Почему Бог должен был стать человеком
Как и многие миссионеры «Евреев за Иисуса», я периодически несу служение онлайн-консультанта на этом сайте. Однажды в чате мне задали вопрос: «Не является ли вера в Бога, явившегося во плоти, кощунством, распространением нафантазированной Римом религии?» Фактически, это одна из формулировок постоянно задаваемого нам вопроса «Как еврей может верить в реально жившего человека Иисуса как в Бога?»
Поднятая моим собеседником тема очень обширная и непростая. В этой статье я попытаюсь раскрыть, на мой взгляд, самые важные её аспекты, не вдаваясь во множество подробностей.
Один и не один
Основным камнем преткновения для евреев служит сам Иисус, который не раз давал понять фарисеям, что Он – именно тот, кого они ожидают:
«Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Иоанна 5:39).
Иисус не раз намекал на Свое тождество с Богом Отцом, но при этом разграничивал Себя и Бога Отца. Противоречие? Бог все же один или множествен? Библия говорит, что есть лишь один Бог. И в то же время Иисус делал то, что может делать только Бог: прощал грехи, повелевал стихиям, испытывал сердца, знал мысли, принимал поклонение. Новый Завет также говорит, что через Иешуа (Мессию) сотворено всё сущее. Стихии повинуются своему Создателю, не так ли?
В то же время, иудейский символ веры гласит: «слушай, Израиль: Господь Бог наш, Господь един есть». Слово «эхад», переведенное на русский словосочетанием «един есть», подчеркивает единство, но допускает существование многообразия внутри этого единства. Это же слово употреблено в Бытии 2:24: «будут одна (эхад) плоть».
Покрывала в скинии, соединяясь образовывали единое целое: «…соединил одно покрывало с другим, и стала скиния одно» (Исход 36:13). О множественности в рамках единства свидетельствует и тот факт, что у слова «эхад» есть форма множественного числа «ахадим».
Сам Бог говорит о Себе во множественном числе – «Элохим» что дословно переводится как «Боги». Во многих местах еврейских Писаний о Боге говорится во множественном числе. Например, Бытие 1:26: «и сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему», и далее «и сотворил Бог». То есть, учение о триединстве сформулировано отнюдь не на пустом месте.
Но в действительности важно не само учение, а понимание того, что Мессия на самом деле должен был быть Богом. Только обладая Божественной природой, Он мог исполнить великую цель и призвание, которое проходит через всю Библию красной нитью – спасение человечества от греха и восстановление связи Бога и человека.
Почему Ему надо было родиться человеком?
С того момента, как Адам и Ева нарушили Божий план, грех вошел в природу человека, и стал вирусом, с рождения передающимся всем последующим поколениям людей. Когда человек согрешил, он духовно умер и потерял связь с Богом. Потому человечеству нужен был новый Адам, послушание которого покрыло бы грех, пришедший в мир через непослушание.
Бог не мог просто взять и вырвать из человека грех, потому что этим бы Он нарушил собственный принцип справедливого воздаяния. Расплата за грех – пролитие крови, то есть смерть. Единственным способом избавить людей от этой расплаты, была заместительная смерть кого-то, на ком не было бы собственного греха. Чтобы искупить человека, нужен был человек! Причём человек, совершенно не затронутый грехом. Но где найти такого? Даже кровь «безгрешного» младенца не оправдала бы людей, так как само семя потомков Адама было заражено грехом. Следовательно, нужен был новый Адам, который не имел бы в себе греха на физическом уровне.
Одно из условий этого – зачатие не от человеческого семени, а от Святого Духа. Иисус был зачат от Божественного семени, Он имел Божественную генетику. Это подтверждает слово «единородный» (по-гречески «моногенез», то есть «одной генетики»):
«Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Иоанна 1:18).
Но чтобы иметь возможность искупить нас, людей, Он был рожден от человека, от плоти женщины, взяв божественное от Бога, и человеческое от человека:
«А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью (Своей) лишить силы имеющего державу смерти» (Евреям 2:14)
Подведём итог:
- С самого момента зачатия человек уже «инфицирован» грехом. В Иисусе не было этого грешного гена, а значит, и склонности к неисполнению Закона. Он единственный из всех живущих сумел исполнить Закон и не совершить за земную жизнь ни единого греха.
- Только человек может умереть. Это было необходимо, чтобы взять на Себя грехи мира и оплатить их Своей кровью. Жертва должна была быть тождественной – человек за человека, душа за душу.
Другими словами, родившись человеком, Иисус в лице человечества исполнил все требования Закона, предъявленные человечеству Богом, но добровольно умер вместо всех остальных людей, как последний грешник, при том, что сам Он эту смерть не заслужил. Поэтому теперь Он получил право выступать перед Богом как представитель всех людей.
«Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою…» (Галатам 3:13)
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!