Почему ты переметнулся в другую команду?
С тех пор как я уверовал в Иисуса, я часто слышу этот вопрос от своих еврейских друзей и родственников.
Я еврей и я верю в Иисуса. Меня часто спрашивают: «Почему ты переметнулся в другую команду? Ты принадлежал к еврейскому народу; ты был особенным, отделённым. Почему же ты перешёл на “другую сторону”: на сторону христиан, неевреев, живешь гойской жизнью, стал гойше коп1, несмотря на всю историю преследования нашего народа с их стороны? Что ты за еврей такой — самоненавистник?»
Мы не они
Нам, евреям, очень не просто определиться с тем, кто мы вообще такие. Разные еврейские авторы дают самые разные определения того, кто такие евреи: нация, народ, религия, этническа группа, комбинация того и другого — или просто оставляют суть еврейства некой загадкой. Бытует мнение, что мы гораздо лучше знаем то, кем мы не являемся, чем то, кто мы есть — мы не они.
Хотя мы не всегда можем дать чёткое
словарное определение понятия «еврей»,
мы живём в общей реальности.
Однако, чем бы в итоге ни было еврейство, мы знаем, что у нас есть общая история, религиозная традиция, современное государство (Израиль) и статус среди неевреев, который, как красное полотнище в корриде, в любой момент может спровоцировать проявления антисемитизма. Хотя мы не всегда можем дать чёткое словарное определение понятия «еврей», мы живём в общей реальности.
Но когда еврей приходит к убеждению, что Иисус — Мессия, в глазах многих евреев он как бы выходит из моря на сушу. И в отличие от теории эволюции, где это считается положительным развитием событий, здесь оно таковым отнюдь не считается.
Тем не менее, будучи евреем-последователем Иисуса, я остаюсь носителем всё той же истории, которую мы вспоминаем каждый год на Песах. Я никогда не забуду реформистскую общину, где состоялась моя бар-мицва: храм Эману-Эль в Канарси, Бруклин, Нью-Йорк. Я не раз бывал в Израиле, и у меня там есть родственники. Однако, как и многие американские евреи моего поколения, я вырос, практически не зная, что такое открытый антисемитизм. Что, кстати, не гарантирует, что в нынешних реалиях я не окажусь жертвой растущей волны антисемитских настроений.
Но я же вроде «переметнулся в другую команду», нет?
«Где ты поклоняешься Богу? — как-то спросили меня. — В синагоге или церкви?»
Ответ: и там, и там, а также в «мессианских общинах», которые исповедуют веру в Иисуса в рамках еврейской культуры.
Первая «церковь», которую я посетил, собиралась в гостиной дома человека по имени Коши, который был международным капелланом в Сиракузском университете, а родом он был вообще из Индии. Когда я состоял там в «Гиллеле», я посещал некоторые службы, уже будучи последователем Иисуса. Позже в течение многих лет был членом мессианской общины под названием «Тиферет Исраэль» в Сан-Франциско. Собрания там проходили по вечерам в пятницу и богослужения включали многие традиционные синагогальные компоненты. А прошлой осенью я смотрел в Zoom трансляции праздничных служб из храма Стивена Уайза в Лос-Анджелесе и синагоги на Парк-авеню в Нью-Йорке.
Правда состоит в том, что сегодня в большинстве синагог отсутствует ключевой компонент моей веры — Мессия Иисус. А в Сан-Франциско, где я сейчас живу, они зачастую даже не особо традиционные. А я как раз-таки очень люблю традиции.
«Ну, церкви — это места, где поклоняются гои. Значит, если ты ходишь в церковь, то ты присоединился к гоям, разве нет?»
Хотя Иисус пришёл к нам, евреям,
Он так же пришёл, чтобы привести
народы мира к вере в Бога Израиля.
Это правда, что большинство церквей в основном нееврейские. Но с точки зрения Библии этого и следовало ожидать. Одна из причин, по которой нас, евреев, называют «избранным народом», в том, что нам поручено привести другие народы — язычников — к познанию и вере в Бога Авраама, Исаака и Иакова. Я верю, что хотя Иисус пришёл для нас, евреев, и к нам, евреям, Он так же пришёл, чтобы привести народы мира к вере в Бога Израиля. Я не присоединился к нееврейскому движению; как бы парадоксально это ни звучало, на самом деле это неевреи, которые верят в Иисуса, присоединились к еврейскому движению.
Новый Завет описывает Иисуса как «свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Луки 2:32, выделено автором). Это перекликается с высказыванием пророка Исайи из еврейских Писаний о народе Израиля: «поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников» (Исайя 42:6).
И конечно же, неевреев в мире больше, чем евреев, — так стоит ли удивляться, что большинство церквей состоят в основном из них? Что меня воодушевляет, так это то, что многие церкви в последнее время проявляют глубокий интерес к изучению еврейского фундамента своей веры.
«Но если ты веришь в Иисуса, то значит веришь и во все эти странные нееврейские идеи вроде Троицы, воплощения и непорочного зачатия?»
Я верю в эти «странные» идеи, потому что об этом говорится в Священном Писании, но я также верю, что они были и остаются в своей сути еврейскими. И я не одинок в этом мнении.
Некоторые еврейские авторы согласны пусть и не с тем, что Иисус — Мессия, но как минимум с тем, что многие из основных христианских концепций являются еврейскими. Например, Бенджамин Зоммер из Еврейской теологической семинарии в Нью-Йорке (учебное заведение, готовящее консервативных еврейских раввинов в Америке) пишет следующее в книге, опубликованной в 2009 году:
«Некоторые евреи относятся к определению христианства как монотеистической религии с серьёзным подозрением, как из-за учения о троице (как три могут равняться одному?), так и из-за основопологающей веры христианства в то, что Бог принял телесную форму. В этой работе я попытался показать, что библейский Израиль имел очень похожие доктрины, и эти доктрины не исчезли полностью из иудаизма после библейского периода… Единственное существенное богословское различие между иудаизмом и христианством заключается не в Троице или воплощении, а в принятой христианством идее умирающего и воскресающего Бога, концепции, которую древний Израиль явно отвергает.2
Интеграция или отторжение?
Современных христиан обвиняют в нетерпимости. К сожалению, в некоторых случаях подобные обвинения имеют основания.
«Так почему же ты перешёл в команду, где подавляется свободомыслие и утверждается, что только они имеют монополию на истину, и больше никто?»
Моя вера учит меня задавать
вопросы, критически оценивать идеи
и вовлекать в диалог окружающих.
По правде говоря, есть и евреи, и христиане, которые не любят, когда какие-то доктрины ставятся под сомнение и возникают вопросы, а их мышление базируется на исключении «других». Моя вера учит меня задавать вопросы, критически оценивать идеи и вовлекать в диалог окружающих. На мой взгляд, Послание Иакова в Новом Завете можно рассматривать как своего рода краткое изложение еврейской этики, и сказано там следующее:
«Братия мои! Имейте веру в Господа нашего Мессию Иешуа, Господа славы, не взирая на лица. Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: “Тебе хорошо сесть здесь”, а бедному скажете: “Ты стань там, или садись здесь, у ног моих”, — то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?» (Иакова 2:1–4).3
В собрании истинных последователей Иисуса найдётся место для каждого из нас. В то же время моя вера также учит, что есть ответы и определённые вещи, которые являются непреложной истиной для всех людей, и что мы можем знать истину лишь настолько, насколько ограниченное человеческое существо способно познать что-либо.
Подведём итог
Итак, отвечая на этот часто задаваемый вопрос: я никогда не «переходил в другую команду». Слово «христианин» в переводе с греческого означает просто «последователь Мессии», независимо от того, является ли он при этом евреем или неевреем. Я называю себя христианином, евреем-христианином, мессианским евреем и евреем, верующим в Иисуса. Но суть в том, что я никогда не переставал быть евреем и не стал частью какой-то «другой», чуждой группы. Я по-прежнему разделяю со всеми остальными евреями, люблю и идентифицирую себя с нашей общей историей, нашими традициями, нашей Обетованной Землёй и нашим статусом аутсайдеров среди народов мира.
Более того, происхождение ученика не так важно, как личность учителя. Я осознал еврейскую суть веры в Иисуса: веры, которая поощряет вопросы, но чьи ответы основываются на том, что Бог сделал и ещё сделает для нас через Мессию.
Если иногда кажется, что в моём окружении сплошные неевреи, то только потому, что они тоже пришли к вере в Бога Израиля. Действительно, христиане из язычников выражают свою веру в соответствии со своими культурными представлениями, а евреи-последователи Иисуса — в соответствии со своими. Но сила притяжения нашей общей веры достаточно сильна, чтобы стереть границы между любыми группами людей, даже если это евреи и язычники (Ефесянам 2:14).
Как ни крути, а это достойная команда!
Примечания
1 Гойский означает «языческий» или «нееврейский». Гойше коп в дословном переводе с идиша означает «языческая голова», что подразумевает кого-то, кто думает, как нееврей.
2 Соммер Бенджамин Д. Тела Бога и мир Древнего Израиля. Нью-Йорк: издательство Кембриджского университета, 2009. Стр. 135–136. Выделения курсивом добавлены автором.
3 Адаптация русского синодального перевода; в оригинальном тексте говорится: «Иисуса Христа нашего Господа славы».
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!