Петр Смоляр или миссия выполнима
«Мы хотим добросовестно исполнять волю Бога наших отцов Авраама, Исаака и Иакова, будучи бесстрашными свидетелями истины Божьей, раскрытой Его словом» (П. Смоляр «Кое-что о евреях, которые верят в Иисуса» 2 декабря, 1930).
Преамбула (историческая перспектива)
Чтобы в полноте раскрыть служение Петра Смоляра, еврея христианина, служителя миссии «Mildmay Mission to the Jews«, а в дальнейшем пастора общины «Дом собраний еврейских христиан» в Екатеринославе (Днепр), мы должны погрузиться в атмосферу исторической эпохи, в которой происходили описываемые события. Это поможет нам увидеть, что делал Бог через этих людей, и оценить их труд по Божьей шкале ценностей.
Первая Мировая война и октябрьский переворот
Первая мировая война 1914 – 1918 гг. стала одним из наиболее кровопролитных и масштабных конфликтов в человеческой истории. Она началась 28 июля 1914 г. и завершилась 11 ноября 1918 г.
На волне народного патриотизма и эпидемии шпиономании в царской России происходили этнические чистки. Немцы, австрийцы, венгры и турки были объявлены правительством неблагонадежными и насильственно переселены вглубь страны. В них видели шпионов и диверсантов, «пятую колону», которая ведёт подрывную работу в государстве.
В немилость попали и евреи. Во-первых, потому, что они евреи, инородцы. А во-вторых, в качестве профилактики. Ведь ни для кого не секрет, что у евреев есть за рубежом родственники. А так как книга «Протоколы Сионских мудрецов» была весьма популярна среди всех сословий общества, а в ней были раскрыты все главные секреты еврейского заговора, то конечно российские евреи желают проигрыша России в войне. Поэтому надо опередить евреев и нанести удар первыми.
24 мая 1915 г. командующий русской армией великий князь Николай Николаевич, ярый антисемит, «признал необходимым, в предупреждение их преступных выступлений, брать из числа правительственных раввинов и богатых евреев заложников под стражу». В случае необходимости к заложникам предписывалось применять самые жестокие меры.
Кроме того, власти прибегали к массовому, порой поголовному выселению евреев из прифронтовой полосы. Так, только в апреле 1915 г. из Курляндской губернии было выселено 40 тысяч евреев, в мае из Ковенской – 120 тысяч, и т.д. Выселение нередко сопровождалось насилием и ограблениями. Как писал Максим Горький:
«Высылали по 15-20 тысяч, все еврейское население города, в 24 часа! Больных детей грузили в вагоны, как мороженый скот, как поросят. Тысячами люди шли по снегу целиной, беременные женщины дорогой рожали, простужались, умирали старики, старухи…»
Такие города как Киев, Одесса, Гродно, Екатеринослав (Днепр) были заполонены евреями. Сорванные с обжитых мест, раздетые и голодные, они представляли собой жалкое зрелище.
Миссионеры «Mildmay Mission to the Jews» в Одессе (Леон Розенберг и Первая Еврейская христианская церковь), в Гомеле и Гродно (Питер Городищ), Ровно и Киеве (Петр Смоляр) начали оказывать социальную и гуманитарную помощь таким людям. Были открыты бесплатные чайные и пункты по выдаче горячей еды.
Ситуация осложнилась после Декабрьской революции 1917г., а после Октябрьского переворота стала угрожающей. В стране царила анархия и гражданская война.
Начало миссии в Екатеринославе (Днепр)
Осенью 1917 года в Петрограде состоялась конференция, которую провела «Mildmay Mission to the Jews«. Было принято решение расширить работу миссии на Украине и начать служение евреям в Екатеринославе (Днепр). Возглавить это служение предложили Петру Смоляру, который до этого вел миссию в Киеве.
Киев был окружен войсками украинской Центральной Рады и большевистской Красной Гвардии. На улицах было опасно ходить даже днем, так как вооруженные патрули стреляли без предупреждения по любому человеку, который казался им подозрительным.
12 ноября, вечером, в помещении миссии на улице Рейтарская 5, Петр Смоляр и группа евреев-христиан провели молитвенное служение, на котором Петр объявил присутствующим о решении ехать в Екатеринослав.
Вот как описывает эту встречу Петр Смоляр в своем отчете, изданном в 1922 году книгой под названием «God’s work in darkest Russia : Ukrainia terrors and faith’s triumphs : the later war-period and after in Ukrania»:
«Вечером 12 ноября я собрал вместе маленькую группу еврейских христиан (в то время там было только одиннадцать душ), с которыми я наслаждался христианским общением последние шесть месяцев. Я попросил их молиться за нас, нашу новую миссию и опасное путешествие, и все они заверили нас, что сделают это… Наши братья из Миссии дали нам то же обещание… благодаря тому, что эти дети Божьи поддерживали нас в молитве, мы покинули Киев на корабле 13 ноября 1917 года и в пятницу 16-го достигли Екатеринослава».
Через три дня после прибытия Петр нашел группу верующих, состоящую из трех евреев-христиан. Совместно с христианами других национальностей, каждый вторник в течение четырех месяцев они молились, чтобы Бог высвободил служителя для работы с евреями. И Смоляр стал ответом на их искренние молитвы.
Из отчета Питера Смоляра:
«Несколько дней спустя я отправился в путешествие, чтобы исполнить пожелания моего дорогого директора. Я посетил Мелитополь, Харьков, Полтаву и Кременчуг. Во всех городах, где я смог, проводил большие собрания для евреев. Я вернулся в Екатеринослав в середине декабря 1917 года».
Малое начало
2 января 1918 года была проведена первая домашняя группа по изучению Библии, на которой присутствовало более 10 человек.
«Кроме трех еврейских христианских братьев, пришли ищущие души из народа Израиля. Среди них был дорогой Цинчук, который служил клерком в адвокатской конторе. Он стал верующим позже, и теперь он мой дорогой коллега. Он привел с собой жену и старую мать. Кроме того, был молодой человек по имени Ливовский, который был великим талмудистом и гебраистом; потом дорогой Губерман, который также являлся авторитетом в Талмуде и Библии, и со временем они тоже стали христианами; были также два торговца… Это был великолепный вечер».
Кроме домашних групп по изучению Библии, Смоляр и его жена Фаина занимались оказанием гуманитарной и социальной помощи. Было закуплено и роздано нуждающимся семьям беженцев более 1000 пудов (16 тонн) дров, 700 (11 тонн) пудов угля.
«В то же время мы раздали много сотен пудов картофеля и хлеба для бедных. Мы смогли купить по низкой цене 300 пар чулок и ткань, из которой сшили 105 платьев для детей, и все эти вещи давались тем, кто больше всего страдал».
Петровская, №15
4 февраля 1918 года в Екатеринославе на улице Петровская, №15 открылась столовая для неимущих. Пять дней в неделю 180 человек получали там бесплатную еду. Для многих из них это была единственная возможность поесть и не умереть от голода.
16 февраля 1918 года было проведено первое служение общины, которую впоследствии назовут «Дом собраний еврейских христиан».
«К середине февраля наш конференц-зал был готов, и в субботу, 16 февраля 1918 года, мы провели первую большую встречу для евреев в Екатеринославе; 200 больших плакатов были расклеены на улицах, приглашая евреев присутствовать на собрании. Встреча должна была начаться в 4 часа, но до этого часа зал был настолько переполнен, что мы были вынуждены открыть двери в соседнюю комнату. Люди стояли в коридоре, а некоторые просто ушли, так как не было места для них.
Я проповедовал из Иеремии 6:16 в связи с Иоанном 14:6, и моя проповедь продолжалась час, но все молча слушали. Во время молитвы тоже было тихо; но после молитвы они стали очень шумными, некоторые из присутствующих начали оскорблять меня и угрожать мне. Однако большинство купили Новый Завет и другую литературу, и, поблагодарив меня за то, что они услышали, пообещали прийти снова… Господь дал нам спокойствие, нарушители прекратили приходить, а остальные регулярно приходили почти каждую Субботу и проявляли большой интерес к проповеди Евангелия».
В течение недели в общине проходило три собрания. Кроме этого Петр посещал дома верующих евреев и проводил личные консультации. Был открыт читальный зал, куда евреи могли приходить и читать или обсуждать Слово Божье.
Кроме служения евреям, Смоляр проповедовал в немецкой церкви меннонитов, так как там не было служителя и верующие немцы просили его помочь в проповеди Слова Божьего.
Петром Смоляром была написана и издана брошюра под названием «Еврейский народ должен быть отвергнутым?». В ней Петр проливал свет на еврейский вопрос во времена Нового Завета, а также на будущее, которое открывает для Израиля Писание.
Первая твила
2 июня 1918 года в еврейской христианской общине Екатеринослава состоялась первая твила (водное крещение).
«В начале мая 1918 года дорогой Гирш Цинчук сказал мне, что он твердо верит, что Господь Иисус истинный Мессия, Сын Божий и его личный Спаситель. Он сказал, что нашел мир в крови Агнца и теперь желает креститься во имя Господа Иисуса. Примерно в то же время другой молодой человек, Л. Бари, студент медицины, попросил крещения.
Этот молодой человек учился в Одессе и узнал Слово Божье там. Он посещал собрания на Кузнечной улице (община Леона Розенберга — прим. автора) и там стал верующим».
Испытание веры
Шла гражданская война. Петр Смоляр не имел связи с центральной миссией в Лондоне. Деньги на содержание миссии подходили к концу, да и сами деньги обесценились. Продукты питания были в прямом смысле этого слова на вес золота, и в конце апреля брат Смоляр был вынужден закрыть столовую для неимущих.
В его душу прокрались сомнения, он начал думать о том, чтобы остановить работу миссии в Екатеринославе и отправится за границу продолжить служение еврейскому народу.
«Грабители вошли в мой дом и унесли мою одежду, а также другие вещи. Затем до меня дошли новости из Ровно, где мы жили перед войной, что вся наша мебель и вещи, которые мы оставили там, были потеряны. Все это угнетало меня… Я почти решил отказаться от всего и уйти, но голос Господа предостерег меня не делать такого шага, не оставлять работу, начатую с таким благословением…»
В такие трудные минуты Бог открывает свою милость из самых неожиданных источников. Немецкие христиане, которым в свою очередь Пётр служил тем, что проповедовал Божье Слово, собрали 8 000 рублей для миссии.
«Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его», – говорил Екклесиаст (Екл. 11:1). Это послужило ободрением для Петра Смоляра и его супруги, и они увидели в этом проявлении бескорыстной любви знак Божьего благоволения.
Последующие годы служения
В период между началом 1919 года и серединой февраля решение следовать за Йешуа приняли пятнадцать евреев.
«Голда Ашкинази, молодая девушка 18 лет, начала посещать наши встречи в сентябре 1918 года. Она никогда до этого не слышала историю Мессии Йешуа. Голда приходила регулярно на служения и проявляла большой интерес к проповедям, и 20 января 1919 года она была преобразована. Худая, ничем не примечательная на вид, она была очень умной, искренней, и обладала верным сердцем… Летом 1919 года я крестил ее, и с тех пор она стала верным свидетелем для Иисуса».
Кроме таких радостных событий были в жизни Смоляра и личные трагедии. Его помощник и друг Моисей Шафран, который с группой евреев христиан из общины участвовал в евангелизационном палаточном служении Якова Дика, был зверски убит махновцами в мае 1920 года.
На период 1921 года в общине было 46 человек. Это были члены общины, уверовавшие и принявшие крещение евреи. Кроме них собрание посещало более 50 человек евреев, которые приходили послушать проповеди, но воздерживались перед публичным исповеданием веры.
В 1927 году Питер и Фаина Смоляр были вынуждены оставить Советскую Россию, в состав которой вошла Украина. От любящих его людей он получил известие, что ОГПУ готовят арест пастора.
Смоляры продолжили свою миссию по достижению евреев для Иисуса в Риге, до аннексии Прибалтики Советским Союзом в 1939 году. Но это другая история, которую мы обязательно расскажем.
А что же стало с общиной в Екатеринославе? Откроем вместе с вами «The Chosen People №7″ за апрель 1929 года.
«Не так давно нас посетили преподобный Петр Смоляр и г-жа Смоляр, которые были верными миссионерами в «Mildmay Mission the to Jews» более 19 лет. Последние два года они служат в Риге, что в Латвии, морской порт на берегу Балтийского моря.
Раньше они отвечали за большую работу в той стране, что сейчас называется Советская Россия, в южной части Империи, в Екатеринаславе… В Екатеринаславе г-н Смоляр создал полностью организованную еврейскую христианскую церковь.
Работа была в состоянии высокого духовного подъема, когда Советское правительство внезапно решило арестовать г-на Смоляра и сослать его в Сибирь. Г-н Смоляр узнал об этих планах и уехал в Ригу. Ответственным за работу он оставил очень способного помощника, господина Григория Губермана, который продолжает вести работу в России…
Вам будет интересно, как и нам, и ваши сердца будут радоваться, как и наши, если мы позволим вам прочитать несколько строк из недавнего письма к нам от г-на Губермана:
«Я благодарю вас за ваше доверие ко мне, но я должен сказать вам правду. У меня нет особых способностей, я слаб и невежественен. Все те, кто стоят со мной в этом Святом Божьем деле, должны молиться за меня, чтобы Господь жатвы дал мне сил и мудрости, чтобы с большим успехом продолжить работу в Его винограднике…»
Наша община называется «Дом собраний для еврейских христиан». Мы говорим и поем гимны на идиш. Евреи, которые посещают наши встречи, чувствуют себя как дома, а не как в Русской Церкви, где им неуютно. В этом районе насчитывается около сорока верующих евреев, среди которых есть немало хороших проповедников. Все они помогают мне в работе…
Если Миссия позволит, я хотел бы также совершить миссионерский тур в Москву, Киев и Одессу, с целью объединения христианских еврейских братьев в одну группу».
Последние известия о Григории Губермане и общине в Днепропетровске (Екатеринославе) были получены в 1930 году. Губерман сообщал о гонениях на верующих евреев и запрете властей на проведение служений.
Эпилог
Это не вся история Петра Смоляра, а только короткий фрагмент его жизни. Но даже он вдохновляет нас, тех, кто идёт следом за мужами веры.
Они являлись основоположниками мессианского движения последователей Мессии Иисуса среди евреев.
Валентин Эйтан
Община «Свет Мессии», Одесса
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!