Эмор — אמור
- Тора: Эмор (Скажи) Левит 21:1-24:23
- Хафтара: Иезекииль 44:15-31
- Новый Завет: 1 Петра 2:4-10; Мф. 5:38-42; Гал. 3:26-29
В этой недельной главе перечисляются некоторые заповеди священникам, касающиеся богослужений в скинии. Эти заповеди относятся только к «коганим», т.е. священникам, являющимся прямыми наследниками Аарона. «Коганим» были частью колена левитов, но не каждый левит — потомок Левия — был «коэном», т.е. потомком Аарона.
Поскольку «коганим» были отделены Богом для непосредственного служения Ему, они должны были соблюдать намного больше заповедей и запретов, чем обычный член израильского общества. Например, они не могли касаться мертвых тел, кроме самых близких родственников, и то они должны были после этого соблюсти определенные ритуалы очищения.
«Коганим» не имели права жениться на разведенной или вдове. Они должны были быть абсолютно здоровыми физически. Жили «коганим» десятины и пожертвования израильтян.
Вторая часть этой недельной главы перечисляет восемь основных «моэдим» — праздников, или специально определенных Богом периодов года. Еще они назывались «микраэй кодеш» — «время провозглашения святости». В Израиле эти дни называются просто «ямим товим» — дословно «хорошие дни», или «праздники».
- Шабат – еженедельное соблюдение выходного дня в субботу, которая по еврейскому календарю является седьмым, а не шестым днем недели, как у нас.
- Песах (14 нисана) – еврейская Пасха (не путать с христианской Пасхой!)
- Праздник опресноков (15-22 нисана) – семь дней «счета омера», которые начинаются с Песаха; в эти дни евреи должны были есть только пресный хлеб («мацу») в память о том невыпеченном хлебе, с которым они вышли из Египта.
- Праздник первых плодов (16 нисана) – еще он называется «рейшит кацир».
- Шавуот (6 сивана) – еще он называется Праздник пятидесятницы или Праздник недель.
- Йом труа (1 тишрея) – «день труб», которые чаще всего называется Рош-ашана и который давно стал считаться еврейским Новым годом.
- Йом-Кипур (10 тишрея) – по-русски он называется Днем искупления; этот день считается самым святым в еврейском календаре.
- Суккот (15-22 тишрея) – еще его называют Праздник кущей или шалашей.
Праздники Песах, Шавуот и Суккот еще называются «шалош регалим», т.е. три праздника восхождения к Иерусалиму. В этом ежегодном восхождении должен был участвовать каждый еврейский мужчина для принесения жертв в скинии (а позже — в Храме).
Каждый из перечисленных выше праздников также являлся шабатним отдыхом, т.е. в эти дни нельзя было работать. Талмуд определяет работу как те действия, которые использовались при строительстве скинии. Всего категорий таких действий 39, но если вам трудно их запоминать, просто представьте себе, какие действия требуются от человека при строительстве (не забывайте о «нагибаниях», «поднятиях тяжестей», «зажиганию огня» и т.д.) — и вы поймете, чем ортодоксальному еврею нельзя заниматься в субботний день.
Обратите внимание, что праздники Ханука и Пурим были добавлены в еврейский календарь намного позже.
В конце этой недельной главы Господь дает Свои «законы наказания», которые более всего известны в своем звучании «око за око и зуб за зуб». Эти законы были настолько распространены (да и сейчас являются оправданием 99% случаев мести) во времена Йешуа (Иисуса), что Он даже прокомментировал их в Своей самой известной Нагорной проповеди.
Завершается эта недельная глава описанием случая, когда человек, хуливший имя Божье, был забит камнями до смерти. К сожалению, не все люди воспринимали волю Божью серьезно даже тогда, и Богу приходилось напоминать, что Его имя — свято, даже если им это было непонятно или неприятно.
Хафтара на эту недельную главу читается снова из книги пророка Иезекииля, где он описывает евреям в рассеянии славу будущего Храма. Интересно, что священники этого Тысячелетнего Храма назывались у него «бней цадок», т.е. «сыны праведности». Именно они смогут приблизиться к Богу, чтобы служить Ему в то время, как левитам будет запрещено приближаться к этому святому месту. Более того, Иезекииль говорит, что, поскольку Йом-Киппур к тому времени уже будет исполнен (а он уже исполнен Мессией Йешуа!), то все эти священники оденутся в одежды Первосвященника, и их жертвы напомнят всем о жертве Йешуа как Спасителя всех народов.
В Новом Завете Мессия Иисус называется Камнем, Который отвергли строители, но Который сделался главою угла (Пс. 117:22). Поверивший в Него человек не постыдится никогда.
Здесь же в Новом Завете говорится о том, что верующие в Йешуа становятся «живыми камнями» и «царственным священством» Его Храма.