Стефани Хамман

Правда о еврейском мистицизме

Правда о еврейском мистицизме

Правда о еврейском мистицизме

Веками мир мистицизма считался самой глубокой, тёмной и опасной тайной иудаизма. Даже ведущие мировые еврейские организации рекомендуют людям младше 40 лет не заниматься его изучением[1]. Многие верят, что мистицизм связан с магией и оккультизмом. Некоторых привлекают его параллели с восточной философией и нью-эйдж, в то время как другие стараются избегать любых контактов со всем «аномальным» или духовно опасным.

Но что, если древние истоки еврейского мистицизма способны изменить вашу жизнь? Что, если это маргинальное течение на сегодняшнем ландшафте еврейской веры на самом деле ближе к опыту патриархов и пророков, чем любая современная синагогальная служба?

Истинный еврейский мистицизм вращается вокруг идеи, что глубокая и близкая связь с Божественным возможна для тех, кто такую связь ищет.

Мистическая концепция личных отношений с Богом не только основана на еврейских Писаниях, но это именно те отношения, которые Бог желает иметь с нами. Это вдохновляющее откровение не только бросает вызов вашему мировоззрению, но может навсегда изменить ваш взгляд на иудаизм.

Подлинное определение мистицизма

Слово «мистицизм» вызывает у некоторых тревогу, потому что стандартное употребление этого слова отклонилось от его первоначального значения. Похожим образом слово «медитация» ассоциируется порой с практикой нью-эйдж, когда человек пытается полностью очистить свой разум. Но в Писании еврейское слово, переводимое в современном языке как «медитация», — это термин, используемый для описания практики сосредоточения разума на Боге, Его законах или Его словах.

Мистицизм не является синонимом «Зоара» или (раз уж об этом зашла речь) каббалы. Тем не менее, многие сегодня считают «Зоар» основополагающим текстом еврейского мистицизма, а каббалистику — единственным его выражением. Хотя в наше время «Зоар» и стал основным текстом для изучения еврейского мистицизма, при более глубоком исследовании этой книги обнаруживается множество моментов, в которых она расходится с библейскими текстами. Да, «Зоар» придерживается многих библейских принципов, но при этом он, бесспорно, популяризировал и другие идеи, которые Библия запрещает: реинкарнацию и общение с мёртвыми. В нём даже излагается противоречащее Библии повествование о сотворении мира[2]. Каббалистика представляет собой набор практик, исходящих из своеобразной интерпретации мистических текстов, и основывается на целом ряде древних писаний, которые якобы были частью сохранённой устной традиции, кардинально отошедшей от библейского учения[3].

Хотя сегодня исследование еврейского мистицизма часто ограничивается изучением «Зоара» и каббалистических практик, на самом деле еврейский мистицизм — чрезвычайно широкое понятие. Оно охватывает тысячелетия толкований библейских и эзотерических текстов. В самом простом определении мистицизм можно описать как опыт чудесных встреч с Богом в форме видений, снов, личного общения и/или использования экстатического языка («говорения на языках»)[4].

Первоисточник еврейского мистицизма — ряд сверхъестественных встреч, описанных в Танахе. И именно с Танаха должно начинаться любое изучение еврейского мистицизма.

Мистицизм в еврейских Писаниях

Некоторым из наших предков Бог являл Себя через сверхъестественное откровение в человеческом обличии. Хотя современные иудейские богословы с этим спорят, Бог физически явился Агари, чтобы утешить её и благословить её сына Измаила (Бытие 16). Он боролся с Иаковом и дал ему новое имя Израиль в подтверждение Своего завета с ним (Бытие 32). Он явил Себя Моисею в горящем кусте и повелел освободить народ Израиля из рабства (Исход 3).

Кроме того, станицы еврейских Писаний полны рассказов о пророках, встречавшихся с Богом в мистическом состоянии исполненности славой. После такой встречи пророк должен был идти к людям и говорить к ним от имени Бога, призывая покаяться и вернуться к правильным взаимоотношениям с Ним.

Когда ты видишь, кто есть Бог на самом деле, глубочайшее раскаяние становится твоим естественным желанием, потому что ты понимаешь, кем сам являешься в сравнении с Ним.

Послание пророка формулировалось в контексте реального опыта встречи со святым Богом. Вот лишь несколько примеров таких встреч:

  • Книга пророка Даниила. Находясь в изгнании, Даниил получил откровение о будущем Израиля, о мессианском искуплении и суде: «Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня, колеса Его — пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги» (Даниила 7:9-10).
  • Книга пророка Иезекииля. Пророк Иезекииль повествует о своём видении божественной колесницы — некоего средства передвижения, посредством которого Дух Божий перемещается в мире, и описывает это явление мистическим образным языком: «Куда дух хотел идти, туда шли и они; куда бы ни пошел дух, и колеса поднимались наравне с ними, ибо дух животных был в колесах. Когда шли те, шли и они; и когда те стояли, стояли и они; и когда те поднимались от земли, тогда наравне с ними поднимались и колеса, ибо дух животных был в колесах» (Иезекииль 1:20-21).
  • Книга пророка Исайи. Скорее всего, во время поклонения в Храме Исайе открылась сверхъестественная картина Божьего престола: «…видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Исайя 6:1-3).

Эти драматические встречи не единственный мистический способ, которым Бог открывал Себя пророкам. Он говорил с Илией в «веянии тихого ветра» (3 Царств 19:12), которое, хоть и не столь впечатляющее, было так же сверхъестественно, как если бы он слышал голос Бога, обращающийся лично к нему. Все эти встречи показывают нам, что Бог протягивает руку людям, являет им Свою славу и выражает Своё желание иметь с ними отношения.

Мистицизм в еврейской исторической литературе

Священные Писания — не единственный еврейский источник, свидетельствующий о мистических встречах с Богом. Есть и другие подобные тексты, относящиеся к более поздней еврейской мистической традиции. По иронии, многие постбиблейские письменные источники дополняют новыми подробностями Священные Писания и развивают не только идею, что Бог может являться в физическом теле, но и что грядущий Мессия будет иметь божественную природу.

  • Книга Еноха — древнееврейский апокалиптический текст, который описывает Сына Человеческого как Божьего «помазанника» (именно так переводится с иврита слово «Машиах» или «Мессия» (Енох 48). Этот текст прямо противоречит двум основополагающим постулатам современного традиционного иудаизма: что Бог не может принимать физическую форму и что Мессия не может иметь божественную природу. «И спросил я ангела, который пошел со мной и показывал мне все сокрытое, о Сыне Человеческом, кто он такой, и откуда он, и почему шел он с Главой дней? И ответил он мне и сказал мне: Это сын Человеческий, имеющий праведность, С которым праведность обитает, И который открывает все сокровищницы сокрытого» (Енох 46).
  • Книга Ездры. Во внебиблейских писаниях Ездры автор также описывает своё видение человека, который выступает с воинством небесным, говорит языками пламени и считается сыном Бога. Нет никаких сомнений, что это описание Мессии: «…Вышел крепкий муж с воинством небесным… он испускал из уст своих как бы дуновение огня и из губ своих как бы дыхание пламени… это тот, которого Всевышний хранит многие времена, который самим собою избавит творение Свое… Сын же Мой обличит нечестия, изобретенные этими народами» (3 Ездра 13).

Мистицизм в писаниях Нового Завета

Тексты Нового Завета — один из наших основных источников сведений об иудаизме I века[5].

  • Послания Иоанна. Иоанн, молодой еврейский парень родом с севера Израиля и один из ближайших друзей Иисуса из Назарета, описал своё видение Божьего тронного зала в Откровении 4–5. И его описание очень похоже на описание в Книге Еноха. В другом месте Иоанн объясняет природу Иисуса, используя откровенно мистические выражения: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть… И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Иоанна 1:1-3, 14). Такое понимание «Слова» знакомо иудейской традиции и, по сути, идеально согласуется с мистической концепцией Мемры[6] — термина, описывающего Самого Бога, в особенности, когда Он открывает Себя людям. Раввинистические трактовки также связывают Мемру с Мессией. В «Зоаре» слово «Мемра» используется для описания физического проявления Бога, также называемого (что интересно) «Слово Божье», через которое Бог продолжает Свою работу в мире.
  • Послания Павла. Павел был учеником рабби Гамлиэля, евреем, который уверовал в Иешуа (Иисуса) и стал одним из первых лидеров сообщества верующих. Первая встреча Павла с Иешуа произошла совершенно мистическим образом — в видении, которое резко изменило траекторию его жизни. После этого видения Павел посвятил всю свою жизнь делу проповеди учения Мессии язычникам.

В своих посланиях Павел также описывает мистические встречи. Например: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю… что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Коринфянам 12:2-4).

Интересно, что этот текст перекликается с теоретическими рассуждениями о различных уровнях неба в Мишне (Хагига 12b). В другом послании Павел упоминает, что Дух даёт некоторым из нас дар говорить на незнакомых языках и говорить тайны духом (1 Коринфянам 14:2)[7].

Бог, который желает быть познанным

Хотя современное понимание еврейского мистицизма довольно далеко отошло от цели этих сверхъестественных встреч в еврейских Писаниях, еврейский мистический опыт подтверждает, что Бог может и действительно проявляется в физической форме, чтобы установить личные отношения с людьми.

Бог творения действует и в сегодняшнем мире. Несмотря на то, что Бог кажется таким далёким от человеческого существования, Он сам выбирает сделать Себя доступным. Со времён Авраама именно Бог всегда проявлял инициативу взаимодействия со своим народом. И тот же Бог, который являлся и открывал Себя в Танахе, стал плотью и жил среди нас. Иешуа — это Слово Божье, Мемра, Сын Человеческий, Мессия — физическое проявление Бога, который от начала мира желал быть познанным своим творением.

Мистический опыт часто привлекает людей, ищущих самореализации и смысла жизни. Но если мы погружаемся в мистицизм потому, что хотим получить от Бога что-то полезное для себя, то упускаем из виду самое главное.

Суть мистицизма в том, чего хочет Бог — установления близких личных отношений со Своим творением.

Бог не хочет оставаться тайной. Он хочет быть познанным. Независимо от того, открывает Он Себя через мистический опыт, который круто изменит твою жизнь, или каким-то более личным и интимным способом, твои отношения с Ним реальны и ими нужно дорожить.

Если ты не переживаешь полноценных, ярких, насыщенных встреч с Богом, значит ты довольствуешься лишь малой частью того, что может дать иудаизм. Достаточно ли у тебя смелости, чтобы попросить Бога открыться тебе и дать Себя познать? Нет никаких сомнений, что, если ты начнёшь искать Его, ты Его найдёшь (Иеремия 29:13). Бог призывает всех, кто верит в Него, открыться для близких отношений с Ним и стать помощниками в Его работе в этом мире — подготовке земли к полному восстановлению в Нём.


Примечания:

  1. https://www.chabad.org/kabbalah/article_cdo/aid/380334/jewish/Kabbalah-Before-Age-40.htm.
  2. Раввин Джошуа Брумбах в интервью Стефани Сен-Хамель, 11 августа 2020 г.
  3. https://en.wikipedia.org/wiki/Kabbalah#Primary_texts.
  4. Раввин Джошуа Брумбах. F-108: «Введение в еврейский мистицизм».
  5. «Левин отмечает историческую значимость текста: «Если мы хотим заполнить пробелы в нашей собственной истории, нам надлежит знать Новый Завет», — говорит она. Как объясняет Левин, еврейских источников первого века у нас мало, а Новый Завет — один из немногих доступных» https://momentmag.com/gospel-amy-jill-levine/.
  6. Мемра//Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%95%D0%AD%D0%91%D0%95/%D0%9C%D0%B5%D0%BC%D1%80%D0%B0.
  7. Брумбах. F-108.

 

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *