Якоб Вайцман

,

Почему эта ночь сложнее всех других ночей?

Почему эта ночь сложнее всех других ночей?

Почему эта ночь сложнее всех других ночей?

Не знаю, как вы, а я всегда немного нервничаю перед Песахом. Это тревожное состояние уходит корнями в моё детство, которое прошло в ортодоксальной иудейской семье в Южной Африке. Песах всегда был для нас самый насыщенный событиями хаг (праздник), который требовал от нас огромных усилий. Мы строго соблюдали шаббат, а также все предписания по празднованию любых других праздников. Но Песах всегда казался мне событием совершенно иного уровня.

Для многих еврейских семей Песах стал самым сложным праздником в году, наполненным самым большим количеством обязательств. Со мной наверняка согласятся те, кто вырос в религиозной семье. Но, даже если это не про вас, исследования показывают, что пасхальный седер посещает 78% светских евреев, а в Израиле эта цифра доходит до 90%, при том что большинство населения не считает себя религиозными людьми.

И хотя я оставил в прошлом своё ортодоксальное воспитание, у меня не получилось так же легко стряхнуть с себя напряжение, связанное с Песахом. Оказалось, чтобы двигаться вперёд, мне надо сначала вернуться назад и открыть для себя подлинный смысл этого праздника.

© Getty Images

Не стало ли наше празднование Песаха современной формой рабства?

В моей семье седер требовал большего напряжения и подготовки, чем все другие праздничные события. Хотя я вспоминаю много замечательных моментов из детства, связанных с ортодоксальным воспитанием, я помню также, как сильно я боялся сделать что-нибудь не так, нарушить одну из многочисленных традиций этого праздника.

Позднее, оглядываясь назад, я осознал парадоксальность ситуации. Песах – это история освобождения от рабства, дарования шанса на новую жизнь и обещанного установления завета с Богом. Тора рассказывает нам об этих событиях, а потом Бог даёт повеление увековечить память о нашем исходе из Египта, ежегодно запекая специально заколотого ягнёнка и съедая его с горькими травами и пресным хлебом. При этом, всю пасхальную неделю у нас в домах не должно было быть ничего квасного. Звучит довольно просто. Только на деле почему-то получается совсем не просто.

В наше время процесс удаления хамца (квасного) начинается за несколько недель до Песаха и подразумевает полное очищение дома от любых продуктов, могущих содержать закваску даже в теории. Но если избавиться от всего хамца невозможно, то раввины постановили, что его можно продать нееврею. Существуют официальные бланки договоров о такой продаже, которые нужно подписать, и каждый договор должен быть заверен местным еврейским судом. Как бы странно это ни звучало, при этом ты не передаёшь «покупателю» сам хамец, а только «право собственности» на него. В результате этого процесса весь хамец оказывается «проданным», на него вешают соответствующие ярлыки и запирают с глаз долой. Но этим дело не заканчивается.

Недавно ортодоксальная иудейская община здесь, в Южной Африке, получила инструкцию, перечисляющую все требования, которые необходимо соблюсти, чтобы празднование Песаха было кошерным. Эти требования охватывают всё: от того, как именно следует очищать дом, до полного перечня продуктов, которые необходимо убрать из дома, даже если в них нет никакой закваски. К счастью, практически все лекарства считаются кошерными для Песаха, поскольку таблетки нужно глотать, а не разжёвывать. Соответственно, любая, потенциально присутствующая в них закваска, не будет активирована.

Поэтому, когда мы читаем в Агаде об освобождении из рабства во время седера, то одновременно находимся в напряжении и ошеломлены грузом всевозможных дополнительных требований, которые сами же взвалили на себя в этот праздник. Нет никакой свободы в том, чтобы тщательно следить за каждым своим шагом, чтобы ненароком не оступиться и не сделать ошибку.

Таким ли задумывалось празднование Песаха?

В описании первого Песаха в Торе не упоминается о том, что Бог искал совершенных, глубоко духовных людей или заглядывал по углам домов – не осталось ли там случайно крошек хлеба? Всё, на что Он смотрел, – была ли на косяках дверей кровь агнца без пятна и порока. Это была совершенно простая задача, для выполнения которой не требовалось сонма богословов, ищущих скрытые смыслы, и кучи дополнительных постановлений. Кровь агнца стала символом свободы и искупления, знаком жизни, дарованной вместо смерти.

Раньше я думал, что если не буду максимально точно соблюдать все традиции и законы, Бог не сочтёт меня праведным или достойным. Я чувствовал, что живу словно в облаке вины и стыда. Именно стремление быть праведным в глазах Бога и привело меня в конце концов к Иешуа (Иисусу) — единственному человеку на земле, который смог исполнить все Божьи заповеди до малейшей запятой.

Когда я отдал свою жизнь Иисусу, с моих плеч будто свалился огромный груз. Я почувствовал себя лёгким, как пёрышко! Хоть выметай мною последние крошки хамца из дома. Давившее меня чувство вины растаяло, и вместо него пришло всепоглощающее чувство любви и принятия – не за мои праведные дела, но за то, что сделал для меня Иешуа. Его кровь была кровью «агнца без пятна и порока», и когда я помазал ею косяки дверей своего сердца, я смог заново ощутить полноту Песаха и соединиться с Богом. Его кровь освободила меня!

© Getty Images

Бог смотрит на сердце

Меня научили верить, что, если мы не будем выполнять всё, что нам предписано, Бог не сможет выполнить Свою часть договора. Но на самом деле еврейские Писания этому не учат. Когда пророк Самуил искал следующего царя Израиля, он искал внешне впечатляющего человека. Но Бог смотрел на это по-другому и наставил Самуила:

«Не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» (1 Царств 16:7).

Бог делал так всегда. Первый Песах задумывался не как сложная и многокомпонентная демонстрация совершенства. Это было обеспечение Божьей защиты, и единственное, что нужно было, чтобы её получить, – это верящее и послушное сердце.

В тот первый Песах в Египте Бог не проверял дома на отсутствие в углах хлебных крошек. Повеление было лишь одно и очень простое: Бог смотрел только на то, была ли принята Его благодать, символом которой стала кровь агнца.

Сохраним жизни в этот Песах

Традиционный еврейский принцип пикуах нефеш[1] («сохранение жизни») предписывает, что мицва («заповедь») может быть нарушена, если это необходимо для спасения чьей-либо жизни. Заповедь о сохранении человеческой жизни имеет преимущественную силу.

Пандемия коронавируса COVID-19 перевернула привычный уклад жизни, и традиционные пасхальные приготовления в этих обстоятельствах могут быть невозможны или опасны. Самое время вспомнить о пикуах нефеш и спросить себя: какая заповедь имеет преимущественную силу и действительно может дать жизнь в этот Песах? Приготовить дом в полном соответствии с руководством к Песаху? Я думаю, что всё же распознать саму суть Песаха – истории освобождения.


ПРИМЕЧАНИЯ:

  1. https://ujew.com.ua/the-world-with-jewish-eyes/pikuax-nefesh-czennost-chelovecheskoj-zhizni

 

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *