Ави Снайдер

,

Почему еврейский народ называется избранным?

Почему еврейский народ называется избранным?
Почему еврейский народ называется избранным?

Fiddler On The Roof. Author — Morburre. CC-BY-SA-3.0

Для чего евреи, собственно, избраны?

Мордехай и я договорились встретиться, чтобы «обменяться мнениями». Но мы оба знали, что имелось в виду под этой фразой: каждый из нас был намерен переубедить другого. Я хотел рассказать ему о своей вере в Иешуа, а Мордехай собирался поведать мне о радостях жизни ортодоксального иудея.

«Ави, Ави, Ави, – скорбно сетовал Мордехай. – Я смотрю на тебя и вижу такую трагедию! Ты похож на человека, который отправился искать сокровища. Но, вместо того чтобы сначала осмотреться на собственном дворе, ты пошел копать в огородах язычников. Что бы ты там, по твоему мнению, ни нашел, не идет ни в какое сравнение с красотой того, что ты оставил». Он горестно вздохнул и сказал на выдохе: «Вернись, Ави! Ты – один из Божьих избранных. Вернись».

«Мордехай, – начал я, не пытаясь подражать его серьезности, – ты прав, мы действительно избраны. Но для чего мы избраны?»

Казалось, что глубокая печаль, которой был охвачен Мордехай, внезапно испарилась, и на ее месте осталось безразличие, слегка окрашенное еле уловимым раздражением на мой вопрос. «Кто его знает, для чего мы избраны, – пожал он плечами. – Это дело Хашема. Достаточно знать, что мы избраны. Поэтому возвращайся».

Я наклонился поближе. «Мордехай, – сказал я с заговорщической улыбкой, – я знаю, для чего мы избраны…»

Избранные в Еврейских Писаниях

Когда Бог в Еврейских Писаниях называет нас, евреев, избранными, Он подразумевает, что избрал нас для какой-то конкретной цели и для выполнения определенной задачи. Наш послужной список в деле выполнения этой задачи, скажем прямо, далеко не блестящий. Но Бог по Своей благодати и милости не отверг народ, который Он избрал, и не перепоручил доверенную ему задачу кому-нибудь другому. Мы – по-прежнему избранные, и Бог все еще ждет, что мы выполним то, что Он призвал нас выполнить. Но что это за задача?

Давайте вернемся к тому моменту, когда Бог одной единственной фразой открыл нам причину нашего существования как народа. Давайте вернемся на Синай.

Божественное предписание быть не такими, как все

Бог вывел нас из рабства под властью фараона «рукою крепкою и мышцею простертою». Он излил казни на Египет. Затем Он провел нас через Красное море по сухой земле и тут же утопил наших преследователей в его волнах. Несколько недель спустя мы поставили стан у подножия горы Синай, и Моисей взошел на гору, чтобы получить дальнейшие указания от Господа. Именно там Бог сказал Моисею:

«Так скажи дому Иаковлеву и возвести сынам Израилевым: вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас на орлиных крыльях, и принес вас к Себе; итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исход 19:3-6).

Царством священников? Кем были священники, и что они делали? В древности они учили людей вере в Бога и ходатайствовали за людей перед Богом. Следовательно, если весь народ Израиля был призван быть царством священников, то каких людей тогда мы должны учить и за кого ходатайствовать? В самом деле, кто остается? Остальные народы земли! На Синае мы получили нечто большее, чем Моисеев Закон; мы получили особое повеление, продиктованное желанием Бога донести Его откровение до каждой семьи на земле.

Божий план состоял в том, чтобы создать царство священников, от которых все остальные народы могли бы узнать, кто Он, и прийти поклониться Ему. Это повеление быть сообществом свидетелей проходит красной нитью через всю нашу историю, начиная с призвания Аврама.

Эй, Авраам!

Господь призвал Аврама, сказав ему:

«Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Бытие 12:1-3).

Друзья-неевреи рассказывали мне, что благодаря еврейскому народу мир был благословлен художественными и интеллектуальными достижениями и научным прогрессом. Но, при всем моем восхищении работами Шагала, Спинозы и Солка, эти и другие «еврейские благословения» имеют второстепенное значение по сравнению с тем, что задумывал Бог.

В первую очередь Бог избрал наш народ, чтобы благословить мир откровением о Себе. Через еврейский народ Бог дал миру Писание, а затем – Мессию, о Котором это Писание говорит.

Отпусти народ Мой

Каждый год мы празднуем Песах и вспоминаем наше чудесное освобождение из Египта. Но когда Бог вывел нас из рабства, Он действовал не только в наших интересах. Согласно Писанию, события, связанные с нашим спасением из Египта, были тесно переплетены с желанием Бога открыть египтянам – да и всему миру в целом – что только Он есть Бог Всемогущий. Через Моисея Бог проговорил к гордому и непреклонному фараону:

«…ибо в этот раз Я пошлю все язвы Мои в сердце твое, и на рабов твоих, и на народ твой, дабы ты узнал, что нет подобного Мне на всей земле; … но для того Я сохранил тебя, чтобы показать на тебе силу Мою, и чтобы возвещено было имя Мое по всей земле» (Исход 9:14,16).

Даже сегодня люди всех народов, куда дошла Библия, знают и читают историю Божьего суда над ложными богами Египта. И в день, когда мы выходили из Египта, по свидетельству Библии, с нами вышли «множество разноплеменных людей» (Исход 12:38), жителей Египта, которые избрали оставить своих языческих богов и последовать за Богом Авраама, Исаака и Иакова.

Тора, закон и народы

Библия говорит, что Моисеев Закон был дан нам по многим причинам: чтобы мы не просто выживали, но материально благоденствовали (Второзаконие 6:3); чтобы мы были благословенны, живя в своей земле (Второзаконие 28:1-14); чтобы выделить нас из всех живущих вокруг народов (Исход 19:5-6); чтобы показать святую природу Бога (Левит 19:2; Второзаконие 4:8); чтобы обличать нас в наших грехах, и чтобы привести нас к вере в Мессию.

Но была еще как минимум одна причина, по которой Бог дал нам Закон. Моисей объяснял:

«Итак храните и исполняйте их [Божьи постановления], ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав о всех сих постановлениях, скажут: только этот великий народ есть народ мудрый и разумный. Ибо есть ли какой великий народ, к которому боги [его] были бы столь близки, как близок к нам Господь, Бог наш, когда ни призовем Его?» (Второзаконие 4:6-7).

На древнееврейском «народы» в этом отрывке передано словом «гойим», и в этом контексте оно относится ко всем, кто не является евреями. Бог дал нам Закон как свидетельство для окружающих нас народов.

Бог хотел, чтобы каждый аспект нашего существования – наше поклонение, социальные отношения, деловые операции – были светом для народов. Он хотел, чтобы гойим поняли, что наш Бог реален, близок к нам и отвечает, когда мы взываем к Нему. Он хотел, чтобы они оставили своих идолов и служили только Ему, истинному и живому Богу.

Antique era Caucasian Albanian stone idols in Ichery sheher. Photo — Urek Meniashvili. CC-BY-SA-3.0

История неповиновения

Наилучшим способом достичь такой цели было стать в глазах этих народов примером для подражания. Но вместо этого история свидетельствует о нашем упорном неповиновении Тому, Кто нас избрал. Мы нарушили завет и тем самым не только проявили глубочайшую неблагодарность Богу за все, что Он для нас сделал, но и дискредитировали Его слово в глазах народов, которых Он хотел через нас достичь.

Мы называли себя особым Божьим уделом, но не жили особенной жизнью, которая отличала бы нас от всего остального мира. Мы отвергли Его любовь и оказались весьма посредственным свидетельством для народов. Окружавшие нас народы быстро заметили пропасть между тем, что мы провозглашаем устами, и тем, как мы живем на деле. В результате, вместо того чтобы побуждать другие нации искать и благословлять Господа, наше поведение дало им повод высмеивать и поносить Его святое имя.

Какая ирония и какая трагедия!

Снова и снова, как свидетельствует Писание, Бог увещевал нас соблюдать Его пути. Он обличал наше вероломство и призывал нас возвратиться. Но в конце концов Его справедливость вынудила Господа вынести Свой приговор. Он изгнал нас из нашей земли и отправил в вавилонский плен на семьдесят лет. Тем самым Он как бы сказал нам: «Поскольку вы не захотели жить в своей земле так, чтобы быть светом для народов, Я изгоняю вас из этой земли. Вы будете жить во тьме и служить другим народам и ложным богам, которым они поклоняются».

Обратил зло во благо

И в то же время наше изгнание послужило свидетельством миру! Говоря через пророка Иезекииля об ожидавшем нас суде, Бог провозгласил:

«И будешь посмеянием и поруганием, примером и ужасом у народов, которые вокруг тебя, когда Я произведу над тобою суд во гневе и ярости, и в яростных казнях; – Я, Господь, изрек сие» (Иезекииль 5:15).

Видя наше наказание, другие народы получили возможность понять, что Бог спрашивает с людей за их дела, что Он действует праведно, вознаграждая тех, кто соблюдает Его завет, и наказывая тех, кто оставляет и отвергает Его пути.

И подобно тому как наше изгнание стало свидетельством миру, наше восстановление послужит подтверждением верности Бога, Который наказывает, очищает, сохраняет и восстанавливает народ, названный Его именем. Опять-таки через Иезекииля Бог сказал:

«…и узнают народы, что Я Господь, говорит Господь Бог, когда явлю на вас святость Мою перед глазами их. И возьму вас из народов, и соберу вас из всех стран, и приведу вас в землю вашу» (Иезекииль 36:23-24).

И сейчас, почти две тысячи лет спустя, значительная часть нашего народа действительно вернулась в нашу землю. Но исполняем ли мы свое предназначение?

Наш искаженный мир

Что-то очень не так с этим миром. Мы, евреи, всегда знали это и пытались хоть как-то это изменить. Но все наши усилия улучшить мир – будь то с помощью науки или социальной философии, политики или поэзии – всегда терпели неудачу, потому что пороки общества являются всего лишь следствием болезни, которая находится внутри каждого из нас. Библия – наша Библия – называет эту болезнь грехом.

Бог знал, в какой хаос мы превратим нашу жизнь, и начал осуществление плана по ее восстановлению. Он пообещал прислать Мессию, Который возьмет на Себя наказание по приговору, что заслуживает каждый из нас, умерев в расплату за наши грехи, а затем воскреснув из мертвых. И Он выбрал народ, через который Мессия придет в этот мир и который должен будет распространить Его слово сначала среди своего племени, а затем и среди всех остальных народов мира.

В свете всех выпавших на нашу долю трагических событий, очень многие из нас испытывали искушение сказать (как Тевье-молочник): «А почему бы Тебе, разнообразия ради, не выбрать кого-нибудь другого?» Но Бог не изменит Своего решения – мы избраны. Тем не менее вся наша история не имеет ни малейшего смысла, если мы не поймем, для чего мы избраны.

The Fiddler on the Roof. Photo — Immanuel Giel. CC-BY-SA-3.0

Смысл через предназначение

Если мы поймем, что были избраны исполнить священное призвание, тогда мы поймем, почему силы, враждебные нашему Богу, пытались положить конец нашему существованию. Если бы мы исчезли с лица земли до начала новой эры, Мессия никогда бы не пришел умереть за наши грехи, потому что в пророчестве Исаии сказано: «Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь» (Исаия 53:8). Если бы мы перестали существовать в какой-то момент в течение последних двух тысяч лет, то Мессия не смог бы вернуться, потому что евреи должны присутствовать при этом событии, чтобы исполнились слова пророка Захарии: «они [наш еврейский народ] воззрят на Него [Мессию], Которого пронзили, и будут рыдать о Нем» (Захария 12:10).

Если мы поймем, для чего мы избраны, мы поймем также и то, почему Бог не вступился за нас раньше, чтобы прекратить все наши бедствия. Иногда эти бедствия должны были служить предупреждением, побуждать нас обращаться к Нему за помощью, а не пытаться справиться своими силами. Ситуация, в которой мы оказались на берегу Красного моря – хороший тому пример. В других случаях наши беды были наказанием за конкретные преступления, трагическими последствиями нашего нежелания возвратиться к Богу. Разрушение как первого, так и второго Храмов является наиболее наглядным примером.

И хотя Бог использовал бедствия, чтобы наказывать нас за наши грехи, тот факт, что Он любит нас и призвал нас, объясняет, почему Он не допустил прекращения нашего существования. Если мы поймем, для чего мы избраны, то сможем понять, почему Бог всегда защищал нас от полного истребления и сурово наказывал – иногда даже уничтожал – народы, которые до этого использовал в качестве инструментов нашего наказания. Бог допускал полное истребление других народов, но Он никогда не позволял и не позволит уничтожить нас.

Если же мы не поймем, для чего Бог избрал нас, то вся наша история останется для нас в лучшем случае абсурдной загадкой, а в худшем – злой шуткой. Мы так и будем либо плыть по воле волн в море бессмысленного нигилизма, либо видеть себя игрушкой ненавидящего людей обожествленного «Кота», который забавляется с нами, своими загнанными в угол «мышами», посылая каждому новому поколению всё большие страдания.

Но существует третий вариант – несравнимо лучший, чем нигилизм или представление о злобном Боге.

Божественный план для каждого человека

«Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» (Иеремия 29:11).

У Бога есть план и предназначение для нас. Иешуа (Иисус) сказал: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Иоанна 10:10). Но эту жизнь с избытком возможно обрести только тогда, когда мы восстановим правильные отношения с Тем, Кто нас избрал. Такое восстановление происходит, когда мы открыто признаем, что Иешуа умер, чтобы заплатить Своей смертью за наши грехи, и воскрес из мертвых в соответствии с пророчеством Исаии:

«Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас» (Исаия 53:5-6).

Стоящий перед нами выбор заключается не только в том, прислушаться или не прислушаться к нашим Писаниям и поверить или не поверить в Иешуа. Мы выбираем иметь или не иметь какой-либо смысл и удовлетворение в нашей жизни. Именно поэтому Моисей сказал нам незадолго до того, как мы вошли в землю обетованную:

«Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Второзаконие 30:19).

Ты избран. Откликнешься ли ты на призыв?

 

1 ответить

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *