Ахарей Мот – אחרי מות

  • Тора: Ахарей Мот (После смерти) Левит 16:1-18:30
  • Хафтара: Иезекииль 22:1-19
  • Новый Завет: Рим. 3:19-28; 9:30-10:13; 1 Кор. 5:1-13; Гал. 3:10-14; Евр. 9:11-28
The Scapegoat (1854 painting by William Holman Hunt)

The Scapegoat (1854 painting by William Holman Hunt)

Эта недельная глава переходит от инструкций по ритуальной чистоте к инструкциям Аарону о том, когда и как именно он может входить в Святое Святых, чтобы его не постигла участь его сыновей Надава и Авиуда, принесших «чуждый огонь». В этой главе содержатся основные наставления для первосвященников на Йом-Киппур — День искуления.

В Святое Святых проявлялся Сам Господь в виде «шхины» — Его славы, которая обитала («шахан») между херувимами над ковчегом. Это было самое святое место не только в скинии, а потом и в Храме, но и на всей земле. Никто из евреев не имел права войти туда, кроме первосвященника и то только один раз в году — 10 тишрея, в День искупления, или Йом-Киппур.

Этот день считается самым святым днем года, когда жертвы приносились только самим первосвященником («коген гадоль») и никем больше.

Кстати, по еврейской традиции, только на Йом-Киппур произносилось полное имя Господа — Иегова или Яхве; во все остальные дни недели Господа называли не иначе как «Адонай» («мой господин»). В этот же день первосвященник ровно 10 раз произносил полное имя Господне: 9 раз во время исповедания грехов и 1 раз во время принесения в жертву козла. Когда люди слышали это Имя, они произносили особое благословение, и позже стало традицией произносить Имя Господне только в связке с благословением — «Господь, да будет благословенно Имя Его».

Козел, упомянутый выше, был одни из двух козлов, фигурировавших в этот день. Первосвященник бросал жребий между ними, и один из них приносился в жертву, а его кровью кропилась крышка ковчега в Святое Святых.

После этого первосвященник возлагал руки на голову второго козла, предназначенного «Азазелю» — «ангелу-обвинителю», или «Сатане». Он исповедал все грехи своего народа, после чего этот козел уводился в пустыню, где оставлялся один или где сбрасывался в ущелье. Таким образом, этот козел становился «козлом отпущения».

Далее глава напоминает евреям, что все жертвоприношения должны приноситься только в скинии, а не в полях, где приносились жертвы языческим богам. Наказание за ослушание — смертная казнь. Вот как дорого ценил Господь Свои заповеди, включая те из них, которые мы с вами не совсем понимаем сегодня.

Еще одно нарушение заповеди, за которое следует смертная казнь, — это потребление крови. Объяснение здесь Господь дает: в крови содержится жизнь, душа жизни.

Заканчивается эта глава повелением сохранять сексуальную чистоту и не заниматься ни инцестом, ни гомосексуализмом, ни скотоложством. Господь объясняет, что именно за эти дела Он прогоняет из земли все остальные народы.

Йом-Киппур считается самым святым днем календаря, потому что именно в этот день Господь прощал все грехи всего народа. А изменилось ли что-то после прихода на землю Йешуа почти 2 тыс. лет назад?

Талмуд дает поразительную информацию о чудесах, которые происходили в Израиле за 40 лет до разрушения Храма (т.е. примерно в 30 г. н.э.). Они приписывались некоему праведнику Шимону-цадику, но поскольку о нем больше никто не слышал и не вспоминал, возможно, талмудисты слегка ошиблись в источнике? Возможно, эти чудеса все-таки связаны не с Кем иным, как с Йешуа после Его смерти? Ведь написано в Новом Завете, что завеса в Храме разодралась надвое — а это очень серьезное изменение в отношениях еврейского народа и Бога. Вот что говорит Талмуд:

«Наши раввины учат: во время последних 40 лет перед разрушением Храма жребий первосвященника ни разу не выпал на правую руку; красная ленточка не становилась белой; светильник с запада не загорался; и двери Храма открывались сами по себе» (Сончино по Йома 39b).

Другими словами, жребий, который бросали, чтобы выбрать козла для жертвоприношения и козла отпущения, 40 раз подряд выпадал только на левую сторону. Это противоречит всем законам вероятности и означает, что что-то радикально изменилось в служении на Йом-Киппур.

Красная ленточка, о которой идет речь во втором чуде, обвязывалась вокруг шеи козла отпущения. От нее отрезался кусочек и привязывался к двери Храма. После смерти козла отпущения ленточка на двери храма становилась белой, означая, что Бог принял жертву и простил Свой народ. Однако, как видим, начиная с 30 года и заканчивая годом разрушения Храма, ленточка все время оставалась красной.

Третье чудо, упоминаемое в Талмуде, говорит, что утром западный светильник оказывался погашенным, хотя раньше никогда такого не случалось — все светильники всегда спокойно горели на протяжении всей ночи.

И четвертое чудо — открывающиеся сами по себе двери Храма. Как сказал ребе Йоханан бен Закай, это предвещало разрушение Храма. Возможно, так оно и было, ведь после смерти и воскресенья Йешуа Храм перестал играть ту роль, ради которой был возведен, т.к. эту роль взял на Себя Йешуа.

Хафтара на эту недельную главу читается из Книги пророка Иезекииля 22. Здесь пророк ругает Израиль за несоблюдение заповедей Моисея и наведение на себя суда Господнего, в результате чего и началось рассеяние — диаспора — еврейского народа по всей земле.

Однако здесь дается и объяснение цели диаспоры — «положить конец мерзостям», существующим в народе в то время. Таким образом, конец диаспоры как наказания также был виден.

Новый Завет объясняет все то, что мы начинаем понимать в описании Йом-Киппура. Йешуа стал нашим Первосвященником, принес Свою собственную кровь во искупление наших грехов, став совершенной жертвой за наш грех и для нашего оправдания (Евр. 9:11-28).

И если после Его смерти сам Храм стал ненужным для осуществления связи людей с Богом, то и мы можем принять Его и перестать волноваться о соблюдении различных мелких «мицвот», которые не в состоянии приблизить нас к Богу или удалить от Него (Рим. 9:30-10:13 и Гал. 3:10-14).

Наша главная «мицва» — любить Бога (т.е. полностью доверить себя Ему) и любить ближних своих — вот и все, что требуется от верующего человека. Давайте не усложнять себе жизнь церемониями, обрядами и т.д., а будем любить Бога, радоваться в Нем и каждому дню, дарованному Им, и нести эту любовь и радость окружающим нас людям!