим, восстановит Свое Царство на земле, объединив оба дома Израиля.

В Новом Завете об этом хорошо говорится в Послании к Ефесянам 2:1-10 – что несмотря на все наши грехи, «в конце дней» Мессия Йешуа сделает нас участниками Своего завета.