Тазриа – תזריע

  • Тора: Тазриа (Зачнет) Левит 12:1-13:59
  • Хафтара: 4 Царств 4:42-5:19
  • Новый Завет: Мф. 8:1-4; 11:2-6; Мк. 1:40-45; Лк. 2:22-24; 5:12-16; 7:18-23; Ин. 6:8-13
The Poor Widow's Offering (illustration by Frederick Goodall)

The Poor Widow’s Offering (illustration by Frederick Goodall)

Эта недельная глава начинается с обсуждения законов ритуальной чистоты, связанных с деторождением. Только что родившая женщина считалась нечистой («тамей») и не могла заходить в святилище 40 дней, если у нее родился мальчик, и 80 дней, если у нее родилась девочка. После обрезания у мальчика женщина должна была принести жертву и снова считалась чистой.

Обряд обрезания («брит мила») восходит в иудаизме еще к Аврааму (Быт. 17:9-14). Обрезание нужно было делать каждому еврейскому мальчику на 8 день после рождения, независимо от того, выпадал ли этот день на субботу (или праздник) или нет. И только после обрезания мальчику давали имя.

В некоторых мидрашах даже сказано, что родителям, сделавших своему сыну обрезание, праведность вменяется так же, как Аврааму, выразившему готовность принести в жертву Исаака.

Во времена скинии и Храма женщина, по истечении 40 или 80 дней, должна была принести жертвы Господу. Богатые женщины приносили ягненка и голубя, а бедные — двух голубей или горлиц.

В сегодняшнем иудаизме женщина, родившая ребенка, проходит процесс очищения, включающий в себя погружение в «микву» (бассейн или большая емкость с дождевой водой). Это водное очищение заменило собой жертвоприношения. А вот обряд обрезания сохранился до сих пор, и его проходят все еврейские мальчики в религиозных (а часто и в светских) еврейских семьях.

Далее глава описывает болезнь кожи, называемую «цараат». Эта болезнь делает человека нечистым. «Цараат» не стоит путать с проказой, как это часто делается в различных переводах Библии, поскольку «цараат» поражает не только кожу, как проказа, но и одежду человека, посуду, которой он пользуется, и весь его дом.

«Цараат» мог правильно диагностировать только «коген» («священник»), а не врач. Глава очень подробно перечисляет все основные симптомы, по которым можно было узнать эту болезнь и, обнаружив у себя которые, человек обязан был обратиться к священнику.

«Цараат» считалась духовной болезнью, с помощью которой Бог обращал народ к «тшува» («покаянию»). Вавилонский Талмуд перечисляет семь причин возникновения «цараат», включающих: убийство, прелюбодеяние, гордыню, кражу, жадность, лжесвидетельство и особенно «лашон ара» — «злой язык».

«Лашон ара» включает в себя не просто плохие слова, но и заведомо плохой отзыв о другом человеке. Согласно мидрашу, первым, кто испытал на себе «цараат», был сам Моисей. Когда Господь сказал Моисею, что хочет вывести евреев из Египта, Моисей ответил Богу: «Они не поверят». Тогда Господь сказал Моисею посмотреть на свою руку — и она оказалась белой от «цараат» за то, что он оклеветал еврейский народ!

Человек, получавший «цараат», назывался «мецора». Он должен был покинуть стан и кричать, если видел, что кто-то может случайно приблизиться к нему: «Нечистый! Не подходите ко мне! Не станьте из-за меня «тамей» («оскверненными»)!». Так, в состоянии полной изоляции, человек должен был потихоньку приходить к осознанию своих грехов и покаянию.

Интересно, что человек считался нечистым, только пока болезнь покрывала его. Если же он оказывался полностью покрытым «цараат», он снова считался чистым. Другими словами, иногда нужно было полностью покрыться своей болезнью, чтобы освободиться от определенного греха…

Дальнейший процесс его восстановления в обществе описывается в следующей главе.

Хафтара на эту недельную главу рассказывает о служении пророка Елисея. В первой истории мы читаем о том, как он 22 хлебами накормил 2200 человек. Во второй — как он исцелил сирийского военачальника Неемана от «цараат».

В Новом Завете мы читаем о подобных чудесах, совершенных Мессией Йешуа: Он накормил несколько тысяч человек пятью хлебами и также исцелил несколько прокаженных.

Эти исцеления, совершенные Иисусом, парадоксальны. С одной стороны, каждый, кто касается больного «цараат», становится нечистым. С другой, Йешуа был совершенно без греха, поэтому мог спокойно касаться их. Он единственный Целитель нечистоты, посланный Богом, и Его прикосновение полностью очищает нас от всякого греха.

Кроме того, обратите внимание, что Новый Завет описывает Йешуа как истинного еврея: Ему сделали обрезание на восьмой день, по Закону, а его мать, явно будучи небогатой женщиной, принесла двух птиц в жертвоприношение и очищение, также по Закону.

Поэтому все разговоры о том, что Иисус не был евреем, беспочвенны. Это был Мессия, исполнивший Закон лучше всех тех, кто обвинял Его в «противозаконных» действиях.