Бехар – בהר
- Тора: Бехар (На горе) Левит 25:1-26:2
- Хафтара: Иеремия 32:6-27
- Новый Завет: Лк. 4:16-21; 1 Кор. 7:21-24; Гал. 6:7-10
Эта недельная глава продолжает наставления Моисею, хотя между этой недельной главой и предыдущей — существенный временной раздел.
Кроме определения седьмого дня отдыха (шаббата) и святых собраний в начале седьмого месяца (дни трепета), каждый седьмой год должен был быть годом отдыха для земли. Этот седьмой год назывался «шмита», что значит «отпускать» или «удалять». «Шмита» длился целый календарный год, и на протяжении всего этого времени еврейские земледельцы должны были дать земле отдохнуть.
Во время года «шмита» нельзя было сеять, а все, что произрастало само, можно было жать и использовать в пищу людям и скоту. Правда, все произраставшее само по себе, принадлежало Господу, поэтому пользоваться им можно было, а вот продавать — ни в коем случае.
В этот же год прощались все долги и кредиты.
Соблюдение года «шмита» было настоящим испытанием веры, поскольку евреи должны были полностью положиться на Бога, оставив все свои фермерские и банковские дела. К сожалению, записи показывают, что израильский народ не соблюдал этой заповеди, что в конечном итоге привело к 70 годам вавилонского плена — по году за каждый пропущенный год «шмита».
По прошествии семи лет «шмита» наступал пятидесятый год, называемый «йовель», или «юбилейным». В этот год не только прекращалась работа на земле, но и освобождались рабы, а первоначальные земельные наделы возвращались к своим коленам. В Йом-Кипур юбилейного года шофар звучал по всей земле, провозглашая освобождение.
Раши говорит, что само название юбилейного года «йовель» происходит от ивритского названия шофара — бараньего рога.
Нас ожидает еще один громогласный звук шофара — в тот день, когда ангелы объявят о возвращении Мессии на эту землю.
Цифра 7
Раз уж мы заговорили о семерках, давайте вспомним хотя бы несколько примеров числа 7 в Писаниях и еврейской традиции:
• Тора начинается со стиха, состоящего из семи слов: «Берешит бара элохим эт хашамаим веэт хаарец».
• Бог почивал на седьмой день творения.
• Бог положил шаббат днем покоя в конце семидневной недели.
• Наши мудрецы считают, что Ноем человечеству были даны семь универсальных законов — «шва мицвот бней ноа».
• В Торе названы семь растений, благословленных Богом в израильской земле — «шиват хаминим».
• Иисус Навин повел народ вокруг Иерихона семь раз в день, когда его стены пали.
• Еврейский год насчитывает семь особых дней: Песах, Праздник опресноков, Праздник первых плодов, Шавуот, Йом-Труа, Йом-Киппур и Суккот.
• Седьмой месяц года (тишри) назван святым.
• В Йом-Киппур первосвященник семь раз окроплял Храм кровью жертвенного животного.
• Семь недель отмеривают «омер» перед Шавуот.
• Израиль празднует Песах и Шавуот по семь дней каждый.
• Каждый седьмой год земля должна покоиться.
• Юбилейный год наступает после семи циклов «шмита».
• Храмовая менора имеет семь свечей.
• Храм имел семь ворот.
• Во время еврейской свадьбы произносятся семь благословений, а невеста семь раз обходит жениха под «хупой». После свадьбы следуют семь дней празднования.
• По еврейской традиции за похоронами также следует семидневный период траура, называемый «шива» – «семь».
• Каждый шаббат к чтению Торы в синагоге приглашаются семь человек.
Хафтара на эту недельную главу рассказывает об освобождении отдельных частей земли перед тем, как вавилонская армия напала на Иуду. Верой Иеремия заплатил цену искупления и совершил акт передачи земли перед глазами лидеров Иуды, чтобы засвидетельствовать слово Божье, что наступит день — и еврейский народ вернется в свою землю.
Новый Завет говорит о прощении грехов и освобождении рабов — Мессия Йешуа пришел, чтобы освободить пленников и отпустить измученных на свободу.